Пенсионный фонд. Последние реформы государства в области пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 05:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда Российской Федерации в теоретическом и практическом плане, а также определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности ПФ РФ.

1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России.

1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции.

1.3 Формирование и направления использования средств бюджета ПФ РФ.

Глава 2. Оценка деятельности Пенсионного фонда.

2.1 Анализ доходов бюджета ПФР в 2008 – 2010 гг.

2.2 Анализ расходов на пенсионное обеспечение в 2008 – 2010 гг.

2.3 Плановый проект бюджета ПФР на 2011 – 2012 гг.

Глава 3. Совершенствование пенсионной системы РФ.

3.1 Перспективы развития пенсионной системы РФ.

3.2 Программа государственного софинансирования пенсии.

3.3 Последние реформы государства в области пенсионного обеспечения.

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд.Последние реформы гос-ва в области пенсионного обеспечения.docx

— 52.58 Кб (Скачать)

2.2 Анализ расходов  на пенсионное  обеспечение в  2008-2010

     Анализируя  бюджет ПФР за 2008-2010 года по статям расходов, можно сделать вывод что, в 2008 году расходы бюджета ПФР составили 2 113 706 514,0 тыс. рублей, в 2009 году - 2 911 102 164,7 тыс. рублей, в  2010 году - 4 398 037 334,4 тыс. рублей.

      По  статье выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению расходы  бюджета ПФР составили: в 2008 году-117 688 285,6 тыс. рублей или  6,3%, в 2009 году-146 417 947,6   тыс. рублей или 6,3%, в 2010 году-163 041 190,8тыс. рублей или 6,4%

По статье выплата базовой части трудовой пенсии 2008-708 308 002,5 тыс. рублей, 2009-876 619 668,5 тыс. рублей, 2010-1 035 656 176,0тыс. рублей. 

2.3 плановый проект  бюджета ПФР 2011-2012

     1)Прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда на 2011 год в сумме 5 264 012 750,4 тыс. рублей, из них 4 778 816 648,8 тыс. рублей в части, не  связанной с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе за счет межбюджетных  трансфертов, получаемых из федерального  бюджета в сумме 2 145 896 214,1 тыс.  рублей и бюджетов субъектов  Российской Федерации в сумме  5 005 961,2 тыс. рублей, и на 2012 год  в сумме 5 779 164 893,4 тыс. рублей, из  них 5 215 468 969,2 тыс. рублей в части,  не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе за счет межбюджетных  трансфертов, получаемых из федерального  бюджета в сумме 2 355 113 910,2 тыс.  рублей и бюджетов субъектов  Российской Федерации в сумме  5 483 145,4 тыс. рублей;

     2) общий объем расходов бюджета  Фонда на 2011 год в сумме 4 894 370 349,6 тыс. рублей, из них 4 778 816 648,8 тыс. рублей в части, не  связанной с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в сумме  85 000,0 тыс. рублей, и на 2012 год в  сумме 5 360 297 548,0 тыс. рублей, из  них 5 215 468 969,2 тыс. рублей в части,  не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в сумме  81 000 тыс. рублей;

     3) предельный объем профицита бюджета  Фонда на 2011 год в сумме 369 642 400,8 тыс. рублей в части, связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, и предельный  объем профицита бюджета Фонда  на 2012 год в сумме 418 867 345,4 тыс.  рублей в части, связанной с  формированием средств для финансирования  накопительной части трудовых  пенсий. 
Глава 3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации

3.1 Перспективы развития  пенсионной системы  РФ 

     Выстраивание  российской пенсионной системы, концепция  организации которой в современном  виде была сформулирована в "Программе  пенсионной реформы в Российской Федерации" в 1998 г., несмотря на десятилетнюю историю все еще далеко от завершения. Наряду с очевидными успехами реформирования, такими как переход от чисто распределительной  пенсионной системы к смешанной  распределительно-накопительной, введение персонифицированного учета в обязательном пенсионном страховании, создание системы  негосударственного пенсионного обеспечения  и т.п., имеют место и существенные проблемы.  До настоящего времени без движения остается процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда. Проект Федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" был принят в первом чтении Государственной Думой в 2002 г. и с тех пор не рассматривался. Результатом такого состояния является финансирование льготных пенсий за счет общей массы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, хотя такие расходы не учтены в размерах этих взносов.             При реализации дополнительного пенсионного обеспечения происходит вовлечение работников в формирование собственной пенсии, поступление средств в пенсионную систему увеличивается за счет отчислений самих работников. При этом на начальном периоде уменьшается выпадающая часть доходов федерального бюджета, поскольку, пока не все работники выбрали систему дополнительного пенсионного обеспечения, вторая часть единого социального налога (3% от фонда оплаты труда) за работников, не сделавших такой выбор, будет направляться в бюджет на финансирование базовой пенсии.       Одновременно должны быть приняты меры по повышению уровня контроля со стороны государства за соблюдением требований законодательства участниками системы дополнительного пенсионного обеспечения. Целесообразно также создание системы гарантирования пенсионных сбережений граждан, – как в отношении обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения, так и в части негосударственного пенсионного обеспечения.    Введение системы дополнительного пенсионного обеспечения позволит несколько снизить остроту проблемы так называемых "молчунов" (застрахованных лиц, которые не желают активно управлять своими пенсионными накоплениями путем их перевода в НПФ или передачи в частные управляющие компании), поскольку в процессе его реализации застрахованные лица получат больший объем информации о накопительной пенсионной системе вообще и о работе НПФ в частности, что облегчит для них выбор негосударственных пенсионных фондов.     Важнейшим условием поступательной реализации пенсионной реформы является формирование пенсионной культуры населения, повышение уровня его осведомленности о ходе и задачах реформы. С этой целью необходима разработка серии информационных кампаний, целевым образом ориентированных на различные группы населения, например: бюджетная поддержка издания популярного журнала, посвященного пенсионной тематике; запуск на ведущих телеканалах, введение соответствующих учебных курсов в средних школах и т.п.

3.2 Программа государственного софинансирования пенсии

     Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить  свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации  действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов  в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть  – государство. Программа действует  в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и старше). Чтобы получить право на государственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Бланк заявления и инструкцию по заполнению можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства.            29 марта 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил колл-центр по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

Если Вы перечисляете на накопительную часть  своей пенсии 2 000 и более рублей в год, государство удваивает  эти деньги: на Ваш индивидуальный пенсионный счет будет перечислена  такая же сумма в пределах 12 000 рублей в год.            Если Вы перечисляете на накопительную часть своей пенсии менее 2 000 рублей в год, софинансирования пенсии государством не осуществляется.           Особые условия для участия в Программе государственного софинансирования пенсии созданы для граждан, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет), но не обратились в Пенсионный фонд за начислением ни одной из частей трудовой пенсии.         Для них объем государственного софинансирования увеличивается в четыре раза, но не превышает 48 000 рублей в год. То есть, перечислив 12 000 рублей в год на накопительную часть пенсии, с учетом взноса государства гражданин за год пополнит свой индивидуальный пенсионный счет на 60 000 рублей в год.          Вы можете передать средства накопительной части Вашей будущей пенсии, включая средства от государственного софинансирования, в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании.             Если Вы не сделаете этого, Ваши пенсионные накопления будут находиться в доверительном управлении государственной управляющей компании (в настоящее время – Внешэкономбанк). Средства, накопленные в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, наследуются правопреемниками в случае смерти гражданина в том же порядке, который предусмотрен для пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Выплаты производятся правопреемникам в том случае, если смерть участника Программы наступит до момента оформления пенсии. Это условие оговорено в законе.

 

3.3 Последние реформы  государства в  области пенсионного  обеспечения

     Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона "О федеральном бюджете на 2010 г и на плановый период 2011 и 2012 гг".   Доходы федерального бюджета в 2010 году запланированы в объеме 6 трлн 950 млрд руб (16,1 % ВВП), в 2011 году - 7 трлн 455,7 млрд руб (15,5 проц ВВП), в 2012 - 8 трлн 069,6 млрд руб (15% ВВП).   Расходы в 2010году - 9 трлн 886,9 млрд руб, (22,9% ВВП), в 2011 - 9 трлн 389,8 млрд руб (19,5% ВВП), в 2012 - 9 трлн 681 млрд руб (18 % ВВП). Дефицит в 2010 году запланирован на уровне 2 трлн 936,9 млрд руб(6,8 % ВВП), в 2011 - 1 трлн 934,1 млрд руб (4 % ВВП), в 2012 - 1 трлн 611,4 млрд руб (3 % ВВП).          Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2010 года составляет 1 трлн 811,7 млрд руб. В следующем году резервный фонд будет полностью израсходован на покрытие дефицита федерального бюджета. На реализацию антикризисных мер зарезервированы 70 млрд рублей, которые будут распределяться по решениям правительства.      На изменение доходов федерального бюджета к ВВП влияют замена единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, в результате чего ненефтегазовые доходы снизились в 2010 г по сравнению с 2009 г; а также увеличение прогнозных цены на нефть марки Urals и курса доллара по отношению к рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП.   Планируется, что объемы расходов федерального бюджета будут постепенно снижаться с существующих 25,5% к ВВП до 22,9% в 2010 г, 19,5 в 2011 г и до 18% в 2012 году. С учетом тенденции снижения, формирование расходов осуществляется на основе следующих подходов: обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ; пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц; социальные пособия и компенсации с их индексаций исходя из прогнозного уровня инфляции в 2010, 2011 и 2012 гг; обеспечение обороноспособности, безопасности; реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование"; поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций; развитие транспортной системы.      В соответствии с законом, суммарные доходы ПФР в 2011 г. прогнозируются в сумме 5,14 трлн. рублей, что составляет 10,2% объема ВВП страны (в 2010 году – 9,87%). Суммарные расходы оцениваются в сумме  4,82 трлн. (в 2010 году – 4,41 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 315 млрд. рублей. Данные средства будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров.           Из Федерального бюджета  в бюджет ПФР в 2011 г. поступит 2,3 трлн. рублей, данные средства будут направлены на:

  • исполнение обязанностей государства по выплате пенсий, пособий и других социальных выплат  - 1396,2 млрд. рублей;
  • компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей – 69,55 млрд. рублей.    А также на покрытие дефицита бюджета ПФР- 875,93 млрд. рублей (в 2010 году 1166,3 млрд. рублей);        Для реализации задач по дальнейшему повышению уровня материального положения пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2011 г. предусмотрены расходы на следующие мероприятия:
  • индексацию трудовых пенсий с 1 февраля 2011 г. на 8% (для 36,6 млн. пенсионеров) и увеличения на 6,5% размеров ЕДВ с 1 апреля 2011 г (для 17 млн. человек);
  • индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению в общей сложности на 9,1%, в том числе с 1 апреля 2011 г. на 8% (для 3,3 млн. пенсионеров).

     Также в бюджете ПФР на 2011-1013 год учтены средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала  на 2011 год в сумме 120,8 млрд. рублей (в 2010 году – 102 млрд. рублей). Размер материнского капитала будет проиндексирован с 1 января 2011 года на 6,5% и составит 365698,42 рублей.         В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2011год в сумме 5 млрд. рублей(в 2010 году – 2,5 млрд. рублей).        Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова представит проекты бюджета Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг, а также предложения о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг.  
Кроме того, Т.Голикова внесет проекты следующих федеральных законов:  
- "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах",  
- "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний",  
- "О внесении изменений в статьи 11 и 111 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",  
"О внесении изменений в статью 62 Федерального закона "О государственной социальной помощи",  
- "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2011 год",  
- "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней",  
- "О внесении изменения в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",  
- "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний",  
- "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхова-ния и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".    1 февраля 2011 года трудовые пенсии 36,6 млн. российских пенсионеров были проиндексированы на 8,8%. В результате средний размер трудовой пенсии по старости достиг 8 498 рублей.  
При этом в составе страховой части трудовой пенсии увеличен и фиксированный базовый размер (с 1 января 2010 года базовая часть пенсии перешла в страховую в виде фиксированного базового размера). 
Социальные пенсии россиян в этом году будут проиндексированы 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год. Помимо увеличения социальных пенсий, с 1 апреля будут увеличены размеры ежемесячных денежных выплат, которые в России получают 17 млн. человек.           При этом в России по-прежнему не будет пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. Напомним, что, начиная с 1 января 2010 года, если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, такому пенсионеру устанавливается социальная доплата. Если гражданин проживает в регионе, где «местный» прожиточный минимум не выше федерального, то доплата ему устанавливается по линии ПФР из средств федерального бюджета. Если региональный прожиточный минимум выше федерального, пенсионеру полагается региональная социальная доплата, которую производят органы социальной защиты населения соответствующего региона. 
 
 

Информация о работе Пенсионный фонд. Последние реформы государства в области пенсионного обеспечения