Основы управления государственными финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

 

 

  1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в  том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов  и методов достижения определенного  результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство  в лице соответствующих управленческих структур.

Государственное управление финансами – одна из главных и  постоянно осуществляемых функций  любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется  тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Непосредственное государственное  управление финансами осуществляется только в отношении государственных  финансов (например, утверждение государственного бюджета, отчет о его исполнении, утверждение предельного размера  государственного долга, введение или  отмена отдельных видов налогов, и т.д.). Управление государственными финансами регулируется законодательством через высшие законодательные органы.

Задача управления состоит  в достижении объектом наиболее целесообразного, с точки зрения субъекта, состояния. Задачи управления государственными финансами  – обеспечение относительного баланса  экономических интересов государства, юридических и физических лиц; обеспечение  бездефицитного государственного бюджета; обеспечение устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. Задачи управления финансами предприятия - максимизация рентабельности; достижение конкурентоспособного уровня прибыли; рост доходов собственника, менеджеров, персонала фирмы; усиление мотивации их труда; оптимизация затрат; повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков денежных средств; упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе; финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение "прорывов" в необходимых направлениях деятельности и др.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и санкций.

В управлении финансами, как  и в любой другой управляемой  системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием  денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные  структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как  финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы(отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене  финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия  на финансы. В то же время им присущи  и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно  выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой  субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние финансов, вскрывает  возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при  минимуме затрат помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается  в рациональном использовании финансовых ресурсов с елью улучшения хозяйственной  деятельности.

Контроль как элемент  управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические  результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Различают стратегическое, или общее, управление финансами  и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых  программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием  Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное  управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.

При обработке управленческих решений финансового характера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.11

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации  являются высшие федеральные органы власти - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ (табл. 1)

Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает  бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит  из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ - рассматривает  федеральный бюджет, выступает как  единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

В границах обозначенной компетенции Минфин РФ:

    • осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
    • организует разработку федерального бюджетного плана;
    • принимает участие (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны;
    • обеспечивает исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий, направленных на расходование бюджетных средств по целевому назначению.

В теории управления относительно новым  является понятие «финансовый инструмент», под которым понимается любой  договор между контрагентами, в  результате которого одновременно возникают  финансовый актив у одного контрагента  и финансовое обязательство долгового  или долевого характера – у  другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) – это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций на финансовых рынках.

Цели управления (состояние или  результат, к которому стремятся  субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для  каждого субъекта управления. В государственных  и муниципальных финансах целями управления могут быть:

    • устранение дефицита государственного бюджета;
    • обеспечение экономического роста на определенном уровне;
    • рост доходов населения;
    • рост средней заработной платы в бюджетной сфере до размеров средней зарплаты по стране;
    • рост объемов жилищного строительства до уровня 1 кв.м. на жителя страны в год и др.

Таблица 1

Субъекты управления финансами  в РФ

Органы управления

Функции

Президент РФ

Бюджетное послание

Парламент (Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации, Государственная Дума)

Устанавливает, налоги, утверждает федеральный бюджет

Правительство РФ

Разрабатывает федеральный  бюджет, бюджеты государственных  внебюджетных фондов

Министерство финансов РФ

Реализация финансовой политики

Федеральная налоговая служба

Контроль за правильностью исчисления, внесения в бюджет налогов

Федеральная таможенная служба

Контроль за исчислением, внесением таможенных платежей

Банк России

Формирует денежно-кредитную  политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета наряду с Федеральным  казначейством

Счетная палата РФ

Контроль выполнения финансового  законодательства, расходования федеральных  средств


 

Источник:

 

 

 

 

2. ИНСТРУМЕНТЫ  И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ

Планирование можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с определением будущих событий. Планирование означает в этом смысле систематическую подготовку к формированию будущего социальной системы.2

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с  необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма  превышения направляется в резервный  фонд. При превышении расходов над  доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска  ценных бумаг, получения кредитов, получения  благотворительных взносов и  т.д.

Цели финансового планирования:

  1. Новаторские - творческие, перспективные цели.
  2. Решение проблемы (зачем предприятию нужна прибыль).
  3. Обычные рабочие обязанности (предъявлять требования к работникам, планировать заранее).

4.Самосовершенствование  (личные творческие цели конкретных  специалистов).3

Финансовое  планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной  власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных фондов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.4 Или иначе, планирование представляет собой процесс принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.

Объектом финансового  планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом составление финансовых планов. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем.

Объектом финансового  планирования также выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, органы государственной власти, органов  местного самоуправления, формирование и использование ими финансовых  ресурсов. В ходе планирования субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления  их наиболее эффективного использования, устанавливаются величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, уровень дефицитности ресурсов.

Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в прогнозах социально-экономического  развития, а также в бухгалтерской, статистической и оперативной  отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Информация о работе Основы управления государственными финансами