Основы финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Целостность финансовой системы и финансовое равновесие естественным образом опираются на сбалансированность финансов. Такую опору обеспечивают внутренняя организация и соблюдение паритета интересов во взаимных контактах участников экономических отношений. Сосуществующие в воспроизводственном процессе различные интересы, целеустановки, функциональное назначение и ролевое распределение действующих лиц определяют гамму, направленность и определенность финансовых потоков. Единство не отвергает разнообразия.

Работа содержит 1 файл

Особенности финансовой системы.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 10

Взлет цен на потребительские блага  в условиях напряженности государственных  финансов и финансов предприятий, практически  полное отсутствие государственных  гарантий и поддержки, хронические  задержки и срывы выплат повлекли обнищание населения. Силовое по сути решение проблемы «нетрудовых» (точнее — нелегальных) доходов в середине 90-х годов путем обмена денежных знаков лишь усилило нервозность общества и дестабилизировало экономику. Фактически рухнула денежная система советского образца, основанная на буквальном текущем пересчете всех денег у всех получателей и плательщиков через жесткий государственный контроль финансов. Кризис неплатежей 1991 — 1993 гг. повлиял на частые сбои в работе Сбербанка — монопольного института по обслуживанию денежных запасов и расчетов большинства населения. «Замораживание» вкладов и конфискационный обмен наличных денег в условиях растущей инфляции привели к «обнулению» сбережений. В массовом сознании это вызвало сначала недоверие к государственной сберегательной и платежной системе, а затем и ее отторжение. Явно обозначился поиск альтернативных возможностей накоплений. Данное обстоятельство вкупе с нестабильностью российской национальной валюты — рубля — привели в конечном итоге к «долларизации» отечественного рынка и в значительной мере всей расчетно-платежной системы страны. Финансы России приобрели «зеленый оттенок». 
Довольно скоро, хотя и не сразу, из обыденного лексикона исчезли понятия «среднедушевой доход» и «минимальная заработная плата», поскольку, во-первых, размер прожиточного минимума и стоимость потребительской корзины, приведенные к реальным свободным рыночным («базарным»?..) ценам, уже на порядок превосходили доходы большинства населения и, во-вторых, государство оказалось не в состоянии даже в какой-либо определенной пропорции гарантировать уровень благосостояния своих граждан. Пожалуй, единственным позитивным результатом первоначального этапа развития рыночных реформ в стране в сфере личных финансов стало вынужденное осознание в массах того факта, что индивидуальный достаток, количественные и качественные характеристики персонифицированного потребления зависят исключительно от собственных усилий и инициативы и надеяться в этом плане можно только на самого себя. 
Реформирование отношений собственности в Российской Федерации в 90-е годы обусловило появление новых направлений сбережений, индивидуального накопления и возникновение частных финансов. Разгосударствление экономики и приватизация большинства государственных предприятий, развитие альтернативных организационно-правовых форм деловой активности втянули массы населения в операции с целью обогащения со ставшими доступны ми финансовыми активами. Ценные бумаги стали еще более привлекательными для индивидуальных и коллективных частных вложений ввиду неустойчивости российской национальной валюты. «Бегство от рубля» к доллару и спекулятивным ценным бумагам стало не только новым направлением сбережений, сохранения и приумножения личных состояний, но и проявлением возникшего частного капитала в наиболее мобильной форме. Очевидным стало размывание разграничения, переплетение личных и частных финансов: обороты по потреблению и сбережениям дополнились индивидуальной предприни-мательской и инвестиционной деятельностью. Такие потребительские блага, как жилье, дачные участки, загородные дома, транспортные средства и т. п., превратились в капитальные ценности, стали «разменной картой» для приобретения мобильных финансовых активов и включения в финансовые спекуляции. Стремительно развивался рынок недвижимости и как потребительской и капитальной ценности, и как финансового капитала. Тем самым расширилась сфера и увеличились объемы финансов домашних хозяйств. 
 
Положение о рынке ценных бумаг и фондовой бирже, утвержденное Постановлением Правительства России № 78 1991 г., предусматривало обращение в стране только именных ценных бумаг. Предъявительские ценные бумаги были официально допущены только с 1996 г. Законом «О рынке ценных бумаг».

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 11

В интегрированной сфере финансов Российской Федерации депрессивное состояние периодически прорывалось в виде открытых кризисов: платежного 1991—1993 гг., банковского 1996 г., бюджетного 1998 г. Финансовую систему страны продолжало лихорадить. Равновесие достигалось постоянным разрушением прежних соотношений, связей и механизмов и внедрением новых. Череда финансовых кризисов имела взаимообусловленный характер: выход из каждого очередного обострения ситуации уже таил в себе следующий провал. Финансы приобрели явно деструктивный характер. 
Платежный кризис 1991 — 1993 гг. вызвали постоянные неплатежи нарастающим итогом со стороны государства, предприятий, населения, всех участников экономических отношений. Возникновение, масштабы и противоречивость данного явления определялись не субъективным нежеланием и даже не столько нехваткой и отсутствием (да и самой неопределенностью) платежных средств, сколько деформацией и разрушением прежней централизованной системы организации прохождения платежей в рамках единого Госбанка. В единообразной во всех деталях экономике советского образца, основанной на государственной собственности, для фиксации обеспечения и соизмерения хозяйственных процессов в стоимостном выражении также было, в общем-то, достаточно и даже целесообразно наличие единого координационного центра, обеспечивающего функционирование финансов целостного организма по единому плану. Госбанк эмитировал финансы, определял порядок и правила финансового обращения. Простота, очевидность и подконтрольность достигались через систему межфилиальных оборотов (МФО). Фактически при осуществлении платежей государственных предприятий по счетам отделений Госбанка речь шла о «перекладывании» средств — «из одного кармана в другой». 
Разгосударствление и децентрализация, изменение содержания российской экономики в условиях производственного кризиса и отсутствия оборотных средств происходили одновременно с демонтажом отработанной государственной расчетно-кредитной системы. Развал механизмов единственно существующей платежной системы Госбанка привел к исчезновению прежних путей и способов проведения расчетов и платежей не только в национально значимых, но часто и в локальных масштабах. Перевод и перечисление денег стали невозможны по чисто организационным и техническим причинам. 
Выход из сложившейся тупиковой ситуации для организации и прохождения платежей стал возможен за счет появления коммерческих банков и инициативы со стороны реорганизованного Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) по формированию и упорядочению расчетно-платежной системы страны. Был принят целый ряд нормативных актов о банковской деятельности, о валютном регулировании, о ценных бумагах и биржах и т. д. Восстановление платежной системы страны произошло за счет налаживания межбанковских связей через корреспондентские счета в едином расчетно-кассовом центре ЦБ РФ, упорядочения вексельного обращения и операций с ценными бумагами, рыночного валютного регулирования. В этот период оформились важнейшие принципы деятельности финансовых предприятий: самостоятельность и самофинансирование, соблюдение баланса доходов и расходов, работа в пределах реальных ресурсов. В России возникли организованные рынки финансовых ресурсов: денежные, валютные, кредитные, ценных бумаг, долгов и обязательств.

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 12

Возникающие частные и корпоративные банки, функционируя все в тех же условиях дефицитов финансовых ресурсов и в острой взаимной конкуренции за клиентуру, не создали адекватного реальным экономическим потребностям интегрированного и согласованного собственного единого механизма упорядоченного и обоснованного существования расчетов и прохождения платежей. Банковские проводки нередко приобретали фиктивный характер, не будучи подкреплены реальными средствами на счетах. Более того, банки осваивали новые рынки, в том числе и операции с сомнительными коммерческими ценными бумагами, с «длинными деньгами» (инвестиции, недвижимость). Итогом стало снижение банковской ликвидности, финансовые ресурсы реально существовали только «на бумаге», документально. Рыночные реформы обеспечили банкам и самостоятельный выход на кредитное сотрудничество с иностранными партнерами через заимствования и корреспондентские отношения. 
Ситуация в сфере финансов в целом продолжала оставаться достаточно напряженной. Свидетельство тому — резкий взлет валютного курса в конце 1994 г., дезорганизовавший финансовый рынок почти на год . 
Банковский кризис 1996 г. в общем-то был логическим результатом конкуренции и монополизации в банковской системе при некоторых упущениях со стороны ЦБ РФ. Погоня многочисленных, различных по размеру и направлениям деятельности кредитных учреждений за клиентами и освоение новых рынков привели не только к высокой оперативности работы и широкой диверсификации банковских услуг, но и к предложению самых разнообразных схем расчетов и платежей, управления временно свободными финансовыми ресурсами, рационализации накоплений, оптимизации налогов и обязательных отчислений, распространению новых финансовых инструментов. Банки освоили и активно налаживали прямые корреспондентские отношения, в том числе с зарубежными партнерами. Банковские портфели стали активно пополняться валютными финансовыми активами, а также обязательствами, номинированными в иностранной валюте. Децентрализация выхода на западные финансовые рынки повышала и маневренность и доходность финансовых операций, но и зависимость состояния финансов банков, предприятий, страны в целом от мирового рынка. 
Финансовая нестабильность и преобладание на этой почве спекулятивных тенденций определили нацеленность многих банков на «быстрые деньги», на получение сверхприбылей за счет рискованных вложений. Целью банковского кредитования становились в первую очередь не реальные, а спекулятивные операции. Производственный кредит стал невыгоден для кредиторов и недоступен для заемщиков. А для увеличения банковского капитала и оборотов деятельности привлекались средства также под высокие спекулятивные проценты. Депозиты, так же как и кредиты, были ориентированы на «быстрые деньги». В банковской практике сложилась ситуация неоправданных вложений, просчетов в кредитной и инвестиционной политике, ошибочных заимствований. Ослабление контроля, запоздалая и неадекватная реакция, неприспосабливаемость к банковским нововведениям со стороны ЦБ РФ привели к нарушениям финансовой дисциплины и внутренних экономических пропорций кредитных учреждений. Ухудшение ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости повлекли массовое банкротство мелких и средних банков и финансовых компаний. Пострадали в первую очередь мелкие вкладчики — население и фирмы-клиенты. 
Финансовый рынок России моментально реагировал на сло-жившееся положение сокращением доходности операций. Одновременно завершилась эпоха прибыльных спекуляций на фондовом рынке частными коммерческими ценными бумагами. 
Разочарование в рыночных реформах обратило процессы на-копления и формирования резервов сначала в централизованной, а затем и частнобанковской платежно-сберегательной системах к необходимости государственных гарантий. Их обеспечивали вложения и организация оборота правительственных и муниципальных ценных бумаг. Приобретение ГКО, ОФЗ, ОГСЗ гарантировали надежность, доходность и сохранность финансовых ресурсов за счет всей национальной экономики и финансовой системы страны. Но такое развитие ситуации предъявляет особые требования к косвенному и непосредственному участию государства — причем в условиях рыночной децентрализации экономики — в обеспечении финансового равновесия, повышает значение финансовой политики и государственного бюджета. 
 
11 октября 1994 г. стало для финансового рынка «черным четвергом», когда в ходе двух банковских сессий, в течение одного дня российский рубль после некоторого затишья и кажущейся стабилизации «упал» по отношению к доллару США на треть. Торги финансовыми активами были временно приостановлены, фондовая биржа «встала». Кризис привел к смене высшего финансового руководства страны.

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 13

Бюджетный кризис 1998 г. был по существу системным кризисом российской экономики. Возведенная в ранг государственной  политики практика постоянных перезаимствований и покрытия старых долгов новыми должна была привести и в конце концов привела к глубочайшему финансовому потрясению. Загоняемый внутрь конфликт прорвался. Продолжительное время финансирование правительственных программ и проектов опиралось на внешние займы. Новые государственные расходы и обслуживание долгов в 1990-е годы определили возникновение и хроническое состояние дефицита госбюджета; для покрытия дефицита стали применять эмиссию высоколиквидных гарантированных государственных ценных бумаг. Использование привлеченных средств в своем большинстве не было ориентировано на получение реального дохода. Привлекательность для инвесторов и размещение эмитированных обязательств обеспечивалось фиктивными доходами, их капитализацией, предоставлением в счет прибыли кредиторов большего объема прав требования, то есть все тех же обязательств. Погашение прежних серий государственных облигаций, включая выплату процентов, достигалось выпуском новых серий все тех же гособлигаций на всю сумму возросшего внутреннего долга. 
К середине 1998 г. наложилисъ сроки выплаты процентов и части основного долга внешним кредиторам. Острая потребность Правительства России в валютных средствах повлекла увеличение спроса на валютном рынке. Возрастал объем частных валютных обязательств в банковском секторе. В рыночных условиях Центробанк как агент правительства страны (оставаясь, однако, всего лишь одним из участников рынка) превратился в постоянного покупателя иностранной валюты. Объективно сложилась устойчивая тенденция роста курса иностранных валют. Для профессиональных участников финансового рынка и в первую очёредь банков однозначно обозначилась потенциальная доходность и привлекательность валютных спекуляций. Давление на валютный рынок усиливалось и за счет частных валютных обязательств, особенно обеспеченных и оформленных все теми же коммерческими банками. Операции с валютными активами обрели большую прибыльность, чем операции с государственными долговыми обязательствами. Государственные ценные бумаги все в большей мере становились не самостоятельным источником доходов, а средством финансирования спекулятивных финансовых операций. Данные обстоятельства определили поведение операторов финансового рынка (коммерческих банков): придерживание и скупка валютных ценностей («быками»), а для нахождения дополнительных средств на эти цели — сброс и погашение правительственных ценных бумаг («медведями»"). Естественный в этих условиях взлет валютного курса блокировал финансовый рынок. Государство оказалось в «финансовых тисках». 
Невозможность изыскать столь остро необходимую валюту для обслуживания внешнего долга привела к дефолту России со стороны иностранных кредиторов. Опустошенность государственной казны и полное отсутствие любых государственных финансовых ресурсов повлекли «замораживание» очередного текущего погашения и обращения государственных долговых ценных бумаг. Правительство Российской Федерации оказалось несостоятельным. Ослабление напряженности наступило лишь год спустя в связи с обострением финансового кризиса в Юго-Восточной Азии и возвратом доверия к продолжающей реформироваться и развиваться рыночной экономике России со стороны иностранных инвесторов и кредиторов. 
В целом же в череде сменявших друг друга финансовых кризисов происходило их «сжатие»: сокращение фазы продолжительности (длительность спада) при увеличении амплитуды кульминации (глубина спада). Каждый следующий провал становился короче по времени, но драматичнее по последствиям. 
Складывающаяся в ходе рыночных преобразований финансовая система России воспроизвела все основные присущие отечественному народному хозяйству элементы и процессы. Трудности и противоречия в экономике страны нашли свое отражение и в сфере национальных финансов. Но сменяющие друг друга частые кризисы не опровергли нового качества экономических отношений в Российской Федерации, выражаемых в стоимостной (не всегда рублевой) форме. 
 
 
О рыночной терминологии («быках» и «медведях») см. раздел 5.2 
(примеч. на с. 260). 17 августа 1998 г. произошел четырехкратный рост курса доллара США. «Черный вторник» поверг в смятение не только финансовый рынок, но и всю российскую экономику. Фондовый рынок практически прекратил существование. Привязка котировок наиболее ликвидных и привлекательных ценных бумаг российских компаний к валюте застопорила всякую торговлю, любые виды сделок.

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 14

В 2000-е годы произошла вялая стабилизация финансов России. Завершившееся разгосударствление и передел собственности привели  к оформлению иных, уже независимых  от государства, самостоятельных отраслевых и территориальных экономических «центров влияния». Правительство через государственный бюджет лишь контролирует и регулирует финансовые потоки, но отошло от их непосредственного формирования. Возникающие проблемы в сфере денежных отношений решаются на «низовом уровне» за и нтересова н н ых участников, а не но инициативе «сверху». 
Рыночная экономика Российской Федерации объективно расставляет всех участников на отведенные им места. Каждое звено самостоятельно решает свои проблемы. 
Правительство обеспечивает текущий бездефицитный государственный бюджет, постепенное сокращение государственного долга и поддержание минимальных приемлемых и посильных для бюджета стандартов уровня потребления. Возникающий вследствие конъюнктурных изменений на мировом рынке бюджетный профицит рассматривается как стратегический резерв стабилизации и роста национальной экономики, источник формирования централизованных фондов развития: стабилизационного, инвестиционного, будущих поколений. Обеспечение обоснованности, непрерывности и преемственности бюджета повлекло принципиальные изменения в бюджетном процессе: увеличение общего бюджетного периода от одного года до трех лет, что объективно способствует текущей корректировке, предупреждению срывов и выполнению бюджетных заданий. Более прозрачной становится налоговая политика, упрощается система налогообложения, что в совокупности обеспечивает большую собираемость налогов. 
Банки более взвешенно и обоснованно формируют свой портфель активов. Повышение финансовой стабильности и предсказуемости в стране позволило диверсифицировать кредитование за счет увеличения сроков и гибкости процентных ставок в зависимости от надежности и гарантирован ности проектов. Активизируется банковское предложение кредитных, депозитных и посреднических услуг для населения. По инициативе и под контролем Центрального банка создана и развивается единая система межбанковских гарантий вкладов. 
Предприятия и фирмы добиваются финансовой устойчивости посредством изыскания внутренних и внешних источников финансирования, повышения платежеспособности, доходности и ликвидности. Финансовая деятельность все более ориентируется не только на максимизацию прибыли, а на обеспечение и расширение бизнеса. Совершенствуется система финансового контроля. 
Домашние хозяйства оптимизируют бюджеты, соотнося расходы с возможностями доходов не от случайных спекуляций и «выигрышей», а от постоянных, стабильных личных заработков за счет вложения труда и инициативы. Изменилось отношение к использованию кредитных услуг, что, безусловно, расширило покупательную способность. Произошел коренной перелом в восприятии частного предпринимательства уже на общенациональном уровне: организацию и соучастие в бизнесе, в том числе через пенные бумаги, рассматривают не как текущие краткосрочные спекуляции, , а как долгосрочные вложения и инвестиции на постоянной основе.

Информация о работе Основы финансовой системы