Основы финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Целостность финансовой системы и финансовое равновесие естественным образом опираются на сбалансированность финансов. Такую опору обеспечивают внутренняя организация и соблюдение паритета интересов во взаимных контактах участников экономических отношений. Сосуществующие в воспроизводственном процессе различные интересы, целеустановки, функциональное назначение и ролевое распределение действующих лиц определяют гамму, направленность и определенность финансовых потоков. Единство не отвергает разнообразия.

Работа содержит 1 файл

Особенности финансовой системы.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Финансовая система.часть 5

В развивающейся рыночной экономике существуют определенные «допуски» в зависимости от уровня, направленности и механизмов развития. И если деструктивное воздействие самостоятельного, независимого движения финансов очевидно: «финансовый бум», ведущий к инфляции и гиперинфляции, — то конструктивная роль более завуалирована в хитросплетении причинно-следственных хозяйственных взаимосвязей и воспроизводственных взаимозависимостей.  
Единство негативного и позитивного влияния на экономику возрастания объемов обращающихся финансовых ресурсов вызвано естественным временным интервалом, определенным лагом, расхождением стадий протекания финансовых и воспроизводственных процессов. Это обстоятельство проанализировал еще соотечественник и современник Адама Смита Дэвид Юм, отметив, что высокая цена на товары является неотьемлемым следствием увеличения количества серебра и золота, но следует она не сразу за этим увеличением, а по прошествии некоторого времени и только в промежутке или промежуточной ситуации между появлением дополнительных денег и ростом цен возросшее количество золота и серебра благоприятно для промышленности. 
Если в долгосрочной перспективе чрезмерная, необоснованная интенсификация финансового обращения однозначно чревата инфляцией, то в краткосрочном периоде умеренное увеличение финансовых потоков может способствовать оживлению экономики за счет дополнительных ресурсов, задействованных в воспроизводственном процессе, начиная с увеличения объемов труда, создающего ощутимое материальное и стоимостное богатство. Основываясь на такой логике, данную идею достаточно убедительно развил Джон Мейнард Кейнс, утверждая, что можно «считать установленным закон, по которому увеличение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно стимулировать и отрасли промышленности, производящие для потребления, и, таким образом, повести к приросту занятости в определенном кратном размере к этой первичной занятости, которая непосредственно связана с инвестициями» . 
Инфляционные тенденции сами по себе присущи развивающейся рыночной экономике, финансам подобной системы. Незначительные различия интенсивности финансовых и товарных потоков вызывают их естественное подтягивание друг к другу и, в общем плане, народнохозяйственный рост: экономический подъем требует адекватного увеличения финансовых оборотов, а возрастание объема финансов способствует экономическому прогрессу. Кризисный характер развитие экономики приобретает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля, утрачивает регулируемость и управляемость. 
Относительно независимое движение финансов, трансформирующихся в капитал (через состояние и механизмы финансовых рынков, через норму процента, обеспечивающую или затрудняющую инвестиции, конструктивный выход на рынки трудовых, материальных, сырьевых, инвестиционных ресурсов), воздействует на реальные воспроизводственные процессы: производство и потребление. Все оказывается увязанным в финансовой системе, которая, в свою очередь, органически встроена в экономическую систему рыночного хозяйства.

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 1

Административная планово-распределительная  экономика советского образца складывалась на протяжении длительного периода: с середины 20-х до конца 80-х годов XX в., от свертывания нэпа до развала  Советского Союза. Поставленный во главу  угла еще с первой пятилетки (1927—1932 гг.) принцип «планомерного и пропорционального развития» однозначно упрощал вплоть до буквального воспроизведения постулат классической теории стоимости о соответствии производства и потребления. Тотальное огосударствление экономических отношений и централизованное управление воспроизводством порождали иллюзию о возможности установления всех хозяйственных пропорций, объемов производства и потребления, структуры и потоков продуктов, работ, услуг единым координационным центром. В этих условиях денежные (едва ли стоимостные) параметры и оценки, в том числе выручку, себестоимость, прибыль, зарплату и т. д., никто не отменял, но они лишь фиксировали уже заданные показатели и пропорции производства и обмена. Финансы выполняли в лучшем случае лишь контрольные функции. Деньги и денежные потоки существовали лишь постольку, поскольку были удобным инструментом и способом обеспечить уже запрограммированное движение стоимостей, распределение и перераспределение общественного продукта. Государство планировало межотраслевой баланс производства и потребления и контролировало его исполнение. «Косыгинская» реформа 1964 г. с формальным хозрасчетом и встречным планированием была лишь паллиативом, не изменившим сущности административной системы. Уже к 1980-м годам с затуханием «нефтяного бума» и охлаждением конъюнктуры (вследствие упорядочения мирового топливно-энергетического рынка) стало очевидным, что советская экономика вновь задыхается под бременем непосильных расходов на финансирование военной промышленности и вооруженных сил, ракетно-космической, атомной и других амбициозных программ. 
Становление и развитие финансов современной России неотделимо от происходящих в стране процессов. Определяющий фактор наших изменений — крах сверхцентрализованной административной планово-распределительной экономики и переориентация на рыночные ценности и механизмы. Содержание протекающих трансформаций составляет отказ и переход от более или менее выраженного прямого продуктообмена, завуалированного в денежную форму, и становление принципиально иной хозяйственной системы, где первоосновой становятся реальные потребности. Жестко направленное движение предметных ценностей естественным образом замещается свободным обращением товарных стоимостей. Производственная и коммерческая деятельность, потоки продуктов, работ, услуг опосредуются стоимостной (денежной) формой — финансами. В силу прежних укоренившихся традиций и стереотипов процесс формирования в России свободных рыночных отношений протекает небезболезненно и небесконфликтно.

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 2

Формирование (а по сути, возрождение  и обновление) и последующее развитие финансов сегодняшней Российской Федерации  характеризовалось некоторыми объективными особенностями, обусловленными переживаемым страной периодом бурных общественно-исторических потрясений: экономических, политических, социальных, идеологических. 
1. Новая российская хозяйственная система возникала в лоне и на базе десятилетиями создававшейся сверхцентрализованной советской государственной экономики. В таких условиях роль денег и денежных отношений низводилась от вспомогательной, второстепенной до вообще ничтожной. Оценочные показатели и стоимостные параметры устанавливались зачастую произвольно, а финансы были лишь удобным средством организовать централизованное распределение продуктов и ресурсов и инструментом контроля. Денежные оценки подводились под уже запланированные натуральные пропорции. Даже принципы и элементы хозяйственного расчета внедрялись, регулировались и контролировались централизованно. Влияние финансов на экономику практически отрицалось, а любые попытки такого воздействия пресекались. 
2. Обновление и развитие финансов происходило в ситуации глубокого экономического кризиса. Затратный характер экономики приводил к постепенному ухудшению не только финансовых, но и натуральных показателей. Сначала произошло снижение эффективности и производства, и обмена, а затем резкий неподконтрольный спад. Экономический кризис породил социальные проблемы и политические конфликты. В этих условиях финансовая система страны оказалась на грани полного разрушения. Складывающиеся денежные отношения не только не способствовали, но и стали препятствовать нормальным экономическим процессам. Советская расчетно-платежная система и деньги практически прекратили существование. 
3. В стране продолжались прежние и начались новые экономические реформы. Наступил неизбежный переход от администрирования к рынку. Происходил не просто возврат к прежним уже забытым ценностям, а возникновение заново цивилизованных рыночных отношений и механизмов, неотделимых от организации и упорядочения движения денежных форм. Пришло осознание принципиальных основ рыночной экономики, они стали реализовываться: свобода предпринимательства, гарантии и равноправие форм собственности, свободное ценообразоват ние. На такой базе складываются новые, уже независимые централизованные и децентрализованные финансы. 
С конца 1980-х годов началась эпоха реформирования советской и российской экономики, общества в целом. Данный процесс неизбежно захватил и финансы. Демонополизация и разгосударствление базовых системообразующих отношений собственности привели к формированию самостоятельных негосударственных финансов кооперативных, индувидуально-частных, приватизированных и корпоративных предприятий, населения и домашних хозяйств. Одновременно изменялось и содержание государственных финансов.

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 3

К 90-м годам практически вышел  из-под контроля денежный оборот. Противоположные  ожиданиям результаты дали обмены денежных знаков, нововведения в расчетно-кассовом обслуживании. Борьба с нетрудовыми доходами и жесткий административный контроль денежных потоков явно не вписывались в логику рыночных отношений. Первый опыт реформ ориентировал не на преобразование, а на совершенствование существующей, все еще прежней административной системы хозяйствования. В этих условиях начала складываться во многом самодеятельная организация взаимных расчетов и платежей. Стихийные системные изменения в экономике привели к провалу налогово-бюджетной политики. Неготовность к управлению и бессилие правительства перед рынком выразились в недейственном налоговом механизме и острой нехватке бюджетных средств. Слабый государственный контроль финансовых потоков породил рост «теневых» финансов. Дестабилизацию вызвали также изменения в кредитно-денежной и банковской системе, не до конца последовательные и обоснованные. Необходимая при переходе к рыночным отношениям, давно назревшая, но абсолютно неподготовленная либерализация цен в 1991 г. привела к финансовому кризису в стране. Прежние воспроизводственные пропорции и экономические связи, лишь отражаемые в финансах, оказались подорваны и заблокированы резко выросшими ценами, неплатежеспособностью и несостоятельностью, взаимными неплатежами подавляющего большинства субъектов экономических отношений — населения, предприятий, государства. Разрушение прежней централизованной системы не привело, как предполагалось, к автоматическому возникновению саморегулирующегося рынка. 
Очевидными внешними проявлениями затянувшегося все-объемлющего финансового кризиса в Российской Федерации, особенно острого в 1990-е годы, стали всеобщая неплатежеспособность всех участников на всех уровнях, преодолеваемая в самостоятельном поиске выходов. 
1. На уровне финансов домашних хозяйств произошло массовое обнищание населения вследствие постоянных задержек и невыплат зарплаты, пенсий, пособий и т. п. ввиду отсутствия денежных средств у государства и предприятий из-за все той же тотальной неплатежеспособности. Относительное и даже абсолютное снижение доходов было вызвано также ростом цен, политикой либерализации рыночных отношений. Наложение этих обстоятельств со всей очевидностью катастрофически сокращало объемы спроса и обороты отечественного потребительского рынка. 
После крушения тоталитарной государственной экономики и возрождения частной и корпоративной собственности, полного раскрепощения и обеспечения свободы приложения личного труда и инициативы, индивидуального предпринимательства оформились индивидуальные и частные финансовые интересы. В рыночные отношения включились возникшие на базе владения финансовыми активами частные финансы, которые, дополнив повседневные финансовые потребности (личные финансы), создали основу финансов домашних (индивидуально-личных) хозяйств, активно включившихся в национально-государственную финансовую систему в поисках самостоятельных путей поддержания и повышения благосостояния.

Формирование и развитие финансовой системы РФ.часть 4

Прежде финансовое покрытие реального  потребления складывалось преимущественно на базе личных заработков, а услуги населению в сфере удовлетворения финансовых потребностей сводились по большей части либо к предоставлению потребительских кредитов, погашаемых за счет будущих трудовых доходов, либо к обеспечению сохранности и приращению денежных средств в банковских вкладах за счет надежности последних и гарантированных государством процентов. С появлением же частных финансов в разнообразной форме назрела необходимость в удовлетворении потребностей домашних хозяйств в финансовых услугах различного рода. Это стало тем более актуальным, что для широких слоев населения открылся финансовый рынок. Всеобщая доступность операций с финансовыми активами обеспечивается формализованным и фактическим разделением реального капитала в любой форме (предмет собственности) и фиктивного капитала (право собственности), увеличением оборотов и повышением мобильности средств обращения. Финансовые интересы домашних хозяйств расширились за счет дополнения пассивных операций (направленных на сохранение, процентное приращение и дополнительное привлечение средств личного потребления) активными операциями, в том числе через специализированных посредников, нацеленными на накопление и приумножение личных состояний. В повседневную жизнь многих — и не только предпринимателей — вошел финансовый бизнес: валютные операции, сделки с движимым и недвижимым имуществом, спекуляции с ценными бумагами и т. д. 
2. На уровне финансов предприятий развивалось двустороннее встречное накопление вызванной взаимными неплатежами кредиторской и дебиторской задолженности, уже становящейся безнадежной. Все предприятия стали должниками, будучи одновременно и кредиторами, они оказались не в состоянии расплатиться по своим долговым обязательствам, не взыскав долги с партнеров, находящихся точно в таком же положении. Повсеместное отсутствие оборотных средств в условиях затоваривания и увеличения сверхнормативных товарных запасов, не реализуемых из-за неплатежеспособности потребителей, блокировало производственную и коммерческую деятельность, нарушило непрерывность воспроизводственного процесса. 
Развитие и повышение значимости финансов предприятий неотделимо от экономической реформы и новаций, проводимых с целью создания рыночной экономики: разгосударствления, приватизации, равноправия форм собственности, свободы предпринимательства, либерализации ценообразования. Финансы фирм естественным образом опираются на разнообразие собственности; существование рынков товаров, труда, капиталов; свободу предпринимательства; самофинансирование; рыночное ценообразование; конкуренцию. Только соблюдение этих условий позволило сместить акценты национально-государственной финансовой системы России с уровня государственных финансов, бывших вкупе с финансами опять же государственных предприятий едва ли не тотальной всеохватывающей формой в административной планово-распределительной экономике, на уровень финансов фирм, замыкающих на себя все больший объем финансовых потоков и приобретающих все больший вес в объеме финансов в рыночной экономике. 
3. На уровне государственных финансов сложился уже нескрываемый и открыто признаваемый хронический бюджетный дефицит, вызывающий дальнейший рост внутреннего и внешнего государственного долга. 
Развитие государственных финансов в эпоху рыночных реформ характеризуется резким сокращением централизованного финансирования экономики — вплоть до полного отказа от него, — особенно безвозмездного и бесплатного за счет принудительного и часто произвольного и опять-таки безвозмездного изъятия, распределения и перераспределения доходов производителей.

Информация о работе Основы финансовой системы