Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Наряду с бюджетами, как основными фондами денежных средств органов власти, важнейшим звеном системы государственных финансов в Российской Федерации выступают внебюджетные фонды. Появление данного звена бюджетной системы связано с необходимостью обособить часть государственных ресурсов для устойчивого финансирования важнейших социально-экономических программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……...3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 История ПФР……………………………………………………………..………6
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР…………………………………..…10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010 гг…...………21
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 и на плановый 2009-2010 гг……………………………………………………………………………….24
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ.…………………………….27
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Меры по развитию пенсионной системы..……………………………………30
3.2 Направления по дальнейшему совершенствованию ПФР…………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

3)                 накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями и организациями.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В настоящее время в России используется так называемая распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения.

Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на  пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека  преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.

В настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии[7], которое реализуется в случае уплаты страховых взносов[8]. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010 гг.

Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.

Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходова­ния денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от­дельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсион­ного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пен­сионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных ли­цевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранят­ся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального бан­ка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открывае­мых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Из графика (Приложение 2) видно, что с 2006 по 2008 год идет увеличение доходов во внебюджетных фондах Российской Федерации. Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд увеличились с 796,2 млрд.рублей (2006 год) до 1251,4 млрд.рублей (2008 год). За январь-октябрь 2009 года страховые взносы ПФР составили 1034,6 млрд.рублей, когда за тот же период в 2008 году – 1026,5 млрд.рублей.

  Анализируя таблицу (Приложение 3), мы видим, что доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2006 по 2008 год увеличились с 1637,6 млрд. руб. до 2730,2 млрд. руб. И в период с 2008 до 2010 года планируется повысить доход до 4680,0 млрд. руб.. Таким образом, темп роста с 2006 по 2008 год составил 166,72%, а в планируемый период с 2006 по 2010 год составит 285,78%. цепной темп роста в 2007 году по отношению к 2006 году он составит 118,88%, в 2008 году по отношению к 2007 составит 140,24%, в 2009 году по отношению к 2008 году темп роста составит 120,25%, в 2010 году по отношению к 2009 году составит 142,55%.

Если проанализировать расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2006 по 2008 год расходы постоянно растут, а в период с 2008 по 2010 год планируется дальнейшее повышение расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации. Таким образом, расходы в период с 2006 по 2008 год возросли с 1537,3 до 2357,8 млрд. руб. А в прогнозируемый период с 2008 по 2010 год планируется повысить до 4398,0 млрд. руб. цепной темп роста расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2007 году по отношению к 2006 году он составит 116,21%, в 2008 году по отношению к 2007 составит 131,98%, в 2009 году по отношению к 2008 году темп роста составит 129,00%, в 2010 году по отношению к 2009 году темп роста будет равен 144,60%.

Проведем более подробный анализ доходов и расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2008 – 2010 года.

Доходная часть бюджета Фонда на 2008-2010 гг. сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Если проанализировать доходы Пенсионного Фонда, то мы видим, что доходы  должны увеличиться к 2010 году с 2730,3 млрд. руб. до 4398,0 млрд. руб. Темп роста в 2010 году по отношению к 2008 году составит 138,65% (Приложение 4).

Если считать цепной темп роста, то в 2009 году он составит 120,25% по отношению к 2008 году. В 2010 году составит 142,55% по отношению к 2009 году.

Таким образом, в доходах бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008, 2009 и 2010 года, можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ видно, что на трансферты из федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий, приходится в эти годы от 54 до 62%.

Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал); низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов; снижение с 1 января 2005 года базовой ставки ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6 %; изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %; несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной). Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений. Для базовой части пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство пытается снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 году к страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.

2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 и на плановый 2009-2010 гг.

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Если в 2008 году проранжировать расходы по их удельному весу, то на первом месте находятся расходы на выплату базовой части трудовой пенсии и на выплату страховой части трудовой пенсии, общая сумма, которых равна 1877,0 млрд.рублей, а удельный вес составит – 79,6% (Приложение 5).

Второе место занимают расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам, где сумма составляет 170,4 млрд.рублей, а удельный вес – 7,2%.

На третьем месте находятся расходы на выплату пенсии по государственному пенсионному обеспечению, сумма составляет 142,1 млрд.рублей, а удельный вес – 6,0%.

Четвертое место занимают расходы на осуществление ежемесячной выплаты ветеранам, где сумма составляет 54,1 млрд. рублей, удельный вес – 2,3%.

Пятое место занято Руководством управлением в сфере установленных функций, т.е. на аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов и на органы управления государственных внебюджетных фондов. Их сумма – 47,3 млрд. рублей, удельный вес составляет 2,0%.

В 2008 году проведена индексация пенсий и ЕДВ в следующих размерах:

                    базовой части трудовой пенсии – на 15,0% с 1 августа;

                    страховой части трудовой пенсии – на 12,0% с 1 февраля, на 7,5% с 1 апреля, на 8,0% с 1 августа;

                    ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан (федеральным льготникам) – на 8,5% с 1 апреля, на 1,8% с 1 июля.

С 1 августа 2008 г. установлен размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1794 рубля (с ростом на 15%) с одновременным пропорциональным увеличением размеров всех других базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

С 1 февраля и 1 августа 2008 г. осуществлена индексация страховой части трудовой пенсии для всех пенсионеров соответственно на 12% и 8%, а с 1 апреля 2008 г. проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 7,5% (в общей сложности увеличение на 30%).

В результате осуществленных мероприятий по повышению пенсий в 2008 г. средний размер трудовых пенсий по старости увеличился на 939 рублей или на 25,3% при уровне роста цен за 2008 г. на 13,3% и на конец года составил 4652 рубля, социальной пенсии - 3007 рублей. Увеличены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан с 1 апреля 2008 г. на 8,5% и с 1 июля 2008 г. на 10,5%.

Анализируя расходы 2009-2010 гг. по удельному весу, можно увидеть, что места распределяются аналогично 2008 году. Небольшое смещение происходит в 2010 году за счет предоставления материнского капитала.

На первом месте остаются расходы на выплату базовой части трудовой пенсии и на выплату страховой части трудовой пенсии В 2009 году их удельный вес составит – 77,2%, в 2010 году – 77,3%

Второе место занимают расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам, где удельный вес в 2009 году составит 7,8%, а в 2010 году – 5,9%.

На третьем месте находятся расходы на выплату пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Удельный вес в 2009 году – 6,0%, в 2010 году – 5,7%.

Четвертое место в 2009 году занимают расходы на осуществление ежемесячной выплаты ветеранам, где удельный вес составит 2,2%. А в 2010 году на четвертом месте находятся расходы на предоставление материнского (семейного) капитала, где удельный вес составит – 2,3%.

Пятое место в 2009 году занимают расходы на аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов и на органы управления государственных внебюджетных фондов. Удельный вес составит 2,0%.В 2010 году на пятом месте находятся расходы на осуществление ежемесячной выплаты ветеранам, где удельный вес составит 1,7%.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы