Пенсионный фонд. Последние реформы государства в области пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 05:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда Российской Федерации в теоретическом и практическом плане, а также определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности ПФ РФ.

1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России.

1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции.

1.3 Формирование и направления использования средств бюджета ПФ РФ.

Глава 2. Оценка деятельности Пенсионного фонда.

2.1 Анализ доходов бюджета ПФР в 2008 – 2010 гг.

2.2 Анализ расходов на пенсионное обеспечение в 2008 – 2010 гг.

2.3 Плановый проект бюджета ПФР на 2011 – 2012 гг.

Глава 3. Совершенствование пенсионной системы РФ.

3.1 Перспективы развития пенсионной системы РФ.

3.2 Программа государственного софинансирования пенсии.

3.3 Последние реформы государства в области пенсионного обеспечения.

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд.Последние реформы гос-ва в области пенсионного обеспечения.docx

— 52.58 Кб (Скачать)

     С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

     Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации» установлены  основания возникновения права  на пенсию по государственному пенсионному  обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

     Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» внес изменения  в порядок возникновения и  реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

     Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств  в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями  федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах».

     Указом  Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе  Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации.

     Особого внимания заслуживает Федеральный  закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений  в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».  
 
 

     1.2 Пенсионный фонд  РФ: цели, задачи, развитие

 

     Пенсионный  фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи Пенсионного фонда РФ входят:

- целевой  сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование  расходов в соответствии с  назначением ПФ РФ;

- организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализация  средств ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  ( в том числе валютных ценностей  ) физических и юридических лиц;

- контроль  с участием налоговых органов  за своевременным и полным  поступлением в ПФ РФ страховых  взносов, а также за правильным  и рациональным расходованием  его средств;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные  средства фонда используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

- формируется  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических лиц;

- страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм  и положений Налогового Кодекса  РФ;

- денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган - Исполнительная дирекция.

     Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта  самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     В настоящее время в России используется так называемая распределительная  система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего  населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как  те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается.

Помимо распределительной  системы, современные пенсионные реформы  предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При  такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все  сбережения плательщика и весь его  инвестиционный доход, полученный на эти  сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату  пенсии.

     Основные  принципы, по которым все большее  число стран переходит с распределительной  системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной  пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек  зарабатывал, и тем, какой будет  размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной  системе повышается;

б) демографическая  ситуация в мире сегодня такая, что  на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее  число работающих.

в) накопительная  система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для  ускорения экономического роста, тем  более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

     Таким образом, результатом восемнадцатилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые  статистические данные необходимые  для дальнейшего развития пенсионного  дела, и обязательные при прогнозировании  необходимых средств, для обеспечения  людей нуждающихся в социальной защите.

 

1.3 Формирование и  направления использования  средств бюджета  Пенсионного фонда  Российской Федерации

     Доходы  Пенсионного фонда РФ формируются  за счет следующих источников

  • отчислений от единого социального налога, поступающего в Федеральный бюджет;
  • отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;
  • страховых взносов;
  • средств Федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

     В настоящее  время в состав ЕСН работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 20% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии

  • базовая – фиксированная часть, которая устанавливается в твердой сумме. Ее размер дифференцируется в зависимости от вида пенсии (старости, инвалидности и т.д.), группы инвалидности и наличия иждивенцев;
  • страховая – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;
  • накопительная – часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.

     Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на

  • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).
 

 

Глава 2. Оценка деятельности Пенсионного фонда

2.1 Анализ доходов  бюджета ПФР в  2008-2010 годах 

     Анализируя  бюджет ПФР за 2008-2010 года по статьям  доходов, можно сделать вывод  что, в 2008 году доходы бюджета ПФР  составили 2 330 632 659,2 тыс. рублей, в 2009 году 3 217 490 760,8 тыс. рублей, а в 2010 году 4 680 038 904,1 тыс. рублей, в том числе, не связанной с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий в 2008 году составили  2 107 198 283,4 тыс. рублей, в 2009 году 2 858 117 968,4 тыс. рублей,2010 году составили 4 263 340 252,3 тыс. рублей. Межбюджетные трансферты, получаемых из федерального бюджета  в2008 году составили 1 280 281 467,5 тыс. рублей, в 2009 году-1 679 083 877,4 тыс. рублей, 2010 - 2 530 047 432,4 тыс. рублей; получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2008 году составил 1 872 000,0 тыс. рублей,  в 2009 году-2 753 027,0 тыс. рублей,  2010-4 451 818,4 тыс. рублей.

Информация о работе Пенсионный фонд. Последние реформы государства в области пенсионного обеспечения