Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:38, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображение специфики обращения ценных бумаг в Российской Федерации.
Задачи: во-первых, необходимо уяснить суть фиктивного капитала, его значение; во-вторых, ознакомиться с видами ценных бумаг на российском рынке и дать им краткую характеристику; в-третьих, следует детально рассмотреть сущность, функции рынка ценных бумаг, определить участников данного рынка, а также выявить механизм обращения ценных бумаг на российском рынке
Введение…………………………………………………………………………3
1. Экономическая природа ценных бумаг……………………………………..5
1.1. Сущность, классификация и функции рынка ценных бумаг ……..5
1.2. Место рынка ценных бумаг в системе рынков……………………..15
2. Особенности ценообразования на фондовом рынке……………………….20
2.1. Принципы и задачи ценообразования на фондовом рынке……….20
2.2. Факторы ценообразования на фондовом рынке…………………...22
2.3. Специфика ценообразования на первичном и вторичном рынке ценных бумаг…………………………………………………………………....25
2.4. Российский рынок ценных бумаг: основные этапы и тенденции развития…………………………………………………………………………..27
3. Состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития…………………………………………………………………………..31
3.1. Особенности регулирования фондового рынка в России…………31
3.2.Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития……………………………………………………….33
3.3. Основные показатели и тенденции на российском фондовом рынке в первом полугодии 2012 года………………………………………………….38
3.3. Капитализация российского рынка ценных бумаг к 2020 году…...41
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных материалов…..………………………………………46
Доходы инвесторов или их платежеспособность оказывают воздействие на спрос. При увеличении доходов спрос повышается и соответственно при снижении доходов — уменьшается.
Принципы ценообразования реализуются в зависимости от стратегии ценообразования. Стратегии ценообразования различают в зависимости от выбранных целей:
Ценообразование как процесс формирования цен на рынке ценных бумаг осуществляется по определенным правилам, с использованием конкретных методов, на основе общепринятых принципов и с учетом отдельных факторов.
2.2. Факторы ценообразования на фондовом рынке
Ценообразование на рынке ценных бумаг может осуществляться экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим, балансовым методами и на основе экономико-математического моделирования.
Экспертный метод основан на использовании аргументированных заключений экспертов (признанных специалистов) об уровне реальной стоимости той или иной ценной бумаги или цене определенной фондовой операции.
Аналитический метод предполагает, что уровень цены определяется в результате детального анализа конъюнктуры рынка, выполнения диагностического факторного анализа, мониторинга.
Статистический метод базируется на статистическом анализе с использованием средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного отклонения от средних величин), вариации (относительного отклонения от средних величин), применении корреляционного и регрессионного анализа. В настоящее время в ценообразовании на региональных рынках ценных бумаг наиболее активно используются фондовые индексы, которые позволяют определить общую тенденцию изменения конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг.
Нормативно-параметрический метод на практике реализуется следующим образом. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная нормативная единица оценивается тем или иным количеством баллов. Далее баллы суммируются, и полученная общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате получается определенный стоимостный уровень цены.
Балансовый метод теоретически является самым простым. Стоимость имущества, зафиксированная в официальной отчетности предприятия, делится на общее количество акций. На практике использовать этот метод достаточно сложно прежде всего из-за того, что стоимость имущества периодически меняется в ходе переоценки основных фондов, а также из-за нежелания многих участников фондового рынка иметь дело с реальными стоимостями ценных бумаг. Например, если вы решаете купить акции какого-либо предприятия, то выгоднее это сделать при номинальной цене акций 1000 руб., нежели 2000 руб.
Экономико-математическое
моделирование в виде имитационных
моделей или динамического
В условиях рыночной экономики в формировании цен на ценные бумаги участвуют эмитенты и инвесторы, каждый из которых имеет свои интересы и ориентиры. В целом методические подходы при формировании цены можно разделить на три вида;
В настоящее время используются следующие методические подходы:
Они являются основой ценообразования на зарубежных фондовых рынках.
Таким образом, на ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают влияние как традиционные факторы:
так и специфические:
Следует отметить, что названные выше факторы могут как увеличивать, так и уменьшать уровень цены. Действие этих факторов во многом зависит от конкретных мер по государственному регулированию системы ценообразования.
2.3. Специфика ценообразования на первичном и вторичном рынке ценных бумаг
При анализе на механизм ценообразования рынке ценных бумаг, следует различать те его элементы, которые определяются органами государственного регулирования и эмитентами, выпускающими ценные бумаги, и те, которые формируются под воздействием вторичного рынка, а значит, отражают рыночное соотношение спроса и предложения.
Особенности системы формирования цен определяются эмитентами еще на стадии разработки и принятия условий выпуска ценных бумаг, выборе рыночного сегмента их распространения. Если такой сегмент крайне ограничен, то цена определяется ценой первичного размещения и ценой погашения. В этом случае цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и может быть названа назначаемой. Так как пространство вторичного рынка не ограничено, эмитент способен определить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения. Промежуточные цены в течение всего срока действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не выпускающими их органами. Если ценные бумаги являются долговыми обязательствами (облигации, векселя), то они обладают фиксированными ценами первичной продажи и погашения, а также сроком действия и датой погашения в отличие от акций.
Процесс ценообразования на первичном рынке происходит следующим образом. При выпуске новых ценных бумаг проводится организационная работа, связанная с определенными затратами: выбор видов, типов, категорий выпускаемых ценных бумаг, определение объема выпуска и цены ценных бумаг, выбор метода размещения выпуска (аукцион, торги, конкурс, подписка), подготовка проспекта эмиссии. Оплата эмитентом услуг инвестиционного института (на практике широко распространен способ размещения ценных бумаг своими силами — это значит, что акционерные общества экономят часть своих средств), юристов, аудиторов. На предэмиссионном совещании устанавливается окончательная цена бумаг нового выпуска с учетом финансового положения эмитента, целей выпуска и вида бумаг. Далее осуществляется непосредственно выпуск ценных бумаг в обращение. Выпуск (эмиссия) происходит при учреждении акционерного общества, увеличении размера первоначального уставного капитала, росте заемного капитала. Формы эмиссии следующие:
Размещение ценных бумаг возможно путем прямого обращения эмитента к инвесторам или путем привлечения посредников. В случае привлечения посредников стоимость реализации акций может возрасти на величину их вознаграждения. К размещению ценных бумаг на первичном рынке следует отнести:
На вторичном рынке осуществляются сделки купли-продажи ценных бумаг юридическими и физическими лицами при посредничестве инвестиционных институтов после первичного размещения бумаг. Вторичный рынок включает неорганизованный рынок (внебиржевой) и организованный (биржевой) рынок.
Формирование вторичного рынка акций приватизированных предприятий в России началось практически одновременно с появлением первых акционерных обществ. Внебиржевые сделки в разных объемах совершаются постоянно с акциями практически каждого эмитента, что связано, в частности, с формированием крупных пакетов акций перед первыми собраниями акционеров и соответственно с перевыборами совета директоров. При наличии конкуренции цены внебиржевого и биржевого рынков достигают нескольких сотен номиналов. Естественно, в основе таких отклонений лежат отнюдь не классические факторы, влияющие на курс акций, а стремление установить контроль над предприятием.
2.4. Российский рынок ценных бумаг: основные этапы и тенденции развития
Рынок ценных бумаг любой
страны имеет свои особенности. Не последнюю
роль здесь играют условия, в которых
происходит формирование и развитие рынка.
В странах с рыночной экономикой рынок
ценных бумаг формировался в течение многих
десятилетий и в условиях существования
устойчивых денежных систем, что создавало
прочную основу для развития рынка. В России
рынок сформировался за достаточно короткий
период времени, и формировался он в иной
социально-экономической обстановке,
что и обусловило специфику российского
фондового рынка.
Формирование рынка ценных бумаг в России
началось в условиях неустойчивости рубля
и возрастающих темпов инфляции.
В СССР темпы инфляции составляли: 1986 г. — 4,4%; 1987 г. — 4,5%. Инфляция стала заметно возрастать с 1988 г., когда её рост составил 10,5%; 1989 г. — 14,4%; 1990 г. — 16,6%. Темпы инфляции резко возросли в 1991 г. — за год цены на потребительские товары выросли в 8 раз, а в 1992 г. — в 26 раз. Инфляция перешла в гиперинфляцию, экономика находилась в состоянии кризиса, в обороте стали использоваться заменители денежных средств — вот те условия, в которых началось зарождение российского рынка ценных бумаг и которые помогают объяснить его особенности.
Расширение рынка ценных бумаг в 1992 г. происходило в основном за счет выпуска долговых ценных бумаг, прежде всего депозитных сертификатов коммерческих банков, которые в 1992 г. стали одним из наиболее доходных и ликвидных финансовых инструментов. К середине 1992 г. на долю депозитных сертификатов приходилось около 28% всего объема предложения ценных бумаг. В 1992 г. стал также быстро увеличиваться выпуск векселей. Анализируя развитие рынка ценных бумаг в период 1991 г. — первой половины 1992 г., можно заключить, что, хотя объемы эмиссии ценных бумаг нарастали, это далеко не соответствовало потенциалу российской экономики. Мизерные размеры фондового рынка не оказывали существенного влияния на инвестиционный процесс. Для создания рынка ценных бумаг требовалось произвести коренные изменения в отношениях собственности.
Зарождение фондового рынка в России связано с выпуском приватизационных чеков и проведением массовой приватизации государственных предприятий. В ходе приватизации государственных предприятий происходило и становление российского фондового рынка.
Реструктуризация
Устойчивый рост российского фондового рынка был нарушен мировым финансовым кризисом 2008 г. Начало кризиса связано с негативными явлениями на ипотечном рынке США в 2006 г., что выразилось в падении цен на недвижимость к концу 2007 г. примерно на 20%. С ноября 2007 г. началось снижение фондовых индексов в ведущих западных странах. Так, американский индекс S&P 500 с отметки 1557 пунктов 8 октября 2007 г. начал быстро снижаться и 17 ноября 2008 г. опустился до отметки 834 пункта.
Оживление на рынке IPO наметилось в 2010 г., когда на рынок IPO смогли выйти 25 компаний и привлечь 6677 млрд долл. В первом полугодии 2011 г. 16 российских компаний разместили акции на сумму около 9,5 млрд долл. Мировой кризис негативно отразился и на долговом рынке России — объемы эмиссии облигаций резко сократились. Особенно большой спад произошел на рынке корпоративных облигаций. Если в июле 2008 г. было осуществлено 40 эмиссий на сумму 126 млрд руб., то в сентябре смогли разместить облигации только четыре компании на сумму 7,5 млрд руб.