Особенности организации финансов транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:23, реферат

Описание работы

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.

Работа содержит 1 файл

Особенности организации финансов транспорта.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

В финансовый план железнодорожного транспорта наряду с доходами и расходами  по основной деятельности включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих  работников железных дорог, больниц, учебных  заведений и др.

Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатываются план валютных операций. В этом плане отражаются поступление средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров, совершаемым по железным дорогам в международном сообщении.

В финансовом плане предприятий по речному и морскому транспорту отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства, возмещение разницы в тарифах по заграничным перевозкам.

Нормативы собственных  оборотных средств предприятий  автомобильного транспорта определяются раздельно по двум группам активов. По группе нормируемых активов, непосредственно зависящих от роста производственных затрат (горючее, смазочные материалы), нормативы устанавливаются на 1 рубль затрат, исчисленных исходя из планов заданий по производственной деятельности. По группе активов, запасы которых непосредственно не связаны с ростом производственной программы, нормативы базисного года увеличиваются в относительно меньших размерах, чем рост производственных затрат (без учета заработной платы и амортизационных отчислений).

Источники финансирования прироста норматива собственных  оборотных средств на автомобильном транспорте те же, что и в промышленности. В то время в составе устойчивых пассивов планируются такие статьи, как «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов».

Помимо собственных  средств в качестве источников формирования финансовых ресурсов используют привлеченные средства, которые состоят из:

  1. заемных в форме кредита (банковский, коммерческий, бюджетная ссуда) и облигаций;
  2. акционерного капитала, поступившего за счет эмиссии акций и их продажи;
  3. долевых (паевых) средств участников реализации конкретного инвестиционного проекта.

Средства, остающиеся у  предприятия после выполнения финансовых обязательств, могут быть использованы на накопление в форме увеличения производительного капитала (основных фондов и оборотных средств), формирование торгового капитала или ссудного капитала, предоставляемого во временное пользование на условиях возвратности и платности. Незначительная часть финансовых ресурсов используется на потребление (социальное развитие коллектива), денежные выплаты и льготы работникам, благотворительные и иные цели.

С ухудшением финансового  состояния предприятий подрывается основа для нормальной хозяйственной деятельности. Это подтверждается сокращением в общих расходах и отчислениях предприятий доли средств, направляемых на развитие производства: в 1997 г. - 40%, а в 1998 г. - уже 22,6%.

Из-за инфляции предприятиям не хватает собственных средств  на пополнение оборотных фондов. Финансовое положение предприятий ухудшается в связи с замедлением оборачиваемости оборотных средств, с неплатежами, обусловленными ограниченностью платежеспособного спроса в условиях либерализации цен с начала 1998 года.

В структуре использования финансовых ресурсов предприятий более 35% составляют платежи в бюджет: минимальными они были в сельском хозяйстве (около 18%) и максимальными в сфере товарного обращения — в снабжении и сбыте (почти 58%), торговле и общественном питании (около 46%), бытовом обслуживании (более 53%), в транспорте – около 42%.

На увеличение производительного  капитала — развитие производства (обновление и расширение основных фондов) и пополнение оборотных средств — направлено почти 30%, причем наиболее высоким этот показатель был в сельском хозяйстве (более 51%) и незначительным оказался на предприятиях строительства, снабжения и сбыта, бытового обслуживания населения, а также транспорта (20—21%).

Расходы на социальное развитие, денежные выплаты и льготы работникам в среднем составили около 13%, однако в отдельных отраслях этот показатель был значительнее — в бытовом обслуживании населения — 19%, в строительстве — около 16%, торговле и общественном питании — 15%, на предприятии транспорта, свыше 22%.

1.3 Оценка финансового состояния предприятия

Оценить порядок формирования и использования финансовых ресурсов, их структуру можно с помощью  анализа финансового состояния. Финансовое состояние предприятия  характеризует его платежеспособность, кредитоспособность на определенную дату, как правило, на 1-е число каждого квартала. От финансового состояния предприятия зависит характер его взаимоотношений с деловыми партнерами—поставщиками, покупателями, коммерческими банками, потенциальными инвесторами, акционерами. Так, прежде чем решать вопрос о предоставлении кредита, банк анализирует финансовое состояние предприятия, его надежность, то есть устанавливает степень риска кредита. Анализу подлежит финансовая устойчивость, платежеспособность предприятия.

Для оценки финансового  состояния предприятия наиболее подходящими являются следующие относительные показатели, выражаемые посредством коэффициентов финансовой самостоятельности (Кфс), финансовой устойчивости (Кфу) и обеспеченности собственными средствами (Кос). Первый коэффициент (так называемый коэффициент собственности) характеризует степень финансовой независимости и рассчитывается отношением источников собственных средств предприятия (итог раздела IV баланса) ко всему авансированному — собственному и заемному — капиталу (итогу баланса):

 

     (1.1)

 

При значении Кфс ³ 0,6 можно сделать вывод о том, что имеющиеся источники собственного капитала позволяют предприятию покрыть все свои обязательства (расчеты и пассивы).

Если значение коэффициента увеличивается от одного отчетного периода к следующему, это свидетельствует об укреплении финансового состояния и уменьшении финансового риска.

Коэффициент финансовой устойчивости характеризуется соотношением источников собственного капитала (итог раздела IV баланса) к заемному капиталу (итоги разделов V и VI):

 

     (1.2)

 

Значение этого коэффициента должно быть более 1,5, что подтверждает сбалансированность структуры авансированного капитала, относительную независимость предприятия от внешних финансовых источников. При расчете обоих коэффициентов используются одни и те же показатели баланса предприятия, что подтверждает взаимосвязь полученных результатов.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует  наличие собственных оборотных  средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент рассчитывается отношением разности между итогами раздела IV «Капитал и резервы» (источники собственных средств) и раздела I «Внеоборотные активы» к итогу раздела 11 «Оборотные активы».

 

     (1.3)

 

Для оценки платежеспособности предприятия принято использовать коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности. Ликвидность означает способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам, для чего его оборотные активы должны обладать ликвидностью, т.е. возможностью трансформироваться в наличность. С этой целью анализируется структура собственных оборотных активов и краткосрочных пассивов.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует возможности предприятия при необходимости в ближайшее время погасить часть краткосрочных обязательств (позитивное значение коэффициента в пределах 0,2 — 0,3). Коэффициент текущей ликвидности характеризует платежные возможности предприятия в целом при условии получения дебиторской задолженности и благоприятной конъюнктуры, показывает меру покрытия оборотных средств предприятия своих текущих обязательств. Позитивное значение этого коэффициента находится на уровне 2 и выше.

Платежеспособность (кредитоспособность) предприятия означает таким образом его способность своевременно вносить в бюджет налоги и платежи, удовлетворять платежные требования, погашать кредиторскую задолженность и проценты по ним, осуществлять расчеты со своим персоналом по заработной плате и прочим операциям. Платежеспособность предприятия, как показал опыт рыночных преобразований, в значительной степени зависит от получения (возврата) средств, находящихся в дебиторской задолженности. Неплатежеспособность предприятия нередко формируется под влиянием неплатежей покупателей (потребителей) и роста дебиторской задолженности.

Неплатежеспособность  предприятия — это такое финансовое состояние, при котором оно для погашения кредиторской задолженности вынуждено прибегнуть к продаже части своих производственных фондов (основных и оборотных). Для неплатежеспособных предприятий характерен очень высокий уровень кредиторской задолженности (в 10 и более раз превышающий собственный капитал) и отвлечение значительной части оборотных средств в руках дебиторов (отвлекается в 2 с лишним раза больше, чем вложено в производство), которые этими средствами пользуются в собственных интересах.

Рост дебиторской задолженности  у одних предприятий влечет за собой увеличение кредиторской задолженности  у других и этим самым раскручивается спираль неплатежей. Сдерживание этого негативного процесса, сокращение масштабов его проявления зависит от финансовой стабилизации в стране и от того, сможет ли сформироваться общественное мнение, осуждающее преднамеренные неплатежи как показатель деловой несостоятельности и финансовой безответственности руководителей «неплатежеспособных» (но финансово состоятельных) предприятий.

Оценка финансового  состояния предприятия регламентируется Методическими положениями, утвержденными  Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (ФУДН).

Основанием для признания  баланса предприятия неудовлетворительным, а самого предприятия — неплатежеспособным является наличие одного из следующих условий:

  • коэффициент общей текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2 (Ктл < 2,0);
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1 (Кос < 0,1).

Таким образом, оценка финансового состояния предприятия  позволяет оценить оптимальность структуры финансовых ресурсов предприятия и источников их формирования, целесообразность и допустимость направления внешних источников финансирования на данном этапе жизненного цикла хозяйственного субъекта.

1.4 Особенности налогообложения предприятий транспорта

Налоги – важная экономическая  категория, исторически связанная  с существованием и функционированием  государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и  их расходование зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Экономическая сущность налога на прибыль  в том, что он является прямым налогом, то есть его величина находится в  прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). Находясь в такой прямой зависимости, налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала.

Плательщиками налога на прибыль являются:

  • российские предприятия и организации (в том числе бюджетные), которые по законодательству Российской Федерации относятся к юридическим лицам;
  • налоги и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
  • другие плательщики в соответствии с Инструкцией ГНС Российской Федерации от 10.08.95 г. №37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»  (с изменениями и дополнениями).

Объект обложения налогом  на прибыль – конечный стоимостной  результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом является валовая прибыль. Чтобы получить валовую прибыль, необходимо на основе данных бухгалтерского учета показатель балансовой прибыли скорректировать на соответствующие величины.

В состав валовой прибыли включают: прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прибыль от реализации основных фондов, нематериальных активов и иного имущества предприятия; доходы (расходы) от внереализационных операций.

Чтобы определить прибыль  от реализации продукции (работ, услуг), необходимо из выручки от реализации продукции (работ, услуг) вычесть налог  на добавленную стоимость. При этом следует иметь в виду, что для целей налогообложения, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), применяются в пределах установленных нормативов, в то время как в бухгалтерском учете эти затраты устанавливаются в фактических размерах. В частности, нормируются такие статьи затрат, как представительские расходы, расходы на рекламу, затраты на содержание служебного автотранспорта, проценты за пользование банковским кредитом, командировочные расходы, некоторые другие виды компенсационных выплат.

Следует иметь в виду, что законодательством предусмотрено, что стоимость некоторых безвозмездно полученных средств не увеличивает  налогооблагаемую прибыль. К ним  относятся:

  • основные средства, нематериальные активы, другое имущество и денежные средства на развитие производственной и непроизводственной базы, безвозмездно переданные предприятиям органами государственной власти, союзами, ассоциациями, концернами, а также объединениями, в состав которых входят все эти предприятия;
  • основные производственные фонды, а также средства, предусмотренные на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другое имущество, безвозмездно полученное для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами, предприятиями и организациями от других железных дорог, предприятий и организаций (переданных по решению Министерства путей сообщения Российской Федерации, управлений и отделений железной дорог).

Информация о работе Особенности организации финансов транспорта