Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:51, контрольная работа
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.
Задачи финансового
Контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.
Планирование обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.
В ходе планирования любая социальная система всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной.
Таким образом, финансовое планирование - неотъемлемый элемент управления любой социальной системой, в том числе государством в целом, важнейший фактор повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Планирование позволяет целенаправленно решать целый ряд задач экономики, определять необходимые действия, которые должны быть предприняты для достижения стратегических и текущих целей страны.
Методы планирования - это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования - это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный и программно - целевой.5
Нормативный метод это метод планирования основанный на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов норм и нормативов. Нормы - это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг. Различают нормы технико-экономические, финансовые, социально-экономические, экологические и т.д. Например, норма расхода конкретного вида металла, пластмасс на 1 станок, машину; норма жилой площади на 1 человека в городе, на селе. Нормативы - это относительные показатели, характеризующие уровень использования ресурсов (коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья, материалов, уровень рентабельности производства, норматив отчисления от прибыли и т.д.).
Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально-экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности, устанавливаются пропорции. Нормы и нормативы являются важнейшей составляющей всей совокупности информационных данных, характеризующих основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие предметов и орудий труда, самого труда; развитие социальной сферы, защиты населения, рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование и движение финансовых потоков и т.д.
Нормы и нормативы группируются по признакам. В качестве признака могут выступать: направления применения норм и нормативов, масштабы их распространения, методы разработки и другие.
По характеру распространения нормы разделяются на местные, отраслевые и межотраслевые. Если нормы применяются только на конкретном предприятии - это местные; на предприятиях, относящихся к одной отрасли, — отраслевые; на предприятиях, принадлежащих к различным отраслям, — межотраслевые нормы.
По уровню агрегирования норм и нормативов выделяют: макроуровень, уровень министерств (ведомств), предприятия.
По методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические. Наиболее прогрессивными являются расчетно-аналитические, устанавливаемые на основе технически и экономически обоснованных расчетов. Для их определения используются современные методики и инструкции, учитываются передовой опыт производства и последние достижения науки и техники. При установлении опытных норм исходят из экспериментальных данных с учетом достигнутых передовых методов работы и всестороннего анализа резервов производства. Их принимают в том случае, когда из-за отсутствия соответствующих расчетных данных невозможно применить расчетный метод. Отчетно-статистические нормы рассчитываются на основе статистических данных за прошлый период. Они страдают всеми недостатками, присущими прошлому периоду, не отражают планируемых (прогнозируемых) достижений научно-технического прогресса, не стимулируют использование имеющихся резервов производства. Такие нормы устанавливаются только тогда, когда нельзя их определить расчетным или опытным методами.
В условиях перехода к рыночным отношениям и расширения экономических методов в регулировании экономики роль и значение нормативного метода возрастают. Следовательно, повышаются требования к системе норм и нормативов, ставится задача ее совершенствования.
Программно – целевой метод - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Т. е. программно-целевой метод построен по логической схеме «цели - пути – способы – средства».
Постановка целей при
программно-целевом методе планирования
представляет собой формирование "древа
целей ". Затем в соответствии
с ним определяется система мероприятий
по реализации целей, называемая целевой
комплексной программой. Для ее выполнения
строится специальная система
Недостатки программно-целевого метода
Программно-целевой метод
является одним из наиболее распространенных
и эффективных методов
Сущность программно-целевого
метода состоит в отборе основных
целей социального, экономического
и научно-технического развития, разработке
взаимоувязанных мероприятий по
их достижению в намеченные сроки
при сбалансированном обеспечении
ресурсами и эффективном
Вывод
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Бюджет всегда разрабатывается на определённый временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.
Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Индикативно, т.е без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджета могут устанавливаться на более продолжительный период ( три – пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на под периодов.6
Планирование бюджета – этап, заключающийся в разработке, консолидации, согласовании планов, определяющего будущее финансовое состояние банка, а так же путей, способов и средств его достижения. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовке программ, и сам процесс разработке бюджета по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджетов по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период.7
В процессе разработке бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, что бы все подразделения организации работали согласовано, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е необходимо произвести количество продукции в соответствие с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. План руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязка количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений.8
Планирование бюджета банка конкретизирует задачи финансовой деятельности путем трансформации стратегических показателей в плановые значения статей бюджетов банка. При этом используется уточненная прогнозная информация о рыночных и иных ограничениях, действующих на интервале планирования.
Существует несколько методов планирования бюджета банка:
При планирование необходимо учитывать ряд внешних и внутренних ограничений.
Внешние ограничения - это, прежде всего обязательные нормативы, установленные Центральном банком (достаточности капитала, размера открытой валютной позиции, мгновенной и текущей ликвидности и д.р.).
Внутренние ограничения – это лимиты и требования, установленные самим банком в его внутренних документах ( в частности, лимиты на объемы вложений и на уровень риска, требуемый уровень рентабельности и /или процентной маржи банка, объем высоколиквидных активов, размер гэпа и др.).
Процесс построения плана бюджета банка конкретнее включает в себя следующие этапы: анализ эффективности работы структурных подразделений банка; разработку предложений о перераспределении финансовых и материальных ресурсов банка; формирование оптимальной структуры баланса банка; построение плановых форм бюджета активов и пассивов, и бюджета доходов, и расходов, обеспечивающих максимальную защиту от рисков; формирование сметы капитальных вложений; определение параметров бюджетов структурных подразделений банка.
Информация о работе Основы управления государственными финансами