Основы функционирования международных финансовых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Международные финансовые организации 5
1.1. Структура и роль в регулировании глобальных процессов 5
1.2.Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций 9
1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций 15
Глава 2. Отношения России и международных финансовых организаций. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список источников информации 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФиК.docx

— 69.29 Кб (Скачать)

Лондонский  клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности  стран-должников. Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Таким образом,  международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая, в общем, бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характерам. Во-вторых, они призваны служить форумам для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеального противостояния это задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых в сфере изучения, анализа и общения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

В зависимости  от цели и степени универсальности  международные валютно-финансовые институты подразделяют на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывают какую-либо  конкретную сферу всемирного хозяйства. К организациям первого типа относятся,    например, МВФ и МБРР. 

МВФ и  МБРР обладают полной автономностью  в своих действиях. Организованы они по принципу акционерных обществ, поэтому государства члены значительно  различаются по числу голосов.

 

 

 

Глава 2. Отношения России и международных  финансовых организаций

 

 

История началась в ноябре 1991 года, когда  российские реформаторы во главе  с Егором Гайдаром провели первую консультацию с МВФ и рассказали, что они собираются делать. Представители  фонда предложили по мере сил помогать советами. МВФ всегда отрицал, что являлся инициатором или разработчиком российских рыночных реформ, указывая, что это была местная инициатива. 1 июня 1991 года Россия стала членом МВФ, а в августе ей был выдан первый кредит stand-by — $1 млрд. Как ни странно, уже в 1992 году в России иногда наблюдались некоторые признаки бюджетной стабилизации, которую всегда так рекомендовал МВФ своим членам: в отдельные месяцы бюджетный дефицит был явно меньше рекомендованных 5% ВВП. Более того, временами наблюдалось даже некоторое снижение инфляции: к октябрю 1992 года инфляция, до того превышавшая 90%, упала до 40%, но в ноябре снова взлетела до 66%.

В 1993 году МВФ убеждал Россию как можно  решительнее бороться с инфляцией  и даже подписал с ней в мае  некий "антиинфляционный договор", обязывающий снизить инфляцию с 17% до 10% в месяц и сократить  субсидирование госпредприятий Центральным  банком России. Инфляцию сократить  не удалось, но Россия получила первый транш так называемого кредита  системной трансформации в $1,5 млрд (этот кредит был для МВФ относительно новым, и он, собственно, не особенно знал, какие требования предъявлять к его получателям). В 1994 году МВФ предъявлял России большие претензии за чрезмерно мягкую денежную политику (которая кончилась обвалом курса рубля в "черный вторник" 11 октября) и не хотел давать вообще ничего.

Однако, по признанию господина Одлинга-Сми, вмешались страны G7 и особенно США, которые прямо указали выдать кредит,— пришлось выделить второй транш "кредита системной трансформации" в $1,5 млрд. В 1995 году Россия получила $5,5 млрд кредита stand-by c условием к июлю снизить инфляцию до 1% в месяц и так держать в дальнейшем, а бюджетный дефицит уменьшить до 6,5%. Инфляцию до плановой величины снизить не удалось, но ужесточение денежной политики дало свои результаты, курс рубля начал расти и в июле был введен валютный коридор (который МВФ воспринял как попытку удержать рубль от чрезмерного роста с опасностью в дальнейшем обвального падения и повторения "черного вторника"). МВФ очень понравилось то, что в 1996 году дефицит снизился до 4%, в 1997 году — до 3% и в 1998 году — до 2%. Он отныне Россию хвалил и каждый год кредитовал (например, в 1996 году дал $3,8 млрд так называемого расширенного кредита). Россия, в свою очередь, в 1996 году впервые начала выплачивать долги фонду — тогда она заплатила $0,5 млрд. В те годы эксперты фонда не возражали и против финансирования бюджетных расходов за счет ГКО, продаваемых нерезидентам,— во всяком случае, в официальных документах фонда в октябре 1997 года с похвалой указывалось, что нерезиденты с начала 1996 года, когда они получили возможность покупать ГКО, накупили их уже на $10 млрд.

1999 год  проходил в переговорах МВФ  и России о путях преодоления  последствий кризиса. России удалось  получить первый транш ($640 млн) нового кредита stand-by и выплатить фонду $4,2 млрд старых долгов. И G7 приказала больше денег России не давать, так как была недовольна сообщениями в прессе о якобы имевших место злоупотреблениях с кредитами 1998 года, а также началом второй чеченской войны (несмотря на то, что особых претензий у МВФ к проводимой в России финансовой политике не было).

В 2007 году в качестве источника заемных средств Международный валютный фонд и Всемирный банк больше не представляют для России интерес. К рекомендациям этих организаций здесь давно не прислушиваются. Единственное, чем еще России интересно участие в этих финансовых институтах, так это возможностью решить проблему возвращения миллиардов долгов, что задолжали ей другие страны. Именно с такой миссией отправлялась в 2007 году в Вашингтон российская делегация - на весеннюю сессию МВФ и ВБ.

Серьезных рисков для макроэкономической ситуации в России не существовало, даже несмотря на возможность увеличения расходов бюджета в предвыборный период и рост внешних заимствований российских банков. В 2005 году Россия досрочно рассчиталась по долгам перед МВФ. Не пугал Министерство финансов России и долг перед Всемирным банком - это самый дешевый в обслуживании долг, из имеющихся у России обязательств. В итоге, единственная помощь, которую сегодня международные финансовые организации могут оказать России, - способствовать возврату долгов третьих стран Российской Федерации, которой они, в свою очередь, достались в наследство от Советского Союза.

Россия, по международным финансовым стандартам, является одним из крупнейших в мире кредиторов. Сумма советского долга, который перешел на баланс российского  Минфина в начале 90-х, составляла примерно $150 млрд. «Примерно» - потому, что точно оценить его объем не могут до сих пор. Расчет с кредиторами велся преимущественно в инвалютных рублях (искусственная денежная единица, применявшаяся в СССР во внешнеэкономических расчетах). Большая часть советских кредитов выдавалась под покупку советского же оружия, товаров и оборудования. А военные долги принято списывать безвозмездно. Кроме того, большинство тех стран, которым оказывали финансовую помощь на протяжении последних десятилетий XX века, сегодня не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам. Не спешат платить по долгам России и финансово состоятельные государства. С ними удается согласовать сумму долга лишь при гарантии, что большая часть обязательств будет списана.

На весеннюю сессию МВФ и ВБ российская делегация  как раз и приезжала с намерением урегулировать часть иностранных  долгов. Но подписать соответствующие  документы удалось лишь с Индией, которая признала треть своего долга  перед Россией в размере $1 млрд. Подписание договоренностей с Афганистаном и Пакистаном тогда так и не состоялось. Сальдо взаимных долгов с Пакистаном в 2006 году перевешивает в пользу России и составляет $100-120 млн. Принципиальная договоренность о возврате этих средств была достигнута в 2005 году, но с тех пор дата окончательного расчета неоднократно откладывалась.

Афганистан  задолжал России сумму на порядок  большую - $10 млрд. Как это принято  в таких случаях, около 90% задолженности  за военные поставки будут списано. Впрочем, списание долгов вчистую - не единственный аргумент в арсенале российского Минфина, пытающегося заставить рассчитаться своих давних кредиторов. С некоторыми государствами, как это произошло в случае с Индией, удается договориться о реинвестировании части долга в совместные проекты на территории этих стран. Подобную практику Россия пытается перенести на отношения и с другими должниками.

Россия  не будет пользоваться правом на получение  льготного кредита МВФ, заявил премьер-министр  Владимир Путин на президиуме правительства, прошедшего 4 сентября 2009. Всего страна могла рассчитывать на получение 8,840 млрд долларов. Более того, Россия намерена отказаться от денежных вливаний в программу специальных прав заимствований (SDR), на основе которых ранее предлагалось создать международную валюту, альтернативную доллару США.

России  предоставлено право воспользоваться  суммой в размере 4,407 млрд SDR. В переводе на американскую валюту это 6,870 млрд долларов.

Более того, между странами − акционерами  МВФ, которые вступили в фонд после 1981 года (Россия является членом МВФ  с 1 июня 1992 года) и никогда не получали SDR, должно состояться еще одно, специальное  их распределение на 21,4 млрд (33 млрд долларов). В результате Россия получит еще 1,26 млрд SDR, что соответствует 1,970 млрд долларов дополнительных прав на кредиты.

По мнению экспертов, у России в ближайшее  время нет необходимости пользоваться правом привлечения этого кредита МВФ.

Текущий дисбаланс казны покрывается  за счет Резервного фонда. Возможно, в  последующие годы в случае хронического бюджетного дефицита и израсходованных  резервов страна и прибегнет к  своей доле в МВФ, пока же подобной необходимости нет. Что касается отказа премьера выступить в качестве донора, то логика понятна: при 9-процентном дефиците бюджета в этом году и  прогнозируемом в следующем свыше 7% «спонсировать» другие страны – непозволительная роскошь. По прогнозам правительства, к концу 2010 году Резервный фонд РФ будет полностью израсходован.

На данный момент, для того чтобы покрыть  бюджетный дефицит, Россия планирует  занимать на внутреннем (гособлигации) и на внешнем (еврооблигации) рынках, поэтому необходимости в кредитах со стороны МВФ пока нет. Отказ от внешних заимствований дает понять, что ситуация внутри России сейчас достаточно стабильная. Было бы странно накачивать программу SDR, несмотря на то что будет расти процент бюджетного дефицита по отношению к ВВП.

Возможность привлекать кредиты МВФ в большей степени нужна странам, находящимся в критической ситуации. Россия не находится в такой ситуации, осуществляются плановые мероприятия антикризисной политики, доступны рыночные методы формирования своего бюджета для сохранения его сбалансированности

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Каждое  из направлений сотрудничества характеризуется  соответствующими функциями, которые  реализуются во взаимодействии с  той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет  займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под  суверенные гарантии на проведение социально-экономических  реформ  переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать  интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений стран с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные  последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить  роль, выполняемую МФО, с точки  зрения реализации потребности стран-заемщиков  или интересов стран-доноров.

Роль России в отношениях с международными финансовыми институтами в 2006 – 2007 годах кардинально поменялась. Досрочно расплатившись со значительной частью своих долгов, сегодня она с полным правом выступает за повышение эффективности работы этих организаций. В самом МВФ видят свою задачу в формировании кредитного фонда для поддержания платежного баланса развивающихся стран и государств, не обладающих серьезными золотовалютными резервами. А Всемирный банк постепенно переориентируется на оказание консультационных услуг в сфере соблюдения государствами бюджетной дисциплины и поддержку стратегических проектов и отраслей. Их роль как одного их основных доноров развивающихся стран нуждается в пересмотре. Международные капиталы должны найти себе новое применение помимо поддержки неплатежеспособных правительств. Тем более что спрос на кредиты этих финансовых организаций на тот момент низок, как никогда.

 

 

 

Список  источников информации

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М.: Юристъ, 2001.
  2. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. - М., 2001.
  3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Уч. Пособие – М.: издательство «Консалтбанкир», 2002.
  4. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. М.: «Экономика», 2001
  5. Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: ТК Велби, 2007.
  6. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.
  7. Хмелев М. Россия и МВФ: смена ролей // РИА Новости, от 17 апреля 2007 г.
  8. http://www.ebrd.com/russian/index.htm - официальный сайт Европейского банка реконструкции и развития.
  9. http://www.imf.org/external/russian/index.htm - официальный сайт МВФ.

Информация о работе Основы функционирования международных финансовых организаций