Основы функционирования международных финансовых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Международные финансовые организации 5
1.1. Структура и роль в регулировании глобальных процессов 5
1.2.Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций 9
1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций 15
Глава 2. Отношения России и международных финансовых организаций. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список источников информации 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФиК.docx

— 69.29 Кб (Скачать)

Являясь звеньями общей системы, международные  финансовые организации обладают своими особенностями, с учетом которых  могут быть сгруппированы и охарактеризованы следующим образом:

бреттон-вудские организации (МБРР и МВФ) по членскому составу являются универсальными, имеют всемирное значение, тогда как остальные образованы либо по региональному принципу (МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо по другим принципам, хотя и объединяют крупную группу стран (ЕБРР и БМР);

две международные  финансовые организации учреждены  с целью межсистемной помощи (МАР  -развивающимся странам, ЕБРР - странам с переходной экономикой);

ЕБРР  изначально, путем включения соответствующего положения в свои уставные документы, обусловливал предоставление своих ресурсов странам-членам, отвечающим определенным, в том числе политическим, критериям (они должны быть привержены принципам многопартийной демократии, рыночной экономики и пр.);

МБЭС  и МИБ сейчас практически не ведут  основной деятельности, поскольку еще  не урегулировали отношения с  кредиторами и должниками (крупнейший из последних - Россия). МГБ (имеет малый капитал) осуществляет ограниченный объем операций, возможности же привлечения ресурсов на рынках для него ограничены, ЧБТР лишь только начинает свою работу;

МБЭС  служил своего рода клиринговым центром, МИБ был инвестиционным учреждением, а ЕБРР, МАГИ и МФК специализируются на поддержке инвестиций. При этом ЧБТР задуман как институт одновременно торгового и проектного финансирования, МАР поддерживает проекты развития в ограниченном круге стран-членов на особо льготных условиях.

Международные финансовые организации, являясь частью системы международных экономических  организаций, классифицируются согласно принципам группировки последних. Рассмотрим подробнее. Для чего используем наиболее известные в российской научной литературе классификации.

Международные экономические организации, осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования.

Классификация международных экономических организаций  по организационному принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие организации в системе Организации Объединенных Наций, а также принимает во внимание профиль организаций и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на следующие группы:

    • Международные экономические организации системы ООН.
    • Международные экономические организации, не входящие в систему ООН.
    • Региональные экономические организации.

Классификация международных экономических организаций  по сфере многостороннего регулирования предполагает их деление на следующие группы:

    • Международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства.
    • Международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли.
    • Региональные экономические организации в системе регулирования 
      мирового хозяйства.
    • Международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности.
    • Международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию международных хозяйственных связей.

Все международные  и региональные экономические организации, входящие в перечисленные выше первые четыре категории, являются межправительственными организациями, которые именуются также межгосударственными или многосторонними. Помимо межправительственных организаций в классификацию включены международные неправительственные экономические организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей.

В современных  условиях выделяют следующие виды этих организаций.

Межгосударственные  универсальные организации, цель и  предмет деятельности которых представляют интерес всех государств мира. Среди  них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации – МФК, МАР, МАГИ.

Межгосударственные  организации регионального и  межрегионального характера, которые  создаются государствами для  решения различных вопросов, в  том числе экономических и  финансовых. Примером организаций первого  типа служит ЕБРР.

Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «семерки». От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные организации. К ним относят  МФК, МАР, МАГИ, БМР.

Независимо  от типа международные финансовые организации  в современных международных  отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Сущность  происходящего в международной  организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

Под функциями  следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Регулирующая  функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении  контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

1.3. Основные виды международных валютно-финансовых  организаций

 

Наиболее  авторитетной международной финансовой организацией, как показала международная  практика, является, несомненно, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ создан в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе. в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. В момент создания в него входили 29 стран, в настоящее время - более 180. В 1992 г. членом МВФ стала Россия.

Основными задачами МВФ являются:

  1. содействие   развитию   международной   торговли   и   валютно-финансовому сотрудничеству;
  2. кредитование своих членов;
  3. поддержание платежных балансов   стран-членов МВФ и регулирование курсов их валют;
  4. разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира.

Универсальность МВФ по сравнению с другими  организациями определяется тем, что  он сочетает регулирующие, консультативные  и финансовые функции.

Регулирующая  функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой  стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые принимает  на себя страна, вступая в Фонд. В  соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы  наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. С  углублением тенденций к становлению  глобальной экономики указанная  роль возросла. Это связано также  с тем, что после вступления МВФ  бывших социалистических стран эта  организация стала подлинно всемирной.

Контроль  за политикой стран-членов  осуществляется в рамках регулярных, как правило ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов. На этих  встречах обсуждению подлежат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса, внешнего долга страны.

Усиление  контроля вызвано глубокими изменениями  в мировой экономике, в частности, вследствие превращения ее в глобальную.

Усиление  надзора осуществляется по трем направлениям:

- разрабатывается  стандарт представления странами-членами  статистических данных о состоянии  экономики, которые должны своевременно  сообщаться в МВФ;

- фонд  намеревается сделать надзор  постоянным. В дополнение к ежегодным будут проводиться и другие консультации. Более часто вопросы развития экономики в отдельных странах будут обсуждаться на заседании Совета управляющих;

- главной  задачей консультаций и обсуждений  должны стать политика государств-членов  в отношении валютных курсов; состояние баланса движения капитала, а также повышение внимания  к странам, чей экономический  потенциал таков, что его воздействие  ощущается за их пределами.  МВФ будет усиливать региональный  надзор там, где экономическая  политика формируется на наднациональном  уровне.

Основная  финансовая функция МВФ состоит  в предоставлении кредитов на общеэкономическую  реструктуризацию. Использование страной-членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в  Фонд с вескими доказательствами потребности в ее ресурсах для  финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что  страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед  Фондом.

МВФ предоставляет  в настоящее время кредиты  странам-членам для двух целей: для  покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.  Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США.

МВФ наделен  полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют.

МВФ осуществляет межгосударственное регулирование  режима валютных курсов. Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: их могут сохранять  или устанавливать новые члены  МВФ в течение переходного  периода, продолжительность которого не определена;  официальное заявление  Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену  после консультации с Фондом вводить  временные ограничения операций в этой валюте.

Информация о работе Основы функционирования международных финансовых организаций