Пенсионный фонд рф и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), как самостоятельного кредитно-финансового учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом, осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике. Цель курсовой работы – раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать его значение в финансировании социальной сферы страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации
История возникновения и развития пенсионного фонда
Структура пенсионного фонда, его основные задачи

Глава 2. Особенности доходов и расходов пенсионного фонда РФ
2.1 Образование и расходование средств Пенсионного фонда РФ
2.2 Проблемы развития пенсионного фонда РФ

Глава 3 Перспективы развития пенсионного фонда РФ
3.1 Основные итоги функционирования пенсионной системы
3.2 Основные цели и задачи развития пенсионной системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 53.23 Кб (Скачать)

3. Накопительная часть  также зависит от величины  пенсионных накоплений. Право на  накопительную часть пенсии получают  только молодые возрастные группы  – мужчины 1953 года рождения  и моложе, женщины 1957 года рождения  и моложе.

В основные задачи ПФ РФ входят:

– целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

– капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

– межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

– организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

– контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» предусмотрено:

1) закрепить за Пенсионным  фондом РФ и его территориальными  органами полномочия по выплате  государственных пенсий;

2) рекомендовать органам  исполнительной власти субъектов  РФ заключить с Пенсионным  фондом РФ соглашения о передаче  территориальным органам Пенсионного  фонда РФ полномочия по назначению  и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей  реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся  вопросами назначения и выплаты  государственных пенсий, на работу  в территориальные органы Пенсионного  фонда РФ.

Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном  округе являются:

♦ координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного  фонда в федеральном округе;

♦ координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

♦ взаимодействие с полномочным  представителем Президента Российской Федерации;

♦ взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной  власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и  обобщения сведений о доходной части  бюджета Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд является важнейшим звеном в финансовой системе  государства, при этом он обладает рядом  особенностей:

– в основном формируется за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

– страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

– денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

– на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса Российской Федерации;

  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

– денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

  • Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе Российской Федерации, отделения в национально – государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходом средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным  финансово – кредитным учреждением, но такая самостоятельность имеет  определенные особенности, и сильно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Как  уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Также государство определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Трудовая пенсия – ежемесячная  денежная выплата в целях компенсации  гражданам заработной платы или  иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии.

В России установлены следующие  виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по  старости (по возрасту);

2) трудовая пенсия по  инвалидности;

3) трудовая пенсия по  случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих  частей: базовой части; страховой  части; накопительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

♦ мужчины, достигшие возраста 60 лет;

♦ женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее  пяти лет страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются  и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать населению прожиточный уровень  жизни.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют  следующие виды: пенсия за выслугу  лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная  государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом. Она предоставляется  гражданам в целях компенсации  им заработка, утраченного в связи  с прекращением государственной  службы при достижении установленных  законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Установлены следующие размеры  пенсий федеральным служащим за выслугу  лет при наличии стажа государственной  службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом  базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый год стажа  государственной службы сверх 15 лет  пенсия за выслугу увеличивается  на 3% среднемесячного заработка. При  этом общая сумма пенсии за выслугу  лет не может превышать 75% среднемесячного  заработка федерального государственного служащего.

В настоящее время в  России действует так называемая накопительная система пенсионного  обеспечения.

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе  за счет платежей работника и его  работодателя, не расходуются на выплаты  сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход  до тех пор, пока плательщик не выходит  на пенсию. Все сбережения плательщика  и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая  и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной «уравниловки», в то же время экономика получает большие ресурсы для долгосрочных вложений. В некоторых случаях  управление пенсионными деньгами остается у государства, но зачастую эту обязанность  переходит к частным компаниям. Так же существует система конкурирующих  негосударственных пенсионных фондов.

Основные причины, по которым  все большинство стран переходят  с распределительной системы  на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его  пенсии. Деньги на пенсионных счетах –  собственность населения, а не государства, поэтому надежность пенсионного  обеспечения в накопительной  системе повышается;

б) накопительная система  повышает норму сбережений в стране, что довольно важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

в) в настоящее время  демографическая ситуация в мире такова, что на одного человека пенсионного  возраста постепенно приходится все  меньшее число работающего населения.

При этой системе собираются статистические данные необходимые  для дальнейшего развития пенсионной системы, и обязательные при прогнозировании  необходимых средств, для обеспечения  населения, нуждающегося в социальной защите.

Результатом 10-летнего развития Пенсионного фонда является создание довольно прочной системы пенсионного  обеспечения, при которой такой  важной задачей занимается не аппарат  управления государством из средств  государственного бюджета, а специально созданный для этого государственный  институт, занимающийся непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Особенности доходов и  расходов Пенсионного фонда РФ

 

2.1 Образование  и расходование средств Пенсионного  фонда РФ

Источниками формирования средств  Пенсионного фонда являются:

  1. страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;
  2. ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);
  3. средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  4. средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований;
  5. доходы от капитализации временно свободных средств;
  6. беспроцентные ссуды, займы и кредиты;
  7. добровольные взносы юридических и физических лиц;
  8. другие поступления.

Плательщиками страховых  взносов в ПФР являются:

- работодатели – юридические  лица, в том числе иностранные,  их обособленные подразделения  (тариф страховых взносов –  28%, для организаций, производящих  сельхозпродукцию, - 20,6% выплат в  денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников  по всем основаниям независимо  от источников финансирования);

- международные организации,  осуществляющие свою деятельность  на территории Российской Федерации, - в отношении граждан, имеющих  право на государственное пенсионное  обеспечение (28%);

- граждане, занимающиеся  индивидуальной трудовой деятельностью  и народными художественными  промыслами (20,6%);

- крестьянские, фермерские  хозяйства (20,6%);

- граждане, в том числе  иностранные лица, лица без гражданства,  проживающие на территории Российской  Федерации, индивидуальные предприниматели,  осуществляющие приём на работу  по трудовому договору (28%);

- граждане, работающие по  трудовым договорам, получающие  вознаграждения по договорам  гражданско-правового характера,  по авторским договорам (1%).*

Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых  взносов в 30-дневный срок со дня  их учреждения. Банки открывают расчётные  и иные счета при предъявлении предпринимателями документа, подтверждающего  регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Страховые взносы начисляются  на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении (по всем основаниям), из которых исчисляется  пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам  подряда и поручения.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз  в месяц  – в срок, установленный для  получения оплаты труда за истёкший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников.

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые  взносы с тех видов доходов  и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан  законодательством Российской Федерации  о подоходном налоге с физических лиц.

Основной источник доходов  фонда - это страховые взносы работодателей  и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях  средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается  не позднее 15 числа месяца, за который  исчислены страховые взносы. В  таком же порядке работодатели начисляют  и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Информация о работе Пенсионный фонд рф и его роль в финансировании социальной сферы