Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), как самостоятельного кредитно-финансового учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом, осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике. Цель курсовой работы – раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать его значение в финансировании социальной сферы страны.
Введение
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации
История возникновения и развития пенсионного фонда
Структура пенсионного фонда, его основные задачи
Глава 2. Особенности доходов и расходов пенсионного фонда РФ
2.1 Образование и расходование средств Пенсионного фонда РФ
2.2 Проблемы развития пенсионного фонда РФ
Глава 3 Перспективы развития пенсионного фонда РФ
3.1 Основные итоги функционирования пенсионной системы
3.2 Основные цели и задачи развития пенсионной системы
Заключение
Список использованной литературы
Средства Пенсионного фонда направляются на:
Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
2.2 проблемы развития Пенсионного фонда РФ
Одной из основных проблем нашей страны является отсутствие научно-обоснованных и объективных планов на долгосрочный период. На примере Пенсионного фонда РФ уже сейчас видно как не хватает средств на выплату пенсий. Не стоит забывать уже сегодня, что мы живём в обществе, где пожилое поколение преобладает над молодым. С 2011 года единый социальный налог заменяется страховыми взносами (34 %). Такой способ хоть и более эффективный, но всё равно не исключает возникновение иных проблем.
Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. Эксперты отмечают, что в результате пенсионной реформы у граждан оказался подорван как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов.
В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения негосударственных пенсионных фондов, которая в настоящее время является запретительной, и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.
В результате были представлены предложения Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по базовым положениям концепции налогообложения участников негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляют почти 300 негосударственных пенсионных фондов. 700 тыс. человек уже получают негосударственную пенсию.
Основной целью концепции является снижение бремени государства в деле пенсионного обеспечения путем повышения ответственности работодателей перед своими работниками через систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, концепция направлена на установление тесной связи между размером пенсии и прошлым заработком пенсионера и на создание равных условий для всех институтов, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование.
По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, уже к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2 % ВВП. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации придется компенсировать за счет, человеческого фактора, т.е. повысить возрастной пенсионный порог.
Тем не менее, по мнению Председателя правления Пенсионного фонда
Российской Федерации Антона Викторовича Дроздова, дефицит существовал практически всегда и не о каком повышении пенсионного возраста для россиян речи пока не идет. С другой стороны, назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на досрочников. Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.
Повысить пенсионный возраст и стимулировать работать пенсионеров,
можно, за счёт увеличения для них размеров пенсии. С точки зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. И позволили бы решить проблемы бюджетного дефицита фонда. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения затрудняются.
ГЛАВА 3 Перспективы развития пенсионного фонда РФ
3.1 Основные
итоги функционирования
В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:
- установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;
- восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);
- создание экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии исходя из международных норм;
- повышение среднего размера трудовой пенсии.
Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 рублей. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.
Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году - 108,4%,
в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.
Отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике в 2002 году составляло 34%, к 2007 г. оно снизилось до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличилось до 36,8% в результате роста базовой части трудовой пенсии в 2008 - 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.
Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий.
Вместе с тем в рамках
пенсионной системы не достигнуты долгосрочная
финансовая устойчивость и сбалансированность
бюджета Пенсионного фонда
Инерционный сценарий развития
пенсионной системы (сохранение существующей
модели) в условиях действующего пенсионного
законодательства неизбежно приведет
к следующим социально-
- невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров. Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится, и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, и отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике будет снижаться;обострение проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан;
- нарастание рисков, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов;
- отсутствие источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов;
- трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период до 2030 года может увеличиться до 3% валового внутреннего продукта.
Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе экономические и демографические факторы:
- макроэкономические параметры, структура занятости, показатели производительности труда, инфляция и размер заработной платы;
- большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы;
- рост демографической нагрузки и высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.
Кроме того, в пенсионной
системе сохраняются
- остается нерешенной проблема досрочных пенсий;
- не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;
- пенсия в значительной мере утратила функцию страхования потери заработка в связи с достижением пенсионного возраста;
- несоответствие тарифов страховых взносов и обязательств по выплате трудовой пенсии.
Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся обеспечения финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и гарантий исполнения ими в полном объеме обязательств по выплате пенсий, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.
3.2 Основные
цели и задачи развития
Основными целями развития пенсионной системы являются:
- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
Задачами развития пенсионной системы являются:
- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
- достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Параметры пенсионной системы должны быть увязаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.
Для достижения этих целей
должна быть осуществлена модернизация
основных институтов действующей пенсионной
системы. При этом необходимо обеспечивать
преемственность и сохранить
социально-страховой принцип
Пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:
1-й уровень - трудовая
пенсия (государственная пенсия) в
рамках государственной (
2-й уровень - корпоративная
пенсия, формируемая работодателем
при возможном участии
3-й уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).
Заключение
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), как самостоятельного кредитно-финансового учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом, осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике.
Целью данной работы было выявить направления совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках реформирования пенсионной системы.
Информация о работе Пенсионный фонд рф и его роль в финансировании социальной сферы