Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:31, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрен только один из внебюджетных фондов – Пенсионный фонд.
Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР). На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды, или 6% ВВП. Фонд подотчетен Правительству РФ, действует на основе Положения о Пенсионном фонде РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……...3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 История ПФР……………………………………………………………..………6
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР…………………………………..…10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010 гг…...………21
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 и на плановый 2009-2010 гг……………………………………………………………………………….24
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ.…………………………….27
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Меры по развитию пенсионной системы..……………………………………30
3.2 Направления по дальнейшему совершенствованию ПФР…………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пенсионный фонд обязан:
Ответственность:
Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.
Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии.
В законе определены виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости (по возрасту);
2)
трудовая пенсия по
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей:
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.
Работодатели
представляют в органы Пенсионного
фонда РФ сведения о заработке
и начисленных взносах
Новая
функция Пенсионного фонда РФ
позволяет улучшить учет и контроль
за правильностью отчислений в него
страховых взносов
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
В настоящее время в России используется так называемая распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения.
Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.
Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:
а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.
в)
накопительная система повышает
норму сбережений в стране, что
очень важно для ускорения
экономического роста, тем более
что основной фактор, определяющий
низкий уровень пенсий в Российской
Федерации – состояние
В
настоящее время через
Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010 гг.
Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.
Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В составе бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации
Денежные средства
Из графика (Приложение 2) видно, что с 2006 по 2008 год идет увеличение доходов во внебюджетных фондах Российской Федерации. Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд увеличились с 796,2 млрд.рублей (2006 год) до 1251,4 млрд.рублей (2008 год). За январь-октябрь 2009 года страховые взносы ПФР составили 1034,6 млрд.рублей, когда за тот же период в 2008 году – 1026,5 млрд.рублей.
Анализируя таблицу (Приложение 3), мы видим, что доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2006 по 2008 год увеличились с 1637,6 млрд. руб. до 2730,2 млрд. руб. И в период с 2008 до 2010 года планируется повысить доход до 4680,0 млрд. руб.. Таким образом, темп роста с 2006 по 2008 год составил 166,72%, а в планируемый период с 2006 по 2010 год составит 285,78%. цепной темп роста в 2007 году по отношению к 2006 году он составит 118,88%, в 2008 году по отношению к 2007 составит 140,24%, в 2009 году по отношению к 2008 году темп роста составит 120,25%, в 2010 году по отношению к 2009 году составит 142,55%.
Если проанализировать расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2006 по 2008 год расходы постоянно растут, а в период с 2008 по 2010 год планируется дальнейшее повышение расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации. Таким образом, расходы в период с 2006 по 2008 год возросли с 1537,3 до 2357,8 млрд. руб. А в прогнозируемый период с 2008 по 2010 год планируется повысить до 4398,0 млрд. руб. цепной темп роста расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2007 году по отношению к 2006 году он составит 116,21%, в 2008 году по отношению к 2007 составит 131,98%, в 2009 году по отношению к 2008 году темп роста составит 129,00%, в 2010 году по отношению к 2009 году темп роста будет равен 144,60%.
Проведем более подробный анализ доходов и расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2008 – 2010 года.
Доходная часть бюджета Фонда на 2008-2010 гг. сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.
Если проанализировать доходы Пенсионного Фонда, то мы видим, что доходы должны увеличиться к 2010 году с 2730,3 млрд. руб. до 4398,0 млрд. руб. Темп роста в 2010 году по отношению к 2008 году составит 138,65% (Приложение 4).
Если считать цепной темп роста, то в 2009 году он составит 120,25% по отношению к 2008 году. В 2010 году составит 142,55% по отношению к 2009 году.
Таким образом, в доходах бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008, 2009 и 2010 года, можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ видно, что на трансферты из федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий, приходится в эти годы от 54 до 62%.
Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал); низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов; снижение с 1 января 2005 года базовой ставки ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6 %; изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %; несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной). Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений. Для базовой части пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство пытается снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 году к страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 и на плановый 2009-2010 гг.
Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Если в 2008 году проранжировать расходы по их удельному весу, то на первом месте находятся расходы на выплату базовой части трудовой пенсии и на выплату страховой части трудовой пенсии, общая сумма, которых равна 1877,0 млрд.рублей, а удельный вес составит – 79,6% (Приложение 5).
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы