Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:51, контрольная работа
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.
Процесс составления бюджета может быть так же мощным средством для стимулирования руководителей в осуществление целей их центров ответственности и, следовательно, целей организации в целом. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.9
Утверждение планового бюджета включает в себя: выбор оптимального варианта плана; внесение корректировок; утверждение плановых заданий.
Исполнение бюджета включает: исполнение бюджета и формирование отчета о фактическом исполнении бюджета банка в целом и в разрезе ЦФО – расчет фактических значений бюджетных статей на основе балансовых данных с учетом внесистемных корректировок.
Контроль и анализ исполнение бюджета подразумевает: мониторинг отклонений фактических значений от запланированных за отчетный период; анализ результатов деятельности.
Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета может: помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания; выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета; показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был не реалистичен.10
Чтобы система бюджетирования функционировала эффективно, необходимо при формирование бюджетов придерживаться следующих требований:
Последний этап бюджетного процесса – контроль и анализ исполнения бюджета необходим также для своевременного принятия мер по обеспечению исполнения бюджетов. В работе проанализированы основные идеи и предложены рациональные подходы к контролю и анализу исполнения бюджетов.
Расходы бюджетной системы в последние годы находились в среднем на уровне от 31 до 34 процентов ВВП (табл. 2). Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В то же время в отдельных странах категории «развивающиеся рынки» (Тайланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составляет от 18 до 25% ВВП.
Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.
Таблица 2
Расходы федерального бюджета
(с учетом трансфертов внебюджетным фондам)
% ВВП
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2001-2007 (ср. знач.) | |
Всего расходов |
19.3 |
18.4 |
19.0 |
17.8 |
15.8 |
16.3 |
15.9 |
18.1 |
17.3 |
Общегосударственные вопросы |
4.5 |
3.7 |
3.5 |
3.0 |
2.4 |
2.3 |
2.0 |
2.5 |
2.8 |
Национальная оборона |
2.6 |
2.8 |
2.9 |
2.8 |
2.5 |
2.7 |
2.5 |
2.5 |
2.7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1.5 |
1.6 |
1.8 |
1.9 |
1.9 |
2.1 |
2.0 |
2.0 |
1.9 |
Национальная экономика |
1.4 |
1.4 |
1.6 |
1.3 |
1.2 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
1.4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0.3 |
0.0 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
0.2 |
0.9 |
0.2 |
Охрана окружающей среды |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Образование |
0.7 |
0.8 |
1.0 |
1.0 |
0.9 |
0.7 |
0.8 |
0.9 |
0.9 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
Здравоохранение и спорт |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.5 |
0.6 |
0.5 |
Социальная политика |
0.6 |
0.8 |
1.0 |
1.0 |
0.9 |
0.8 |
0.7 |
0.6 |
0.9 |
Межбюджетные трансферты |
7 |
6.6 |
6.5 |
6.0 |
5.3 |
5.8 |
5.6 |
5.8 |
5.9 |
Источник: официальный сайт Министерство финансов Российской Федерации
[http://www.minfin.ru/ru/]
1
2 Ковалев В.В. Финансы: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2009. – С.98.
3 Ковалева А.М. Финансы и кредит: пособие для вузов . – М.: Финансы и статистика, 2006. – С.378.
4 Финансы: учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В.Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С.93.
5 Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. для вузов. – М.: Дашков и Ко, 2009 – С.214.
6 Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятие: учеб. пособ. – М .: ТК Велби, 2005. – С. 173.
7 Крейнина И.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2001. – С.253
8 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 134
9 Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – М.: Ника-Центр,1991. – С.249
10 Ириков В.А., Ириков И.В. Технология финансово-экономического планирования на фирме. – М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 187
1
Информация о работе Основы управления государственными финансами