Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрен только один из внебюджетных фондов – Пенсионный фонд.
Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР). На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды, или 6% ВВП. Фонд подотчетен Правительству РФ, действует на основе Положения о Пенсионном фонде РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……...3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 История ПФР……………………………………………………………..………6
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР…………………………………..…10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010 гг…...………21
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 и на плановый 2009-2010 гг……………………………………………………………………………….24
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ.…………………………….27
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Меры по развитию пенсионной системы..……………………………………30
3.2 Направления по дальнейшему совершенствованию ПФР…………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

     Второе  место занимают расходы на осуществление  ежемесячной денежной выплаты инвалидам, где сумма составляет 170,4 млрд.рублей, а удельный вес – 7,2%.

     На  третьем месте находятся расходы  на выплату пенсии по государственному пенсионному обеспечению, сумма составляет 142,1 млрд.рублей, а удельный вес – 6,0%.

     Четвертое место занимают расходы на осуществление  ежемесячной выплаты ветеранам, где сумма составляет 54,1 млрд. рублей, удельный вес – 2,3%.

     Пятое место занято Руководством управлением в сфере установленных функций, т.е. на аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов и на органы управления государственных внебюджетных фондов. Их сумма – 47,3 млрд. рублей, удельный вес составляет 2,0%.

     В 2008 году проведена индексация пенсий и ЕДВ в следующих размерах:

  • базовой части трудовой пенсии – на 15,0% с 1 августа;
  • страховой части трудовой пенсии – на 12,0% с 1 февраля, на 7,5% с 1 апреля, на 8,0% с 1 августа;
  • ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан (федеральным льготникам) – на 8,5% с 1 апреля, на 1,8% с 1 июля.

     С 1 августа 2008 г. установлен размер базовой  части трудовой пенсии по старости в сумме 1794 рубля (с ростом на 15%) с  одновременным пропорциональным увеличением  размеров всех других базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

     С 1 февраля и 1 августа 2008 г. осуществлена индексация страховой части трудовой пенсии для всех пенсионеров соответственно на 12% и 8%, а с 1 апреля 2008 г. проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 7,5% (в общей сложности увеличение на 30%).

     В результате осуществленных мероприятий  по повышению пенсий в 2008 г. средний размер трудовых пенсий по старости увеличился на 939 рублей или на 25,3% при уровне роста цен за 2008 г. на 13,3% и на конец года составил 4652 рубля, социальной пенсии - 3007 рублей. Увеличены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан с 1 апреля 2008 г. на 8,5% и с 1 июля 2008 г. на 10,5%.

     Анализируя  расходы 2009-2010 гг. по удельному весу, можно увидеть, что места распределяются аналогично 2008 году. Небольшое смещение происходит в 2010 году за счет предоставления материнского капитала.

     На  первом месте остаются расходы на выплату базовой части трудовой пенсии и на выплату страховой части трудовой пенсии В 2009 году их удельный вес составит – 77,2%, в 2010 году – 77,3%

     Второе  место занимают расходы на осуществление  ежемесячной денежной выплаты инвалидам, где удельный вес в 2009 году составит 7,8%, а в 2010 году – 5,9%.

     На  третьем месте находятся расходы  на выплату пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Удельный вес в 2009 году – 6,0%, в 2010 году – 5,7%.

     Четвертое место в 2009 году занимают расходы  на осуществление ежемесячной выплаты ветеранам, где удельный вес составит 2,2%. А в 2010 году на четвертом месте находятся расходы на предоставление материнского (семейного) капитала, где удельный вес составит – 2,3%.

     Пятое место в 2009 году занимают расходы  на аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов и на органы управления государственных внебюджетных фондов. Удельный вес составит 2,0%.В 2010 году на пятом месте находятся расходы на осуществление ежемесячной выплаты ветеранам, где удельный вес составит 1,7%.

     Расходы на аппараты органов управления государственных  внебюджетных фондов и на органы управления государственных внебюджетных фондов в 2010 году занимают шестое место. Удельный вес – 1,5%.

     С 1 декабря 2009 года базовая часть трудовой пенсии россиян увеличена на 31,4%, в результате чего, средний размер базовой части трудовой пенсии составил 2 562 рубля, а средний размер трудовой пенсии составил 6 280 рублей Это уже четвертое повышение пенсии с начала 2009 года. Первая в этом году индексация прошла 1 марта – базовая часть трудовой пенсии была увеличена на 8,7%. 1 апреля и 1 августа был увеличен размер страховой части трудовой пенсии на 17,5% и на 7,5% соответственно. Кроме того, в апреле на 13% был увеличен размер ЕДВ.

     Следующее повышение пенсии ожидает россиян 1 января 2010 года: будет проведена валоризация – переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые граждане приобрели до проведения пенсионной реформы в 2002 году. 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал будет увеличен на 10%. Также к нему будет прибавляться по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

     В течение следующего года будут индексироваться  трудовые и социальные пенсии. Планируется, что с 1 апреля 2010 года на 6,3% будут  увеличены трудовые пенсии. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы 12,0%, и еще на 3,5% с 1 июля 2010 года. Помимо этого 1 апреля 2010 г размер ЕДВ будет увеличен на 10%. 

     В целом средний размер трудовой пенсии по старости на  конец 2010 года составит 8,107 тыс. руб.

     В структуре расходов бюджета Пенсионного  фонда РФ  за 2008-2010 гг., видно, что  основная доля расходования идет на пенсии и выплаты ветеранам, инвалидам  и др. категориям граждан в соответствии с законодательством РФ, что составляет 90—95%.

     Таким образом, можно сделать вывод, о  том, что в структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату  трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.

     2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ

       Действующая в РФ система пенсионного  страхования специалистами оценивается как неэффективная. Основанием для такого вывода является: низкий уровень трудовых пенсий, наличие устойчивой тенденции по снижению коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, дефицит собственных средств ПФР на выплату пенсий.

     Система на обеспечивает решение двух основных целей пенсионного страхования: финансирование в полном объеме выплаты текущих пенсий и финансирование пенсий в долгосрочном периоде. В пенсионной системе нет равновесия между финансовыми возможностями системы и государственными пенсионными обязательствами. В этих условиях вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости ПФР становятся первоочередными. Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью.

     Действующая пенсионная система является финансово неустойчивой и выполняет свои обязательства только с помощью федерального бюджета.

     Используемые  методы регулирования в пенсионной системе, направленные в основном на снижение единого социального налога, не учитывают их последствий для  финансового состояния пенсионной системы и ухудшают ее устойчивость.

     Реализуемые методы поддержания  устойчивости пенсионной системы приводят к усилению государственного пенсионного обеспечения, в ущерб  развитию пенсионного страхования  в России.

     Неустойчивость пенсионной системы обусловлена за счет внешних, задающих и определяющих работу системы, факторов и условий.

     Нуждается в уточнении роль и порядок  применения индивидуальных коэффициентов  пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров.

       Необходимы изменения в нормативно-правовых актах по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с внедрением системы условно-накопительных счетов и накопительных элементов финансирования пенсий.

     Следует предусмотреть введение действенных  стимулов для добровольного более  позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и  именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.

       Целесообразно осуществить централизацию учета обязательной страховой пенсионной системы, обязательной накопительной пенсионной системы и профессиональных пенсионных систем в переходный период в рамках Пенсионного фонда России.

     Таким образом, для дальнейшего развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается рассмотреть комплекс мер по развитию пенсионной системы.

 

        ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

       3.1 Меры по развитию пенсионной системы

       Повышение устойчивости пенсионной системы необходимо осуществлять по следующим направлениям:

       - реализовать страховые принципы  в пенсионном обеспечении;

       - последовательно и целенаправленно  уменьшать дефицит собственных  средств системы на финансирование  государственных пенсионных обязательств;

       - создавать страховой резерв ПФР;

       - обеспечить в полной мере соответствие  объема и направления расходных  обязательств системы объему  и структуре доходов ПФР в  текущий период и в долгосрочной  перспективе, для чего по каждому  направлению государственных обязательств определить конкретный финансовый источник.

     В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему  обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы.

       На  заседании Правительства РФ 27.04.2009 г. был рассмотрен проект Минздравсоцразвития  «Развитие пенсионной системы», направленный на дальнейшее развитие существующей пенсионной системы в стране и повышение ее финансовой устойчивости.

     Целью проекта развития пенсионной системы  является обеспечение прав застрахованных лиц на необходимый уровень пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе на основе повышения сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования и более полной реализации страховых принципов – эквивалентности и солидарности обязательств.

     Сохранение  основных параметров введенной в 2002 году системы обязательного пенсионного страхования, основанной на налоговом источнике финансирования, в перспективе приведет к отставанию темпов роста пенсионного обеспечения граждан относительно темпов роста заработной платы и нарастанию несбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Установленные тарифы страховых взносов, учитываемые  на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, не позволяют значительной части  застрахованных лиц сформировать права  на получение пенсии по старости в размере не менее 40% прежнего заработка, при достижении страхового стажа не менее 30 лет.

     Целями  проекта являются:

  • повышение к 2024 году среднего размера трудовых пенсий по старости до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный потребительский бюджет пенсионера (2,5 прожиточных минимума пенсионера);
  • ликвидация с 2010 года бедности среди пенсионеров;
  • повышение финансовой обеспеченности системы обязательного пенсионного страхования.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы