Пенсионный фонд рф и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), как самостоятельного кредитно-финансового учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом, осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике. Цель курсовой работы – раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать его значение в финансировании социальной сферы страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации
История возникновения и развития пенсионного фонда
Структура пенсионного фонда, его основные задачи

Глава 2. Особенности доходов и расходов пенсионного фонда РФ
2.1 Образование и расходование средств Пенсионного фонда РФ
2.2 Проблемы развития пенсионного фонда РФ

Глава 3 Перспективы развития пенсионного фонда РФ
3.1 Основные итоги функционирования пенсионной системы
3.2 Основные цели и задачи развития пенсионной системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 53.23 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Финансы

Тема:  Пенсионный фонд рф и его роль в финансировании социальной сферы

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Калимуллина  Л.И.

Студенческий билет №09ффд12951

Проверил Мардганиева Ю.А.

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации

    1. История возникновения и развития пенсионного фонда
    2. Структура пенсионного фонда, его основные задачи

 

Глава 2. Особенности доходов  и расходов пенсионного фонда  РФ

2.1 Образование и расходование  средств Пенсионного фонда РФ

2.2 Проблемы развития пенсионного  фонда РФ

 

Глава 3 Перспективы развития пенсионного фонда РФ

3.1 Основные итоги функционирования  пенсионной системы

3.2 Основные цели и задачи  развития пенсионной системы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его  пенсионными правами.

Деятельность  Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), как самостоятельного кредитно-финансового  учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим  элементом, осуществляемых в современной  России структурных преобразований в экономике и социальной политике. Так же Пенсионный фонд РФ имеет важное социальное значение, поскольку своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели.

При создании Пенсионного внебюджетного фонда  ставилась задача разгрузить бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались  с большими трудностями, выделить расходы по выплате пенсий в специальную группу и обеспечить их целевыми, закрепленными за этими расходами самостоятельными источниками доходов. Однако практика начала 1990-х гг. прошлого столетия показала, что зачастую в своей деятельности расходы создаваемых социальных внебюджетных фондов являлись экономически неэффективными, поскольку дублировали расходы бюджета, имело место нецелевое использование средств, их распыление. По прошествии нескольких лет сложившийся опыт рыночного хозяйствования, а так же курс на реформирование современной пенсионной системы на основе западных моделей пенсионного обеспечения делают сегодня крайне необходимой оценку деятельности Пенсионного фонда как одного из инструментов государственного регулирования важнейшей социальной потребности общества. Особенно актуальным становится вопрос о направлениях и эффективности расходования средств внебюджетного фонда, поскольку за Пенсионным фондом сегодня закреплены соответствующие источники доходов, объем которых очень значителен и сопоставим с федеральным бюджетом страны.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать его значение в финансировании социальной сферы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи, и система организации

 

1.1 История   возникновения и развития пенсионного  фонда

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был  сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным  органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся  на тот момент у  органов социальной защиты регионов.

 В 1997 году вступил  в силу Федеральный закон «Об  индивидуальном (персонифицированном)  учёте в системе государственного  пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом,  основное значение для увеличения  размера пенсии приобретал не  общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. 

 В дальнейшем система  страховых взносов была закреплена  Федеральным законом от 15.12.2001 №  167-ФЗ «Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен  новый статус ПФР,  как страховщика  и государственного учреждения, а также урегулирован порядок  уплаты страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование,  права и обязанности субъектов  правоотношений по обязательному  пенсионному страхованию. 

 Федеральный закон  от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации»  еще больше расширил функции  ПФР и внес изменения в порядок  возникновения и реализации прав  граждан на трудовые пенсии. Так,  в частности, размер трудовой  пенсии теперь состоит из трех  частей: базовой, страховой и накопительной.  При этом базовая часть финансируется  за счет средств федерального  бюджета, страховая часть - за  счет сумм страховых взносов,  уплачиваемых страхователем за  застрахованных лиц на финансирование  страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм  страховых взносов, уплачиваемых  страхователями за застрахованных  лиц на накопительную часть  трудовой пенсии и дохода от  их инвестирования. Инвестирование  средств пенсионных накоплений  осуществляет Пенсионный фонд  через управляющие компании, выбранные  гражданами, или негосударственные  пенсионные фонды. 

 Дополнительно к основной  деятельности, с 2000 года Пенсионным  фондом финансируются социальные  программы в регионах РФ. В  2008 году на эти цели ПФР выделил  1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

 С 2005 года на Пенсионный  фонд также возложены функции  по начислению гражданам ежемесячных  денежных выплат и реализации  их прав на получение государственной  социальной помощи в виде набора  социальных услуг. С этой целью  ПФР создан и поддерживается  в актуальном состоянии едины   й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты  получателям социальных льгот.

 С 2007 года на ПФР  была возложена дополнительная  задача – выдача сертификатов  на материнский (семейный) капитал.  Изначально предполагалось, что  первые деньги на реализацию  сертификата на МСК будут направлены  не ранее 2010 года, поскольку соответствующий  закон не предусматривает возможность  распоряжения средствами МСК  до достижения ребенком трехлетнего  возраста. Однако в конце декабря  2008 года в связи с неблагоприятной  экономической ситуацией в мире  и в России, Правительство РФ  разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение  жилищных кредитов, не дожидаясь,  пока ребенку исполнится три  года. В кратчайшие сроки органами  ПФР была проведена вся необходимая  организационная работа и практически  сразу после новогодних праздников  были приняты первые заявления  от граждан на распоряжение  средствами материнского (семейного)  капитала.

 В связи с принятием  летом 2009 года ряда законодательных  актов, которые с 1 января 2010 года  в значительной степени изменили  российскую пенсионную систему,  сфера деятельности Пенсионного  фонда Российской Федерации существенно  расширилась. 

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация  – это переоценка расчетного пенсионного  капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой  «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%.

Если после валоризации  размер пенсии в сумме с другими  причитающимися пенсионеру выплатами  оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая  социальная доплата. Если пенсионер  живет в регионе, где прожиточный  минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная  соцдоплата к пенсии, которая выплачивается  Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум  выше федерального, то ему установлена  региональная соцдоплата, которую выплачивают  органы социальной защиты населения  региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации и фонды  обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования  взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду  исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР подошел  в качестве одной из крупнейших организаций  в стране, тысячи сотрудников которой  ежедневно работают над тем, чтобы  пенсионная система при любых  условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью  и точно в срок.

 Одно из дальнейших  направлений работы ПФР - повышение  качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы  любое взаимодействие  с гражданами было результативным  и комфортным. С этой целью  уже сейчас вводятся в строй  новые клиентские службы, постоянно  проводится обучение персонала  и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг или справочной информации.

 

1.2  Структура пенсионного фонда,  его основные задачи 

 

Основная цель пенсионного  страхования – гарантировать  пожилым и престарелым гражданам  достойный уровень жизни. В идеале – не хуже, чем тот, которого они  достигли до момента выхода на заслуженный  отдых. Действительно, если пронаблюдать в динамике средний размер пенсии россиян, то можно отметить, что соотношение  средней пенсии к месячному доходу медленно, но все же подрастает, и  уже готово приблизиться к 50%. И в  то же время, нам в этом смысле далеко до развитых европейских стран, где  эта пропорция составляет 75–80% (Германия).

В России сложилась следующая  структура пенсионной системы:

обязательное  пенсионное страхование – включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца

добровольное  пенсионное обеспечение – включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.

Негосударственные пенсионные фонды имеют право осуществлять деятельность по каждой из составляющих структуры пенсионной системы России.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет  функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и  производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного  пенсионного страхования, считаются  застрахованными.

Добровольное пенсионное страхование по сути, – один из видов  накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так  уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки, компании выплачивает ему дополнительную пенсию.

Пенсия состоит из трех частей:

1. Базовая, или социальная  часть пенсии является самой  маленькой составляющей пенсии. С 1 января 2002 года она была  установлена первоначально в  размере 450 рублей в месяц. Эта  сумма полагается всем лицам,  достигшим пенсионного возраста  и имеющим минимальный трудовой  стаж в 5 лет. Размер базовой  части пенсии не зависит от  заработной платы, суммы страховых  взносов – базовую часть пенсии  государство выплачивает всем.

2. Страховая часть пенсии  напрямую зависит от того, сколько  за весь трудовой период за  данного человека было уплачено  в Пенсионный фонд страховых  взносов. Размер страховой части  трудовой пенсии рассчитать очень  просто: достаточно пенсионный капитал,  сформированный на день назначения  пенсии, разделить на количество  месяцев ожидаемого периода выплат  пенсии – 228 (на основании данных  Госкомстата для расчета трудовых  пенсий был узаконен период  в 19 лет, то есть 228 месяцев).

Информация о работе Пенсионный фонд рф и его роль в финансировании социальной сферы