Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с пенсионной реформой в России и изучение её роли в повышении финансового обеспечения пенсионеров.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть историю возникновения ПФ РФ;
• определить роль ПФ в соц. обеспечении пенсионеров;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… …3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ….......................6
1.1 История возникновения и развития ПФ РФ………………………..6
1.2 Структура и основные задачи ПФ…………………..……………..10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ…………………………………………15
2.1 Структура пенсионного обеспечения и виды пенсий в России…15
2.2 Теория и практика пенсионного обеспечения……………………24
ГЛАВА 3. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА…………………………………...27
3.1 Сущность и текущее состояние пенсионной реформы…………...27
3.2 Зарубежный опыт проведения пенсионных реформ…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
Условиями назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца являются:
- Наличие
у умершего кормильца хотя
бы одного дня страхового
-Наступление
смерти кормильца не связано
с совершением им умышленного
уголовно наказуемого деяния
или умышленного нанесения
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца равен
ПК / (Т * К) / КН + Б, где:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяца;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Сроки, на которые назначаются трудовые пенсии:
Виды государственных пенсий представлены в таблице 2.
Таблица 2
Виды государственных пенсий
Вид пенсии |
Получатели |
Пенсия за выслугу лет |
федеральные государственные служащие военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава |
Пенсия по старости |
граждане, пострадавшие в результате
радиационных или техногенных катастроф,
космонавты, участники Великой |
Пенсия по инвалидности |
военнослужащие граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф |
Социальная пенсия |
нетрудоспособные граждане |
Пенсия по случаю потери кормильца |
нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих, нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, члены семей погибших (умерших) космонавтов |
Сроки, на которые назначаются государственные пенсии:
3. Социальные пенсии
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на получение социальной пенсии имеют следующие категории нетрудоспособных граждан:
С 1 января 2010 года вместо базовой
части трудовой пенсии введен
фиксированный базовый размер
трудовой пенсии (страховой части
трудовой пенсии по старости),
как составная часть страховой
части трудовой пенсии по
Фиксированный базовый размер
трудовой пенсии (страховой части
трудовой пенсии по старости)
устанавливается в твердом
2.2. Теория и практика пенсионного обеспечения
Реформа Единого Социального Налога (ЕСН) обошлась бюджету РФ в 1,7 триллиона рублей в 2010 году. Это 4,2 процента от ВВП в 2009 году. ЕСН, за счет которого формируется бюджет Пенсионного фонда, с 1 января 2010 года был заменен Страховыми Взносами на Обязательное Пенсионное, Медицинское и Социальное Страхование.
При этом тарифы взносов в 2010 году были сохранены на уровне действующей ставки ЕСН в 26 процентов, а с 2011 года ставка была увеличена до 34 процентов.
С 2011 года, когда ставка страховых взносов была повышена до 34 процентов, расходы бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда сократились до 511 миллиардов рублей.
Согласно обновленному бюджету России, в 2009 году на покрытие дефицита Пенсионного фонда России из бюджета было выделено 374 миллиарда рублей.
У любого государства 80% доходов — это налоги. Поэтому можно призвать к следующему: если пенсии будут повышены, это означает, что налогов будут брать больше, а налогообложение сейчас и без того чудовищное и очень сильно тормозящее наше развитие. Возможный выход — откат на прежние позиции к системе распределения пенсий. Выигрыш бюджет обретет сразу, получив все активы негосударственных пенсионных фондов. Но дальше — опять провал, но уже на внешнем фронте. Россию и так часто упрекают в том, что ее законодательство запутанно, непоследовательно и крайне переменчиво. А это означает, что в будущем неизбежно повышение налогов. «Соответственно понижается инвестиционная привлекательность нашей экономики, снижаются инвестиции, замедляется рост. Проблема и в том, что регуляторы предпочитают защищать финансы экономически активной части населения, то есть банковские депозиты, через Агентство по страхованию вкладов. Чем вложения частных лиц в негосударственные пенсионные фонды по сути отличаются от счета в банке, участники рынка понять не могут. Они предлагают создать страховой фонд по отраслевому — негосударственному — признаку. А пока остается неясно, как власти собираются решить проблемы пенсионной системы. Кроить ее собираются уже в третий раз за последние восемь лет13.
Итак, подведя итог, можно сказать, что на сегодняшний день в России существуют следующие виды пенсий:
В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:
Доходы пенсионеров в последние годы росли высокими темпами. Средняя трудовая пенсия по старости в настоящее время составляет уже 5000 рублей. Она, наконец- то, стала выше современной стоимости.
ГЛАВА 3. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
3.1. Сущность и текущее состояние пенсионной реформы
До 2002 года пенсионная система России была фактически полностью распределительной. В настоящее время, осознана необходимость реформирования пенсионной системы в направлении сочетания двух основных типов систем: распределительной и накопительной.
Начатая в России Пенсионная реформа, рассчитана на 15-20 лет и предусматривает постепенный переход от солидарно-распределительной пенсионной системы к комбинированной схеме пенсионного обеспечения, которая должна содержать элементы индивидуального накопления.
Для того, чтобы разобраться в сущности реформ и в том, почему они необходимы, нужно вспомнить суть обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование является частью системы Социального Страхования и представляет собой страхование работающих граждан от изменения материального или социального положения в связи с наступлением старости, а также болезни или инвалидности или в связи с потерей кормильца. С помощью пенсионной системы государство стремится компенсировать застрахованным в обязательном порядке лицам утраченный заработок или другой регулярный доход. При этом Обязательное Пенсионное Страхование ориентировано на:
-удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни;
-
возмещение гражданам дохода, который
они имели до утраты способност
В настоящее время выплачиваемые работодателям в Пенсионный фонд суммы (28% фонда оплаты труда) делятся на три части:
- третья часть, первоначально в размере 3% для работников моложе 35 лет и 2% для работников старше 35 лет, распределяется по накопительным счетам.
На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части - базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 г.14
В настоящее время состояние пенсионной сферы в России еще недостаточно стабильно и этому есть множество причин. Основная, и до сих пор не имеющая решения проблема накопительной схемы пенсионного страхования, заключается в высокой степени ее зависимости от внешних по отношению к пенсионной системе факторов - уровня стабильности экономики, ее развития, темпов роста, состояния финансовых рынков, инфляции и т.д., поскольку накапливаемые средства необходимо сохранять и обслуживать в течение жизни целого поколения — в среднем 35-40 лет.
Государство фактически признало провал Пенсионной реформы. Минздравсоцразвития выступило с инициативой передать гражданам их накопительную часть пенсии, которая сейчас принадлежит государству. Средства можно будет использовать на обеспечение по кредитам «на наиболее важные нужды»: лечение и ипотеку.
Минздравсоцразвития планирует предоставить гражданам возможность использовать накопительную часть их пенсии (сейчас эти средства находятся в собственности государства) для получения кредитов на наиболее важные нужды: жилье и медицину, по заявлению заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина. По его мнению, подобные меры будут приняты в рамках создания дополнительных стимулов для «молчунов», которые еще не распорядились накопительной частью своей пенсии.
Не смотря на то что, по данным Минздравсоцразвития, количество «молчунов» сокращается, оно все равновелико. К началу 2010 года пенсионные счета имели около 70 млн. россиян, из которых порядка 90% являлись «молчунами» (в 2004-м показатель составлял 98,1%). К 1 апреля на счетах находилось чуть менее 800 млрд. рублей.