Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:27, реферат
Целостность финансовой системы и финансовое равновесие естественным образом опираются на сбалансированность финансов. Такую опору обеспечивают внутренняя организация и соблюдение паритета интересов во взаимных контактах участников экономических отношений. Сосуществующие в воспроизводственном процессе различные интересы, целеустановки, функциональное назначение и ролевое распределение действующих лиц определяют гамму, направленность и определенность финансовых потоков. Единство не отвергает разнообразия.
В развивающейся рыночной экономике
существуют определенные «допуски» в
зависимости от уровня, направленности
и механизмов развития. И если деструктивное
воздействие самостоятельного, независимого
движения финансов очевидно: «финансовый
бум», ведущий к инфляции и гиперинфляции,
— то конструктивная роль более завуалирована
в хитросплетении причинно-следственных
хозяйственных взаимосвязей и воспроизводственных
взаимозависимостей.
Единство негативного и позитивного влияния
на экономику возрастания объемов обращающихся
финансовых ресурсов вызвано естественным
временным интервалом, определенным лагом,
расхождением стадий протекания финансовых
и воспроизводственных процессов. Это
обстоятельство проанализировал еще соотечественник
и современник Адама Смита Дэвид Юм, отметив,
что высокая цена на товары является неотьемлемым
следствием увеличения количества серебра
и золота, но следует она не сразу за этим
увеличением, а по прошествии некоторого
времени и только в промежутке или промежуточной
ситуации между появлением дополнительных
денег и ростом цен возросшее количество
золота и серебра благоприятно для промышленности.
Если в долгосрочной перспективе чрезмерная,
необоснованная интенсификация финансового
обращения однозначно чревата инфляцией,
то в краткосрочном периоде умеренное
увеличение финансовых потоков может
способствовать оживлению экономики за
счет дополнительных ресурсов, задействованных
в воспроизводственном процессе, начиная
с увеличения объемов труда, создающего
ощутимое материальное и стоимостное
богатство. Основываясь на такой логике,
данную идею достаточно убедительно развил
Джон Мейнард Кейнс, утверждая, что можно
«считать установленным закон, по которому
увеличение занятости, непосредственно
связанное с инвестициями, неизбежно должно
стимулировать и отрасли промышленности,
производящие для потребления, и, таким
образом, повести к приросту занятости
в определенном кратном размере к этой
первичной занятости, которая непосредственно
связана с инвестициями» .
Инфляционные тенденции сами по себе присущи
развивающейся рыночной экономике, финансам
подобной системы. Незначительные различия
интенсивности финансовых и товарных
потоков вызывают их естественное подтягивание
друг к другу и, в общем плане, народнохозяйственный
рост: экономический подъем требует адекватного
увеличения финансовых оборотов, а возрастание
объема финансов способствует экономическому
прогрессу. Кризисный характер развитие
экономики приобретает тогда, когда ситуация
выходит из-под контроля, утрачивает регулируемость
и управляемость.
Относительно независимое движение финансов,
трансформирующихся в капитал (через состояние
и механизмы финансовых рынков, через
норму процента, обеспечивающую или затрудняющую
инвестиции, конструктивный выход на рынки
трудовых, материальных, сырьевых, инвестиционных
ресурсов), воздействует на реальные воспроизводственные
процессы: производство и потребление.
Все оказывается увязанным в финансовой
системе, которая, в свою очередь, органически
встроена в экономическую систему рыночного
хозяйства.
Административная планово-
Становление и развитие финансов современной
России неотделимо от происходящих в стране
процессов. Определяющий фактор наших
изменений — крах сверхцентрализованной
административной планово-распределительной
экономики и переориентация на рыночные
ценности и механизмы. Содержание протекающих
трансформаций составляет отказ и переход
от более или менее выраженного прямого
продуктообмена, завуалированного в денежную
форму, и становление принципиально иной
хозяйственной системы, где первоосновой
становятся реальные потребности. Жестко
направленное движение предметных ценностей
естественным образом замещается свободным
обращением товарных стоимостей. Производственная
и коммерческая деятельность, потоки продуктов,
работ, услуг опосредуются стоимостной
(денежной) формой — финансами. В силу
прежних укоренившихся традиций и стереотипов
процесс формирования в России свободных
рыночных отношений протекает небезболезненно
и небесконфликтно.
Формирование (а по сути, возрождение
и обновление) и последующее развитие
финансов сегодняшней Российской Федерации
характеризовалось некоторыми объективными
особенностями, обусловленными переживаемым
страной периодом бурных общественно-исторических
потрясений: экономических, политических,
социальных, идеологических.
1. Новая российская хозяйственная система
возникала в лоне и на базе десятилетиями
создававшейся сверхцентрализованной
советской государственной экономики.
В таких условиях роль денег и денежных
отношений низводилась от вспомогательной,
второстепенной до вообще ничтожной. Оценочные
показатели и стоимостные параметры устанавливались
зачастую произвольно, а финансы были
лишь удобным средством организовать
централизованное распределение продуктов
и ресурсов и инструментом контроля. Денежные
оценки подводились под уже запланированные
натуральные пропорции. Даже принципы
и элементы хозяйственного расчета внедрялись,
регулировались и контролировались централизованно.
Влияние финансов на экономику практически
отрицалось, а любые попытки такого воздействия
пресекались.
2. Обновление и развитие финансов происходило
в ситуации глубокого экономического
кризиса. Затратный характер экономики
приводил к постепенному ухудшению не
только финансовых, но и натуральных показателей.
Сначала произошло снижение эффективности
и производства, и обмена, а затем резкий
неподконтрольный спад. Экономический
кризис породил социальные проблемы и
политические конфликты. В этих условиях
финансовая система страны оказалась
на грани полного разрушения. Складывающиеся
денежные отношения не только не способствовали,
но и стали препятствовать нормальным
экономическим процессам. Советская расчетно-платежная
система и деньги практически прекратили
существование.
3. В стране продолжались прежние и начались
новые экономические реформы. Наступил
неизбежный переход от администрирования
к рынку. Происходил не просто возврат
к прежним уже забытым ценностям, а возникновение
заново цивилизованных рыночных отношений
и механизмов, неотделимых от организации
и упорядочения движения денежных форм.
Пришло осознание принципиальных основ
рыночной экономики, они стали реализовываться:
свобода предпринимательства, гарантии
и равноправие форм собственности, свободное
ценообразоват ние. На такой базе складываются
новые, уже независимые централизованные
и децентрализованные финансы.
С конца 1980-х годов началась эпоха реформирования
советской и российской экономики, общества
в целом. Данный процесс неизбежно захватил
и финансы. Демонополизация и разгосударствление
базовых системообразующих отношений
собственности привели к формированию
самостоятельных негосударственных финансов
кооперативных, индувидуально-частных,
приватизированных и корпоративных предприятий,
населения и домашних хозяйств. Одновременно
изменялось и содержание государственных
финансов.
К 90-м годам практически вышел
из-под контроля денежный оборот. Противоположные
ожиданиям результаты дали обмены
денежных знаков, нововведения в расчетно-кассовом
обслуживании. Борьба с нетрудовыми доходами
и жесткий административный контроль
денежных потоков явно не вписывались
в логику рыночных отношений. Первый опыт
реформ ориентировал не на преобразование,
а на совершенствование существующей,
все еще прежней административной системы
хозяйствования. В этих условиях начала
складываться во многом самодеятельная
организация взаимных расчетов и платежей.
Стихийные системные изменения в экономике
привели к провалу налогово-бюджетной
политики. Неготовность к управлению и
бессилие правительства перед рынком
выразились в недейственном налоговом
механизме и острой нехватке бюджетных
средств. Слабый государственный контроль
финансовых потоков породил рост «теневых»
финансов. Дестабилизацию вызвали также
изменения в кредитно-денежной и банковской
системе, не до конца последовательные
и обоснованные. Необходимая при переходе
к рыночным отношениям, давно назревшая,
но абсолютно неподготовленная либерализация
цен в 1991 г. привела к финансовому кризису
в стране. Прежние воспроизводственные
пропорции и экономические связи, лишь
отражаемые в финансах, оказались подорваны
и заблокированы резко выросшими ценами,
неплатежеспособностью и несостоятельностью,
взаимными неплатежами подавляющего большинства
субъектов экономических отношений —
населения, предприятий, государства.
Разрушение прежней централизованной
системы не привело, как предполагалось,
к автоматическому возникновению саморегулирующегося
рынка.
Очевидными внешними проявлениями затянувшегося
все-объемлющего финансового кризиса
в Российской Федерации, особенно острого
в 1990-е годы, стали всеобщая неплатежеспособность
всех участников на всех уровнях, преодолеваемая
в самостоятельном поиске выходов.
1. На уровне финансов домашних хозяйств
произошло массовое обнищание населения
вследствие постоянных задержек и невыплат
зарплаты, пенсий, пособий и т. п. ввиду
отсутствия денежных средств у государства
и предприятий из-за все той же тотальной
неплатежеспособности. Относительное
и даже абсолютное снижение доходов было
вызвано также ростом цен, политикой либерализации
рыночных отношений. Наложение этих обстоятельств
со всей очевидностью катастрофически
сокращало объемы спроса и обороты отечественного
потребительского рынка.
После крушения тоталитарной государственной
экономики и возрождения частной и корпоративной
собственности, полного раскрепощения
и обеспечения свободы приложения личного
труда и инициативы, индивидуального предпринимательства
оформились индивидуальные и частные
финансовые интересы. В рыночные отношения
включились возникшие на базе владения
финансовыми активами частные финансы,
которые, дополнив повседневные финансовые
потребности (личные финансы), создали
основу финансов домашних (индивидуально-личных)
хозяйств, активно включившихся в национально-государственную
финансовую систему в поисках самостоятельных
путей поддержания и повышения благосостояния.
Прежде финансовое покрытие реального
потребления складывалось преимущественно
на базе личных заработков, а услуги населению
в сфере удовлетворения финансовых потребностей
сводились по большей части либо к предоставлению
потребительских кредитов, погашаемых
за счет будущих трудовых доходов, либо
к обеспечению сохранности и приращению
денежных средств в банковских вкладах
за счет надежности последних и гарантированных
государством процентов. С появлением
же частных финансов в разнообразной форме
назрела необходимость в удовлетворении
потребностей домашних хозяйств в финансовых
услугах различного рода. Это стало тем
более актуальным, что для широких слоев
населения открылся финансовый рынок.
Всеобщая доступность операций с финансовыми
активами обеспечивается формализованным
и фактическим разделением реального
капитала в любой форме (предмет собственности)
и фиктивного капитала (право собственности),
увеличением оборотов и повышением мобильности
средств обращения. Финансовые интересы
домашних хозяйств расширились за счет
дополнения пассивных операций (направленных
на сохранение, процентное приращение
и дополнительное привлечение средств
личного потребления) активными операциями,
в том числе через специализированных
посредников, нацеленными на накопление
и приумножение личных состояний. В повседневную
жизнь многих — и не только предпринимателей
— вошел финансовый бизнес: валютные операции,
сделки с движимым и недвижимым имуществом,
спекуляции с ценными бумагами и т. д.
2. На уровне финансов предприятий развивалось
двустороннее встречное накопление вызванной
взаимными неплатежами кредиторской и
дебиторской задолженности, уже становящейся
безнадежной. Все предприятия стали должниками,
будучи одновременно и кредиторами, они
оказались не в состоянии расплатиться
по своим долговым обязательствам, не
взыскав долги с партнеров, находящихся
точно в таком же положении. Повсеместное
отсутствие оборотных средств в условиях
затоваривания и увеличения сверхнормативных
товарных запасов, не реализуемых из-за
неплатежеспособности потребителей, блокировало
производственную и коммерческую деятельность,
нарушило непрерывность воспроизводственного
процесса.
Развитие и повышение значимости финансов
предприятий неотделимо от экономической
реформы и новаций, проводимых с целью
создания рыночной экономики: разгосударствления,
приватизации, равноправия форм собственности,
свободы предпринимательства, либерализации
ценообразования. Финансы фирм естественным
образом опираются на разнообразие собственности;
существование рынков товаров, труда,
капиталов; свободу предпринимательства;
самофинансирование; рыночное ценообразование;
конкуренцию. Только соблюдение этих условий
позволило сместить акценты национально-государственной
финансовой системы России с уровня государственных
финансов, бывших вкупе с финансами опять
же государственных предприятий едва
ли не тотальной всеохватывающей формой
в административной планово-распределительной
экономике, на уровень финансов фирм, замыкающих
на себя все больший объем финансовых
потоков и приобретающих все больший вес
в объеме финансов в рыночной экономике.
3. На уровне государственных финансов
сложился уже нескрываемый и открыто признаваемый
хронический бюджетный дефицит, вызывающий
дальнейший рост внутреннего и внешнего
государственного долга.
Развитие государственных финансов в
эпоху рыночных реформ характеризуется
резким сокращением централизованного
финансирования экономики — вплоть до
полного отказа от него, — особенно безвозмездного
и бесплатного за счет принудительного
и часто произвольного и опять-таки безвозмездного
изъятия, распределения и перераспределения
доходов производителей.