Особенности организации финансов транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:23, реферат

Описание работы

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.

Работа содержит 1 файл

Особенности организации финансов транспорта.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

В целях налогообложения  валовая прибыль уменьшается  на сумму доходов по отдельным видам предпринимательской деятельности предприятий. Это связано с тем, что по этим видам установлены ставки, отличные от основной ставки налога на прибыль предприятия. Поэтому плательщики обязаны вести раздельный учет по этим видам деятельности и уплачивать налоги по ним по установленным ставкам.

Бюджетные учреждения и  другие некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и  имеющие доходы от нее уплачивают налог с суммы превышения доходов  над расходами.

Законодательством предусмотрены следующие виды льгот по налогу на прибыль, предоставляемые на территории России всем предприятиям:

  1. Средства, направляемые предприятиями сферы материального производства на капитальные вложения производственного характера и жилищное строительство для всех отраслей народного хозяйства, а также на погашение кредитов банков, полученные и используемые на эти цели;
  2. Затраты предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждения здравоохранение, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов жилищного фонда, но в пределах нормативов, утвержденных местными органами государственной власти;
  3. Взносы на благотворительные цели (не более 3% от налогооблагаемой прибыли).

Ставка налога на прибыль  предприятий и организаций, зачисляемая  в федеральный бюджет устанавливается  в размере 11% с прибыли и в  бюджет субъектов Российской Федерации  – 19%.

Плательщиками НДС являются все организации (государственные  и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность: филиалы, отделения, другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории Российской Федерации в случае самостоятельной реализации товаров (работ, услуг).

Плательщиками налога по транспортным перевозкам являются:

А. Управления железных дорог, производственные объединения железнодорожного транспорта.

При этом подсобно-вспомогательные  предприятия, не относящиеся к эксплуатационной (перевозочной) деятельности железных дорог, являются самостоятельными плательщиками НДС по осуществляемым видам деятельности;

Б. Авиакомпании, аэропорты, объединенные авиаотряды, авиационно-технические  базы и другие организации (предприятия) гражданской авиации;

В. Пароходства, порты, отряды аварийно-спасательных работ, бассейновые управления морских путей и другие предприятия морского и речного транспорта;

Г. Производственные предприятия  и объединения автомобильного транспорта.

Обложению налогом подлежит выручка, полученная за перевозку грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты.

В облагаемый оборот по авиапредприятиям включаются средства от продажи авиабилетов  только в части услуг по перевозкам грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, оказываемых собственными силами данных авиапредприятий.

Средства, вырученные от продажи авиабилетов других авиапредприятий (компаний) по заключенным договорам, являются объектом налогообложения у авиапредприятий (компаний), непосредственно осуществляющих эти перевозки.

НДС облагаются также  все виды платных услуг, оказываемые  пассажирам на вокзалах, в поездах, портах, аэропортах (за предоставление постельных принадлежностей в поездах, проживания в комнатах отдыха, матери и ребенка, хранение багажа и грузобагажа, предоставление услуг по аренде грузовых и пассажирских вагонов, самолетов, вертолетов, помещений и т. д.).

От НДС освобождаются  услуги городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в  том числе маршрутных), а также  услуги по перевозкам в пригородном  сообщении морским, речным, железнодорожным  и автомобильным транспортом.

Транспортные предприятия  также уплачивают налог на имущество. Однако особенности обложения налогом  существуют в области применения льгот.

Льготы по налогу на имущество  можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, связанные с полным освобождением каких-либо организаций от данного налога. В частности, от налога освобождается имущество бюджетных учреждений и организаций.

Вторая группа льгот  связана с освобождением от налога отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию. Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам); объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.

Транспортные предприятия  уплачивают плату за землю. Земельный  налог исчисляется исходя из площади  земельного участка и утвержденных ставок. Объект обложения – земельные  участки независимо от направлений  их использования: промышленность, транспорт, лесной фонд, личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, животноводство и т. п.

В облагаемую налогом  площадь включаются земли, занятые  строениями, сооружениями, санитарно-защитные, технические зоны объектов.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской аэронавигации, отнесенные к федеральной собственности.

На основании вышесказанного можно отметить, что предприятия  транспорта имеют определенные особенности  как в формировании и использовании  финансовых средств и организации  финансовых отношений, так и во взаимоотношениях с бюджетом, выраженные главным образом в предоставлении им определенных налоговых льгот.

2. Анализ организации финансов  предприятий транспорта

2.1 Характеристика предприятия

Итак, Государственное  унитарное предприятие национальная авиационная компания «Сахаавиа». Обратимся  к официальному юридическому источнику, которое дает определение унитарному предприятию.

1 Унитарным  предприятием  признается коммерческая  организация,  не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Имущество унитарного  предприятия  является  неделимым  и не  может быть  распределено по  вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных  предприятий могут  быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия.                            

2. Имущество государственного  или муниципального унитарного  предприятия находится соответственно  в государственной или  муниципальной  собственности и принадлежит   такому  предприятию  на  праве  хозяйственного ведения или оперативного  управления 

3. Фирменное наименование  унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.                      

4 Органом унитарного  предприятия является руководитель, который   назначается   собственником  либо уполномоченный собственником  органом и им подотчетен.                                         

5. Унитарное предприятие  отвечает по своим обязательствам  всем принадлежащим ему имуществом.                                        

Унитарное предприятие  не несет ответственности  по обязательствам собственника его имущества.

6. Нужное положение  государственных и муниципальных  унитарных предприятий определяется  настоящим законом о государственных  и муниципальных предприятиях.

НАК «Сахаавиа» является государственным предприятием. Имущество, которым располагает предприятие, является государственной собственностью. НАК имеет свой товарный знак с содержанием национальных особенностей республики. Руководителем предприятия является Генеральный директор.

НАК имеет свои службы, подразделения, цеха. Все они представлены в виде организационной структуры (Прил. 1).

В потенциале НАК «Сахаавиа» обладает значительными возможностями  в своей деятельности. А именно: имеются достаточно внушительных размеров производственные площади для выполнения больших объемов работ по выполнению тяжелых технических форм на авиационной технике. Имеется высококвалифицированный инженерно-технический персонал и высококлассные экипажи для выполнения авиаперевозок. Но имеется также и сама авиационная техника, требующая либо капитального заводского ремонта, либо продления эксплуатационного ресурса. При наличии денежных средств имелась бы серьезная возможность увеличить авиационный парк самолетов и двигателей, что также дало бы возможность увеличить количество выполняемых рейсов, а значит и возможность заработать предприятию.

К основным характеристикам  авиакомпании относятся:

  • ресурсы,
  • зависимость от внешней среды,
  • горизонтальное разделение труда,
  • вертикальное разделение труда.

Внешняя среда. Деятельность авиакомпании, количество рейсов зависят от многих факторов:

а) экономического характера;

б) потребительского характера;

в) документированного характера.

Фактор экономического характера - это количество средств  на поставку необходимого объёма керосина и горючесмазочных материалов, дороговизна запасных частей, сложное планирование их поставок.

Фактор потребительского характера - это достаточно высокая  конкуренция на некоторые маршруты авиаперевозок (например, Якутск - Москва), недостаточная загрузка грузом и  пассажирами на отдельных рейсах, которая также зависит от времени года (сезона).

В процессе жизнедеятельности  авиакомпании существует необходимость  создания различных проектов, направленных на расширение авиакомпании, модернизацию авиационной техники. Существуют следующие  характерные проекты:

  1. Замена морально и физически устаревающих самолётов на более современные отечественного и зарубежного производства. Качественно новые самолёты имеют больший эксплуатационный ресурс, повышенный комфорт пассажирских салонов, пониженный удельный расход топлива на каждый тонно-километр, что обеспечивает наибольшую экономию топлива в целом. Кабины экипажа выполнены в соответствии с последними эргономическими исследованиями, что связано также с безопасностью выполнения полёта. На новых самолётах имеются более современные, а значит надёжные системы (навигационные, радиосвязи, гидравлические и т.д.).

В условиях жесткой  эксплуатации и высокоинтенсивной  загруженности основных средств  началось интенсивное списание средств  самолетно-моторного парка по причине ограниченности эксплуатационного ресурса. В результате на сегодняшний день авиакомпания имеет: Ан-12 – 2 шт., Ан-24 – 3 шт., Ил-76 – 4 шт., Ту-154 – 2 шт. (летающие), Ан-26 – 1 шт.

Здания и сооружения требуют значительных капиталовложений (не говоря уже о различных радиоэлектронных средствах слежения, посадки и т. д.).

  1. Детальное изучение рынка авиаперевозок в различных регионах страны, поиск слабых сторон уже существующих авиакомпаний с целью частичного завоевания рынка авиаперевозок. Существуют регионы страны, в которых действующая авиакомпания не в состоянии в полном объёме обеспечить грузовое или пассажирское обслуживание ввиду физического самолётомоторного парка, отсутствие запасных частей, нерегулярности выполнения рейсов, а также повышенная стоимость услуг по доставке грузов авиационным транспортом (высокие цены на авиабилеты),
  2. Возможное создание филиалов авиакомпании в различных регионах страны. Осуществление данного проекта способствует уменьшению материальных затрат на выполнение авиаперевозок. В северные регионы (в данном случае Якутии) затруднена доставка топлива и горюче-смазочных материалов, что увеличивает их стоимость, а значит и стоимость услуг на авиаперевозку. В созданных филиалах в западных регионах страны существует возможность привлечения местных, уже готовых специалистов или же их обучение на конкретном типе авиационной техники. Затраты на оплату их труда будут ниже, чем командированных из республики специалистов.
  3. Привлечение авиатехники зарубежных авиакомпаний в своём регионе на обоюдовыгодных условиях. В этом случае основная доля затрат на выполнение авиаперевозок будет приходиться на зарубежные авиакомпании (но и соответствующая доля прибыли будет также уходить к ним). 

Информация о работе Особенности организации финансов транспорта