Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Наряду с бюджетами, как основными фондами денежных средств органов власти, важнейшим звеном системы государственных финансов в Российской Федерации выступают внебюджетные фонды. Появление данного звена бюджетной системы связано с необходимостью обособить часть государственных ресурсов для устойчивого финансирования важнейших социально-экономических программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……...3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 История ПФР……………………………………………………………..………6
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР…………………………………..…10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010 гг…...………21
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 и на плановый 2009-2010 гг……………………………………………………………………………….24
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ.…………………………….27
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Меры по развитию пенсионной системы..……………………………………30
3.2 Направления по дальнейшему совершенствованию ПФР…………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

Расходы на аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов и на органы управления государственных внебюджетных фондов в 2010 году занимают шестое место. Удельный вес – 1,5%.

С 1 декабря 2009 года базовая часть трудовой пенсии россиян увеличена на 31,4%, в результате чего, средний размер базовой части трудовой пенсии составил 2 562 рубля, а средний размер трудовой пенсии составил 6 280 рублей Это уже четвертое повышение пенсии с начала 2009 года. Первая в этом году индексация прошла 1 марта – базовая часть трудовой пенсии была увеличена на 8,7%. 1 апреля и 1 августа был увеличен размер страховой части трудовой пенсии на 17,5% и на 7,5% соответственно. Кроме того, в апреле на 13% был увеличен размер ЕДВ.

Следующее повышение пенсии ожидает россиян 1 января 2010 года: будет проведена валоризация – переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые граждане приобрели до проведения пенсионной реформы в 2002 году. 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал будет увеличен на 10%. Также к нему будет прибавляться по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

В течение следующего года будут индексироваться трудовые и социальные пенсии. Планируется, что с 1 апреля 2010 года на 6,3% будут увеличены трудовые пенсии. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы 12,0%, и еще на 3,5% с 1 июля 2010 года. Помимо этого 1 апреля 2010 г размер ЕДВ будет увеличен на 10%. 

В целом средний размер трудовой пенсии по старости на  конец 2010 года составит 8,107 тыс. руб.

В структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ  за 2008-2010 гг., видно, что основная доля расходования идет на пенсии и выплаты ветеранам, инвалидам и др. категориям граждан в соответствии с законодательством РФ, что составляет 90—95%.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.

2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ

Действующая в РФ система пенсионного страхования специалистами оценивается как неэффективная. Основанием для такого вывода является: низкий уровень трудовых пенсий, наличие устойчивой тенденции по снижению коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, дефицит собственных средств ПФР на выплату пенсий.

Система на обеспечивает решение двух основных целей пенсионного страхования: финансирование в полном объеме выплаты текущих пенсий и финансирование пенсий в долгосрочном периоде. В пенсионной системе нет равновесия между финансовыми возможностями системы и государственными пенсионными обязательствами. В этих условиях вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости ПФР становятся первоочередными. Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью.

Действующая пенсионная система является финансово неустойчивой и выполняет свои обязательства только с помощью федерального бюджета.

Используемые методы регулирования в пенсионной системе, направленные в основном на снижение единого социального налога, не учитывают их последствий для финансового состояния пенсионной системы и ухудшают ее устойчивость.

Реализуемые методы поддержания  устойчивости пенсионной системы приводят к усилению государственного пенсионного обеспечения, в ущерб развитию пенсионного страхования в России.

Неустойчивость пенсионной системы обусловлена за счет внешних, задающих и определяющих работу системы, факторов и условий.

Нуждается в уточнении роль и порядок применения индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров.

Необходимы изменения в нормативно-правовых актах по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с внедрением системы условно-накопительных счетов и накопительных элементов финансирования пенсий.

Следует предусмотреть введение действенных стимулов для добровольного более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.

Целесообразно осуществить централизацию учета обязательной страховой пенсионной системы, обязательной накопительной пенсионной системы и профессиональных пенсионных систем в переходный период в рамках Пенсионного фонда России.

Таким образом, для дальнейшего развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается рассмотреть комплекс мер по развитию пенсионной системы.


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

3.1 Меры по развитию пенсионной системы

Повышение устойчивости пенсионной системы необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- реализовать страховые принципы в пенсионном обеспечении;

- последовательно и целенаправленно уменьшать дефицит собственных средств системы на финансирование государственных пенсионных обязательств;

- создавать страховой резерв ПФР;

- обеспечить в полной мере соответствие объема и направления расходных обязательств системы объему и структуре доходов ПФР в текущий период и в долгосрочной перспективе, для чего по каждому направлению государственных обязательств определить конкретный финансовый источник.

В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы.

На заседании Правительства РФ 27.04.2009 г. был рассмотрен проект Минздравсоцразвития «Развитие пенсионной системы», направленный на дальнейшее развитие существующей пенсионной системы в стране и повышение ее финансовой устойчивости.

Целью проекта развития пенсионной системы является обеспечение прав застрахованных лиц на необходимый уровень пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе на основе повышения сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования и более полной реализации страховых принципов – эквивалентности и солидарности обязательств.

Сохранение основных параметров введенной в 2002 году системы обязательного пенсионного страхования, основанной на налоговом источнике финансирования, в перспективе приведет к отставанию темпов роста пенсионного обеспечения граждан относительно темпов роста заработной платы и нарастанию несбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Установленные тарифы страховых взносов, учитываемые на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, не позволяют значительной части застрахованных лиц сформировать права на получение пенсии по старости в размере не менее 40% прежнего заработка, при достижении страхового стажа не менее 30 лет.

Целями проекта являются:

                    повышение к 2024 году среднего размера трудовых пенсий по старости до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный потребительский бюджет пенсионера (2,5 прожиточных минимума пенсионера);

                    ликвидация с 2010 года бедности среди пенсионеров;

                    повышение финансовой обеспеченности системы обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с указанными целями определены на 2009-2012 гг.

Ожидаемым социально значимым результатом достижения целей Проекта, по оценкам Минздравсоцразвития России, является повышение уровня жизни пенсионеров до 70-75% от уровня жизни работающего населения. В результате средний размер трудовой пенсии в 2012 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 2,19 раза, страховая часть трудовой пенсии к концу 2012 увеличится в 1,6 раза по сравнению с концом 2008 года, социальная пенсия – в 2,11 раза.

Предусматривается увеличение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., а также ежегодная индексация страховой части трудовой пенсии по росту доходов Пенсионного фонда Российской Федерации и индексация социальных пенсий по росту величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

Будет достигнут минимальный уровень материального обеспечения не ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации за счет установления социальной доплаты к пенсиям, финансируемой из федерального бюджета. Соответствующую доплату в 2010 году получат 3,2 млн. пенсионеров. Субъекты Российской Федерации должны установить социальные доплаты к пенсиям до прожиточного минимума, превышающего прожиточный минимум в Российской Федерации (в 28 субъектах Российской Федерации в отношении 670 тыс. пенсионеров).

Технология персонифицированного учета пенсионных прав граждан, применяемая ПФР, в принципе позволяет получать любую информацию о застрахованном лице, в том числе и о работе пенсионера. Однако из-за привязки передачи работодателем соответствующих данных к срокам сдачи налоговой отчетности, необходимая информация разносится по лицевым счетам граждан с задержкой в 1,5 года и, следовательно, применительно к подтверждению факта работы не является актуальной. Благодаря переходу от налогов на полноценные страховые взносы в 2010 году мы перейдем на полугодовую отчетность.

Повысится финансовая обеспеченность системы обязательного пенсионного страхования и снизится потребность в субсидировании выплаты пенсий за счет средств федерального бюджета.

Предусматривается установление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, администрирование уплаты которых будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации, а также поэтапный переход на ежеквартальный персонифицированный учет страховых взносов. Реализация этих мер должна обеспечить уровень собираемости страховых взносов не ниже 97%.

Ухудшение экономических условий повлияло на величину целевых показателей проекта. Так показатель отношения среднего размера трудовой пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации в 2012 году составит 1,71 раза вместо предусмотренного в ОНДП показателя - 1,96 раза.

Планируется завершить в 2009 году создание нормативной правовой базы и приступить к решению задач проекта с 1 января 2010 года.

 

3.2 Направления по дальнейшему совершенствованию Пенсионного фонда РФ

С 2010 г. в российской пенсионной системе произойдут изменения, направленные на ее совершенствование. Предполагается ввести сразу несколько новшеств.

Для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, попадающих под действие дореформенной и новой пенсионной системы правительство предполагает довести средний размер трудовой пенсии до 2,5 размеров прожиточного минимума к 2020 году. Для застрахованных лиц, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, предполагается создать необходимые условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении. Основными механизмами достижения выдвинутых ориентиров являются:

1) Повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров. Данный ориентир будет выполнен с помощью валоризации (повышение денежной оценки) пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002 года, с учетом советского стажа до 01.01.1991 года на 10% плюс 1% за каждый год вышеуказанного стажа, а также за счет введения минимального уровня материального обеспечения.

2) Усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий.

Перевод базовой части трудовой пенсии в состав страховой части, ее индексация по общему правилу - росту доходов пенсионного Фонда России на каждого пенсионера (а не по росту цен), при условии установления достаточных источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования. Установление начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового стажа в момент ее назначения.

3) Создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме. Повысится тариф взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан, с 14% до 16%.

4) Совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы. Стимулирование личных инициатив по повышению пенсии за счет формирования дополнительных накоплений и обращения за пенсией в более позднем возрасте. Расширение инвестиционного портфеля государственной управляющей компании в целях предоставления возможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы