Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрен только один из внебюджетных фондов – Пенсионный фонд.
Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР). На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды, или 6% ВВП. Фонд подотчетен Правительству РФ, действует на основе Положения о Пенсионном фонде РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……...3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 История ПФР……………………………………………………………..………6
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР…………………………………..…10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010 гг…...………21
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 и на плановый 2009-2010 гг……………………………………………………………………………….24
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ.…………………………….27
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Меры по развитию пенсионной системы..……………………………………30
3.2 Направления по дальнейшему совершенствованию ПФР…………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с указанными целями определены на 2009-2012 гг.

     Ожидаемым социально значимым результатом  достижения целей Проекта, по оценкам  Минздравсоцразвития России, является повышение уровня жизни пенсионеров  до 70-75% от уровня жизни работающего  населения. В результате средний  размер трудовой пенсии в 2012 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 2,19 раза, страховая часть трудовой пенсии к концу 2012 увеличится в 1,6 раза по сравнению с концом 2008 года, социальная пенсия – в 2,11 раза.

     Предусматривается увеличение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., а также ежегодная индексация страховой части трудовой пенсии по росту доходов Пенсионного фонда Российской Федерации и индексация социальных пенсий по росту величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

     Будет достигнут минимальный уровень  материального обеспечения не ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации за счет установления социальной доплаты к пенсиям, финансируемой  из федерального бюджета. Соответствующую  доплату в 2010 году получат 3,2 млн. пенсионеров. Субъекты Российской Федерации должны установить социальные доплаты к пенсиям до прожиточного минимума, превышающего прожиточный минимум в Российской Федерации (в 28 субъектах Российской Федерации в отношении 670 тыс. пенсионеров).

       Технология  персонифицированного учета пенсионных прав граждан, применяемая ПФР, в  принципе позволяет получать любую  информацию о застрахованном лице, в том числе и о работе пенсионера. Однако из-за привязки передачи работодателем  соответствующих данных к срокам сдачи налоговой отчетности, необходимая информация разносится по лицевым счетам граждан с задержкой в 1,5 года и, следовательно, применительно к подтверждению факта работы не является актуальной. Благодаря переходу от налогов на полноценные страховые взносы в 2010 году мы перейдем на полугодовую отчетность.

     Повысится финансовая обеспеченность системы  обязательного пенсионного страхования  и снизится потребность в субсидировании выплаты пенсий за счет средств федерального бюджета.

     Предусматривается установление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, администрирование уплаты которых будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации, а также поэтапный переход на ежеквартальный персонифицированный учет страховых взносов. Реализация этих мер должна обеспечить уровень собираемости страховых взносов не ниже 97%.

     Ухудшение экономических условий повлияло на величину целевых показателей  проекта. Так показатель отношения  среднего размера трудовой пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации в 2012 году составит 1,71 раза вместо предусмотренного в ОНДП показателя - 1,96 раза.

     Планируется завершить в 2009 году создание нормативной  правовой базы и приступить к решению  задач проекта с 1 января 2010 года.  

       3.2 Направления по  дальнейшему совершенствованию  Пенсионного фонда  РФ 

       С 2010 г. в российской пенсионной системе  произойдут изменения, направленные на ее совершенствование. Предполагается ввести сразу несколько новшеств.

       Для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, попадающих под действие дореформенной и новой пенсионной системы правительство предполагает довести средний размер трудовой пенсии до 2,5 размеров прожиточного минимума к 2020 году. Для застрахованных лиц, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, предполагается создать необходимые условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении. Основными механизмами достижения выдвинутых ориентиров являются:

       1) Повышение уровня пенсионного  обеспечения лиц старшего поколения  и ликвидация бедности среди  пенсионеров. Данный ориентир  будет выполнен с помощью валоризации  (повышение денежной оценки) пенсионных  прав, приобретенных до 01.01.2002 года, с учетом советского стажа до 01.01.1991 года на 10% плюс 1% за каждый год вышеуказанного стажа, а также за счет введения минимального уровня материального обеспечения.

       2) Усиление страховых принципов  предоставления трудовых пенсий.

       Перевод базовой части трудовой пенсии в состав страховой части, ее индексация по общему правилу - росту доходов пенсионного Фонда России на каждого пенсионера (а не по росту цен), при условии установления достаточных источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования. Установление начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового стажа в момент ее назначения.

       3) Создание условий для формирования  пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме. Повысится тариф взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан, с 14% до 16%.

       4) Совершенствование накопительной  составляющей пенсионной системы.  Стимулирование личных инициатив  по повышению пенсии за счет формирования дополнительных накоплений и обращения за пенсией в более позднем возрасте. Расширение инвестиционного портфеля государственной управляющей компании в целях предоставления возможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений.

       С учетом изменений, происшедших в  экономике во второй половине 2008 года, Министерство экономического развития уточняет прогноз социально-экономического развития на ближайшие 3 года. Это потребует  пересмотра параметров бюджета Пенсионного фонда. В 2009 году произойдет еще одна индексация. В связи с этим, бюджетная поддержка фонда будет увеличена с 52 до 66 процентов. Потребуется также усилить взаимодействие с Федеральной налоговой службой, с Федеральной службой судебных приставов по обеспечению сбора страховых взносов.

       В 2010 году произойдет переход на страховые  принципы пенсионного обеспечения. Единый социальный налог будет заменен  на страховые платежи. Это позволит сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний. Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом , определяется его важное социальное значение.

     Пенсионная  система сегодня является важным элементом финансовой системы страны. Выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ.

     Таким образом, проанализировав формирование и использование средств Пенсионного Фонда России, можно сделать следующие выводы. Все проекты федеральных законов «О Бюджете пенсионного фонда» на 2008, 2009, 2010 года разработаны на основании Бюджетного кодекса, законодательных и иных нормативных правовых актов по пенсионному и социальному обеспечению, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах, других нормативных правовых актов и методических документов.

       Основные характеристики проекта бюджета ПФР на 2008 год и на период до 2010 года ориентированы на дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий. Проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета.

     Широкое распространение льготных пенсий, отсутствие отдельного источника их финансирования, предоставление льготных пенсий в рамках единых для всех работодателей ставок социального налога увеличивает  дефицит распределительной составляющей бюджета Фонда. Увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, как и в прежние годы, свидетельствует о сохранении в 2008-2010 годах тенденции отхода от страховых принципов.

     Главной целью ПФР является то, чтобы в 2010 году не должно быть в Российской Федерации пенсионеров, которые получают пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера, в регионе, где они живут.

     В связи с этим, с 2010 года в российской пенсионной системе произойдут корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

     В частности, произойдет замена единого  социального налога на страховые  взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, фонды – Федеральный  и территориальные – обязательного  медицинского страхования.

     Законы вводят ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидации бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсионных прав, установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, назначение пенсии по инвалидности не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности.

     Изменится структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и индексируется в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера.

     Реализация  мер по развитию пенсионной системы  должна сопровождаться масштабной информационной кампанией, с целью побудить работающих граждан к активному участию  в формировании своих пенсионных прав на будущую пенсию и дать объективную  информацию о состоянии и перспективах пенсионного обеспечения.

     Реализация  предлагаемых мер позволит обеспечить достаточно высокий требуемый рост уровня пенсионного обеспечения  старшего поколения и создаст  предпосылки для достойных пенсий в отношение ныне работающего поколения.

     Председатель  Правительства Российской Федерации  Владимир Путин, отвечая на вопросы  граждан по поводу финансового кризиса  и грядущими в связи с ним  изменениями в жизни россиян сказал: "Все, что мы планировали в социальной сфере, все, что связано с повышением социальных пособий, пенсий - все будет исполняться". "Мы намерены все наши планы по повышению социальных пособий исполнить", - подчеркнул глава Правительства.

 
 

 

     Список  используемой литературы 

Нормативно-правовые акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
  1. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  1. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 316-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год"
  1. Федеральный закон от 03.04.2008 N 38-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006 год"
  1. Федеральный закон от 25.11.2008 N 214-ФЗ 
    "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
  1. Федеральный закон от 03.12.2008 N 232-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год"
  1.  Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ 
    "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы