Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с пенсионной реформой в России и изучение её роли в повышении финансового обеспечения пенсионеров.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть историю возникновения ПФ РФ;
• определить роль ПФ в соц. обеспечении пенсионеров;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… …3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ….......................6
1.1 История возникновения и развития ПФ РФ………………………..6
1.2 Структура и основные задачи ПФ…………………..……………..10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ…………………………………………15
2.1 Структура пенсионного обеспечения и виды пенсий в России…15
2.2 Теория и практика пенсионного обеспечения……………………24
ГЛАВА 3. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА…………………………………...27
3.1 Сущность и текущее состояние пенсионной реформы…………...27
3.2 Зарубежный опыт проведения пенсионных реформ…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ….....................
1.1 История возникновения и развития ПФ РФ………………………..6
1.2 Структура и основные задачи ПФ…………………..……………..10
ГЛАВА
2. РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ В СОЦИАЛЬНОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ…………………………………………15
2.1 Структура пенсионного обеспечения и виды пенсий в России…15
2.2 Теория и практика пенсионного обеспечения……………………24
ГЛАВА 3. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА…………………………………...27
3.1 Сущность и текущее состояние пенсионной реформы…………...27
3.2 Зарубежный опыт проведения пенсионных реформ…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Основная часть состоит из 3 глав и параграфов.
В первой главе раскрывается сущность Пенсионного фонда, его состав, значение.
Во второй главе изучается роль ПФ РФ в социальном обеспечении пенсионеров.
В третьей главе рассматривается и изучается сущность и причины реформирования пенсионных систем.
Тема курсовой работы в настоящее время является актуальной, так как нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы. Достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы; повышение уровня пенсионного обеспечения граждан; формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с пенсионной реформой в России и изучение её роли в повышении финансового обеспечения пенсионеров.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ), как самостоятельного кредитно-финансового учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом, осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике.
В настоящее время пенсионная система России претерпевает глубокий кризис. С одной стороны, индексация пенсионных выплат не может догнать уровень инфляции и с каждым годом положение пенсионеров становится все хуже. Уже сейчас государство не может обеспечить своим гражданам достойную старость, а в будущем даже современный уровень благосостояния будет недоступен для лиц пенсионного возраста. С другой стороны, население России стареет, и количество работоспособного населения стремительно уменьшается. Ввиду этого можно ожидать еще больший упадок пенсионной сферы.
Нынешняя пенсионная система не устанавливает зависимости пенсии гражданина от его активности в период трудовой деятельности. Она основана на принципе уравнительности поколений, когда выплаты пенсионерам происходят за счет поступающих в бюджет пенсионных выплат работающего населения.
Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех., кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.
Сказанное подтверждает высокую социальную и экономическую значимость финансовой деятельности ПФ РФ, которая обусловливает необходимость тщательного правового регулирования всей совокупности отношений, возникающих в процессе взаимодействия Пенсионного фонда с властными структурами, налоговыми органами, управляющими компаниями, населением. Наиболее эффективно процесс достижения вышеуказанного взаимодействия происходит в форме прямых и обратных связей.1
Следует также отметить, что степень изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы далеко отстает от потребностей современной отечественной практики, что не позволяет давать оперативные ответы и конструктивные решения многочисленных актуальных проблем развития пенсионной системы.
В данной работе были использованы труды таких авторов, как И.А. Сафронова, М.Ю. Зурабова, А.К. Соловьёва, Е.А. Пехтеревой, А.Кузьминой, А.П. Колесника, Л.Ю. Рыжановской, Ю.З. Люблина,.
ГЛАВА 1. Пенсионный фонд РФ. Его значение
Пенсионный Фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
Пенсионный Фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которое было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. В структуре Пенсионного Фонда 7 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение Пенсионного Фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан) и свыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе Пенсионного фонда трудится более 133000 специалистов.
С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являются следующие доходы:
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Создание ПФ позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФ РФ на другие цели3.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В частности, за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции, в соответствии с которыми его органы обязаны назначить (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами или Негосударственные Пенсионные Фонды.4
С 2005 года на Пенсионный Фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года, в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.5
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный Фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН). С 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды Обязательного Медицинского Страхования. Одно из дальнейших направлений работы ПФР – повышение качества обслуживания клиентов.
С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.6
1.2. Структура и основные задачи ПФ
Начиная с 2002 года, Пенсионный Фонд признан государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющим администрирование страховых взносов. В качестве страховщика у фонда появились количественно определенные финансовые обязательства: