Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с пенсионной реформой в России и изучение её роли в повышении финансового обеспечения пенсионеров.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть историю возникновения ПФ РФ;
• определить роль ПФ в соц. обеспечении пенсионеров;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… …3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ….......................6
1.1 История возникновения и развития ПФ РФ………………………..6
1.2 Структура и основные задачи ПФ…………………..……………..10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ…………………………………………15
2.1 Структура пенсионного обеспечения и виды пенсий в России…15
2.2 Теория и практика пенсионного обеспечения……………………24
ГЛАВА 3. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА…………………………………...27
3.1 Сущность и текущее состояние пенсионной реформы…………...27
3.2 Зарубежный опыт проведения пенсионных реформ…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
Накопительной частью «молчунов» управляет госкорпорация ВЭБ. До недавнего времени он мог инвестировать эти средства только в госбумаги, поэтому инвестиции не отличались высокой доходностью. Это вместе с инфляцией так или иначе приводило к тому, что пенсионные средства граждан обесценивались.
Так, доходность инвестирования пенсий под управлением ВЭБа за 2007–2009 годы составляла 5% в год, а потребительские цены за это время выросли на 40%.
За 2009 год средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1720 рублей или на 35% и на конец года составил 6630 рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза. Средний размер социальной пенсии достиг величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации и составил 4245 рублей15.
С 1 января 2010 года вступила в силу статья 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования и территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования», предусмотрена социальная поддержка неработающих пенсионеров, а именно с 1 января 2010 года этой категории пенсионеров была установлена и выплачиваться федеральная социальная доплата к пенсии16.
Надо отметить, что законодательством предусмотрены два вида социальной доплаты к пенсии – федеральная и региональная.
Региональная социальная доплата к пенсии назначается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства или пребывания пенсионера в том случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установлен в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания и при условии, что установленная в указанного субъекте РФ величина прожиточного минимума превышает размер прожиточного минимума пенсионера в целом по России. Размер региональной доплаты рассчитывается и устанавливается таким образом, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера была равна величине прожиточного минимума пенсионера, установленной данном регионе. В этом случае выплаты производят органы социальной защиты населения.
Федеральная социальная доплата к пенсии будет устанавливается неработающему пенсионеру территориальными органами ПРФ при условии, что общая сумма его материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, в субъекте Российской Федерации по месту его жительства. Размер социальной доплаты рассчитывается и устанавливается таким образом, чтобы общая сумма материального обеспечения данного пенсионера соответствовала величине прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту его жительства, но при этом не превышала размер прожиточного минимума в целом по России17.
3.2 Зарубежный опыт проведения пенсионных реформ
Правительство признало, что пенсионная реформа, начатая в 2002 г., провалилась. И теперь чиновники готовят новый её вариант. Но есть большие сомнения, что россиянам обеспечат-таки достойную старость. Почему же, вместо того, чтобы снова ставить опыты над гражданами, не взять на вооружение удачную иностранную пенсионную систему? Мы посмотрели, что можно позаимствовать за границей и выслушали предложения наших реформаторов.
Отчисления от зарплаты на пенсию: 7,65% — работодатель; 7,65% — работник.
Гарантированная гос.пенсия: 1 300 долл./мес. (+37,5% на жену, которая не работала), при неполном стаже — 845 долл./мес. Если нет стажа — около 550 долл./месс.
Необязательные доп.пенсии:
корпоративная (имеют 50% американцев): работодатель отчисляет в частный фонд 1-1,5% от ежегодного заработка. Можно оформить при стаже работы от 5 лет с 62 лет. Выплачивается ежемесячно — в среднем 500 долл./мес.;
Итого: гражданин, отработавший 30 лет со средней зарплатой, может получать пенсию до 2600 долл./мес. (в пересчёте на рубли — 72 тыс.) — до 90% от последнего заработка.
В США большинство работодателей вместе с работниками формируют корпоративные пенсии (по размеру они практически такие же, как основная гос.пенсия). Тем самым они закрепляют сотрудника в компании на долгие годы. У нас таких ответственных предприятий мало. Самостоятельно же откладывать часть зарплаты на жизнь после выхода на пенсию большинство россиян не может, потому что доходы едва позволяют свести концы с концами даже во время работы.
Отчисления от зарплаты на пенсию: отсутствуют.
Пенсионный возраст: 65 лет (средняя продолжительность жизни — 81 год), стаж не имеет значения.
Гарантированная гос.пенсия: 523 долл. США/мес., 940 долл./мес. — на семью. Плюс бесплатная медпомощь и льготы на проезд в общественном транспорте и др. Её платят полностью тем пенсионерам, чей доход от накоплений ниже 3 тыс. долл. в месяц, а сами накопления не превышают 345 тыс. долл. (плюс недвижимость).
Необязательная доп.пенсия: получают 90% австралийцев, складывается из отчислений в НПФ. Как правило, 9% от зарплаты переводят работники, 9% — работодатели (эти вложения освобождаются от налогов). Можно забрать целиком или начать получать помесячно. Если сделать это в 60 лет, то надо будет уплатить с суммы налог на доходы, если в 62 года — налог не возьмут.
Итого: за 30 лет работы со средним заработком и стабильными отчислениями можно накопить на пенсию в 2 000 долл./мес. (в пересчёте на рубли — 56 тыс.) — до 70% от последней зарплаты.
Чем не угодил нам опыт Австралии? — Австралия способна обеспечить минимальной пенсией практически всех пожилых людей, не вычитая у них прежде из зарплаты средства на будущую пенсию. У нас подобная система была до 1990 г., когда советское государство, имевшее в руках всю собственность страны, обеспечивало за счёт бюджета 2/3 расходов на пенсии граждан. Сейчас казна РФ не имеет достаточных ресурсов.
Отчисления от зарплаты на пенсию: 18,5%. Из них 16% — на базовую часть, 2% — на обязательную накопительную (перечисляется в частный фонд).
Возраст выхода на пенсию: 61 год (средняя продолжительность жизни 80,9 года), если оформить позже — до 67 лет, то плюс 10% к пенсии за каждый отработанный год; необходимый стаж — 30 лет.
Гос.пенсия при среднем заработке: 980 евро/мес. По желанию можно оформить только часть пенсии (ежемесячно получать 25-75%) и продолжать работать и копить дальше. Накопительную часть можно забрать единоразовой суммой. Те, у кого маленький стаж и зарплата, могут оформить соц.пенсию, но только с 65 лет (в полном размере платится тем, кто прожил в стране 40 лет) — 2,13 прожиточного минимума — на сегодня 753 евро/мес. Плюс пособие на оплату жилья.
Необязательные доп.пенсии: профессиональные (получают до 90% шведов) — из отчислений работодателей в частные фонды около 3% от зарплаты. Как правило, такая пенсия составляет 10% от последнего заработка.
Итого: гражданин, отработавший 30 лет со средней зарплатой, может получать пенсию 1 260 евро/мес. (в пересчёте на рубли — 50,5 тыс.) — до 70% от последней зарплаты.
Чем не угодил нам опыт Швеции? — Если швед в среднем работает 43 года, то россиянин — всего 34 года. Так что, если откинуть фактор низкого заработка, за время работы мы просто не успеваем накопить себе на приемлемую пенсию. Стаж у нас можно было бы увеличить, но для этого надо повысить качество жизни: граждане должны иметь доступ к высококлассной медпомощи. Тогда можно будет продлить период полноценной трудоспособности, которую так долго сохраняют шведы. На мед. обеспечение своих пожилых граждан эта страна тратит колоссальные деньги (80 тыс. долл. в год на человека). Мы о подобном уровне государственного здравоохранения можем только мечтать.
Отчисления от зарплаты на пенсию: 20% — на страховую часть , 6% — на обязательную накопительную часть (можно перевести в НПФ): всё от работодателя. Рождённые до 1967 г. все 26% перечисляют на страховую часть.
Возраст выхода на пенсию: 60 лет — для мужчин; 55 лет — для женщин (средняя продолжительность жизни — 66 лет); необходимый стаж — 25 и 20 лет соответственно, минимум — 5 лет.
Гос.пенсия при среднем заработке: 318 долл./мес. Накопительную часть, которую 85% граждан РФ хранят в гос.фонде, пока получить нельзя, потому что не приняты нужные законы. Если перевести её в НПФ, её можно будет получать ежемесячными платежами после выхода на пенсию.
Необязательные доп.пенсии: имеют меньше 4% россиян, в НПФ или управляющую компанию переводят до 2% от зарплаты. Есть программа государственного софинансирования добровольных пенсионных отчислений (на каждую перечисленную 1 тыс. руб. государство добавляет 1 тыс. руб., но не более 12 тыс. руб. в год), но в ней участвуют всего 3% россиян.
Итого: гражданин, отработавший 30 лет, имевший средний заработок, получит только государственную пенсию — около 11 тыс. руб./мес. (низкий уровень зарплат не позволяет делать накопления) — 35% от последнего заработка18.
Вывод: Как же реально поднять пенсии россиянам? Для начала поднять доходы работающих: установить минимальный размер оплаты труда хотя бы на уровне 10 тыс. руб. (сейчас — 4 611 руб.)
«Слизывать» с Запада всё без разбора, как это любят делать наши чиновники, нельзя. К примеру, нам пытаются навязать необходимость увеличения пенсионного возраста, как это делают Франция (с 60 до 62 лет), Англия (до 68 лет). Но тогда мы до пенсии и вовсе доживать не будем!
Чтобы наше государство отплатило хотя бы сотую долю того, что граждане отдали стране, проработав на неё всю жизнь, надо:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав ситуацию пенсионного обеспечения, можно сделать вывод, что вся пенсионная система мира начинает постепенно меняться. В одних странах уже были проведены реформы, в других серьезно задумываются над этим. Россия не стала исключением, и в свою очередь также приняла меры по изменению структуры пенсионного обеспечения.
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), как самостоятельного кредитно-финансового учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом, осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике.
За все время своего существования Пенсионный фонд претерпел огромное количество преобразований. Во многом на сущность и работу Пенсионного форда сегодняшнего образца повлияли результаты реформы. Не смотря на то, что основные функции фонда не изменились, изменился сам принцип работы фонда. Правительство РФ провело огромную работу по реформированию Пенсионной системы страны. И это дало свои результаты. Во-первых, изменилось самое главное – уровень социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей. На конец 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172,8%. Это означает, что в этом году, как и в прошлом, будет обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.
В результате проведенной работы мы рассмотрели современную систему Пенсионного Фонда Российской Федерации, определили её задачи, роль и значение. Мы определили, как в современной России происходит пенсионное обеспечение граждан нашей страны и какие основные виды пенсий существуют в нашей Пенсионной системе. На основании этого можно сделать следующие выводы: 2009 год стал одним из самых интересных в истории Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Во-первых, в июле 2009 года были приняты ключевые законы, определяющие развитие пенсионной системы на годы вперед. Утверждены решения по валоризации пенсий, введению социальных доплат, переходу полностью на страховые принципы.
Во-вторых, в 2009 году заработали меры, которые существенно облегчают жизнь клиентов Пенсионного Фонда РФ. Например, введен беззаявительный перерасчет пенсии работающих пенсионеров. И отказ от набора социальных услуг не требует регулярного переподтверждения.
В-третьих, заработала Программа государственного софинансирования пенсии. Почти два миллиона россиян стали её участниками за первый год.