Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
- изучить функции, цели и задачи Пенсионного фонда РФ,
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………6
2 Анализ деятельность Пенсионного фонда за 2009-2012 г………….…..11
2.1 Анализ формирования доходов бюджета Пенсионного фонда за период 2009-2012………………………………………………………….…….11
2.2 Анализ структуры расходов бюджета Пенсионного фонда 2009-2012……………………………………………………………………………….13
2.3 Прогнозируемый Бюджет Пенсионного фонда на 2012……….........15
3 Проблемы и перспективы развития Пенсионного Фонда РФ………..18
3.1 Пути повышения эффективности использования средств пенсионного фонда………………………………………….…………….......18
3.2 Проблемы пенсионного обеспечения …………………………………..24
4. Международный опыт пенсионного обеспечения граждан.............…27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………...................34
Доходы бюджета Пенсионного фонда
В соответствии с проектом закона, суммарные доходы ПФР в 2010 г. прогнозируются в сумме 4,7 трлн. рублей, суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн. Превышение доходов над расходами бюджета будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) – 282 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2010 г. составят 2 530 млрд. рублей или 54,1% от общего объема доходов (в 2011 году – 40%), данные средства будут направлены, в том числе, на: компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей – 72,8 млрд. рублей; предоставление материнского (семейного) капитала – 102,0 млрд. рублей; осуществление единовременной выплаты ветеранам войны в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне – 10,1 млрд. рублей.
Для реализации задач по дальнейшему повышению уровня материального положения более чем 39,5 млн. пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2010 г. предусмотрены расходы на следующие мероприятия: валоризацию расчетного пенсионного капитала; индексацию трудовых пенсий на 6,3% (для 37 млн. пенсионеров) и увеличения на 10% размеров ЕДВ (почти для 17 млн. получателей) с 1 апреля 2010 г; индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению в общей сложности на 15,9%, в том числе, с 1 апреля 2010 г. на 12,0% (для 2,5 млн. пенсионеров);
Проект бюджета ПФР предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан в 2010-2012 гг. Если средний размер трудовой пенсии по старости на конец 2009 г. составит 6 280 рублей, то на конец 2010 г. – 8107 рублей, на конец 2011 г. – 9 077 рублей, на конец 2012 г. – 9 955 рублей. Средний размер социальной пенсии в 2009 г. составит 4 276 рублей, в 2010 г. – 4 956 рублей, в 2011 г. – 5 412 рублей, в 2012 г. – 6 041 рубль. Соотношение средней трудовой пенсии по старости и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации возрастет в 2010 г. до 39,7%, а в 2011 г. – до 40%.
С 1 января 2010 г. в России не будет пенсий, которые были бы ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе. Все неработающие пенсионеры, чей совокупный доход сейчас ниже прожиточного минимума, будут получать социальную доплату. На эти цели в бюджете заложено 23,2 млрд. рублей.
Также в бюджете ПФР на 2010-2012 гг. учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2010 год в сумме 2,5 млрд. рублей.
Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал).
2.2 Расходы Бюджета Пенсионного фонда 2010-2012
Средства Пенсионного фонда РФ используются по следующим направлениям:
- на финансирование выплаты населению пенсии и пособий
- прочие расходы.
Расходы Бюджета:
Расходы планируются в размере 4,39 триллиона рублей (10,2% к объему ВВП), в 2011 году - 4,89 триллиона рублей, в 2012 году - 5,36 триллиона рублей.
Для сравнения: в 2009 году доходы составят 3,28 триллиона рублей, расходы - 3,04 триллиона рублей.
В общих расходах ПФР на 2010 год расходы на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий граждан составляют 3,71 триллиона рублей (или 84,5%), расходы на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты - 343,8 миллиарда рублей (или 7,8%), на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 23,2 миллиарда рублей (или 0,5%).
Компенсация выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением с 1 января 2010 года пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Прожиточный минимум пенсионера в 2009 году - 4,135 тысячи рублей, в 2010-м - 4,780 тысячи рублей, в 2011-м - 5,315 тысячи рублей, в 2012 году - 5,847 тысячи рублей.
Предусматривается индексация с 1 апреля 2010 года - трудовой пенсии на 6,3%, пенсий по госпенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 12%, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) - на 10%; с 1 июля - пенсий по госпенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 3,5%; в 2011 году с 1 февраля - трудовой пенсии на 10%; с 1 апреля - трудовой пенсии на 0,5%; пенсий по госпенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 10%, ЕДВ - на 8%; с 1 июля пенсий по госпенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 2,9%. В 2012 году с 1 февраля индексируется трудовая пенсия на 8%; с 1 апреля - пенсии по госпенсионному обеспечению, социальные пенсии - на 8%, ЕДВ - на 7%; с 1 июля - пенсии по госпенсионному обеспечению, социальные пенсии - на 3%.
Также предлагается разрешить ПФР в 2010 году предоставлять субсидии бюджетам субъектов РФ на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по старости и по инвалидности в размере до 1 миллиарда рублей.
Расходы Фонда, не связанные с исполнением публичных нормативных обязательств, включают в себя расходы: на международную деятельность; образование; содержание Фонда и его территориальных органов; капитальные вложения для строительства объектов Фонда; прикладные научные исследования; разъяснительную работу; расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц; средства пенсионных накоплений для передачи в негосударственные пенсионные фонды.
2.3 Прогнозируемый Бюджет Пенсионного фонда 2012
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период плановый период 2013 и 2014 годов:
1. Утвердить основные характеристики бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации (далее - Фонд) на 2012 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 5 696 858 301,4 тыс. рублей, из них 5 222 672 017,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 893 153 506,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 135 133,7 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 5 407 312 063,3 тыс. рублей, из них 5 222 672 017,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1 078 200,0 тыс. рублей;
3) предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 289 546 238,1 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2013 и 2014 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме
6 280 067 478,6 тыс. рублей, из них 5 723 274 431,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 145 671 506,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 602 847,3 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 6 938 644 970,6 тыс. рублей, из них 6 295 286 479,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 121 744 615,7 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6 092 600,1 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 5 948 077 940,7 тыс. рублей, из них 5 723 274 431,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 300,00 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 6 567 611 885,3 тыс. рублей, из них 6 295 286 479,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 100,0 тыс. рублей;
3) предельный объем профицита бюджета Фонда на 2013 год в сумме 331 989 537,9 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2014 год в сумме 371 033 085,3 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета:
1) на 2012 год согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону;
2) на плановый период 2013 и 2014 годов согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2012 год в сумме 5 125 438 089,3 тыс. рублей, на 2013 год в сумме 5 623 929 608,6 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 6 194 069 671,5 тыс. рублей.
Сведены дебит с кредитом Пенсионного фонда
Сегодня «Российская газета» публикует Закон» О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
3 Развитие и проблемы Пенсионного Фонда РФ
3.1 Совершенствование развития пенсионного фонда
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий.
Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.
С 1 апреля 2010 будут увеличены пенсии и ежемесячные денежные выплаты. Об этом сообщил председатель правления Пенсионного фонда России.
Планируется, что трудовые пенсии вырастут на 6,3 процента. А пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, которые индексируются с учетом инфляции, - на 12 процентов. И еще на 3,5 процента - с 1 июля. Кроме того, на 10 процентов в апреле увеличивается и размер ежемесячных денежных выплат.
Председатель правления Пенсионного фонда России напомнил, что начиная с 2010 года все индексации будут применяться к общему размеру пенсий, полученному при проведении валоризации. То есть без деления на базовую и страховую части.
"Стоимость" масштабного увеличения в результате валоризации высока - 502 миллиарда рублей за год. Эти средства, сообщил Антон Дроздов, Пенсионному фонду выделены из федерального бюджета. "Первый транш" за январь-февраль составил 80 миллиардов рублей. "Средств достаточно, выплаты повышенных пенсий проходят вовремя и без сбоев", - подчеркнул глава Пенсионного фонда. И пояснил, что размер увеличения пенсий с января у каждого из пенсионеров был индивидуальным в зависимости от величины трудового стажа и заработка, которые применялись при назначении пенсии.
Нередко к "разногласиям" приводят некоторые разночтения в пенсионном законодательстве. Так, по закону, действовавшему до 2002 года, существовали ограничения по трудовому стажу, который учитывался при расчете пенсий. Для мужчин верхний предел составлял 45 лет, для женщин - 40 лет. "Переработки", даже если они были, на размер пенсии уже не влияли. Поэтому такой "сверхстаж" в пенсионном деле человека мог и не отражаться. В принятом же в прошлом году законе, определившем правила валоризации, эти ограничения по стажу были сняты.
Для пенсионеров это, конечно, большой плюс. Если отработал, допустим, 50 лет, все их учтут, и прибавка будет соответствующей. Но в некоторых случаях, чтобы стаж был учтен полностью, такую переработку пенсионерам нужно подтвердить: принести подтверждающие документы в Пенсионный фонд. "Валоризация носила беззаявительный характер. Все расчеты Пенсионный фонд провел автоматически, - пояснил Антон Дроздов. - В то же время 11,6 миллиона пенсионеров пришлось дополнить сведения об их трудовом стаже, запрашивая необходимые документы в архивах. И им валоризация была проведена в полном объеме".
Подтвердить "сверхстаж" можно в течение всего нынешнего года. Если документы поступят в Пенсионный фонд до конца декабря, заверил Дроздов, пенсия будет пересчитана начиная с 1 января 2010 года.
По словам министра здравоохранения и социального развития РФ при внесении изменений в пенсионное законодательство и формировании бюджета Пенсионного фонда на 2010 год с 1 января планировалась валоризация пенсионных накоплений для всех возрастов. К настоящему моменту все эти выплаты уже завершены. От валоризации рост пенсий в среднем составил 1039 рублей. Министр напомнил, что при объявлении обязательств о повышении пенсий в Бюджетном послании было зафиксировано, что рост пенсий в течение года составит 46%.