Основные финансовые методы воздействия на экономические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.

Содержание

Тема 1. Основные финансовые методы воздействия на экономические процессы:
Введение………………………………………………………………………2
Финансовое регулирование……………………………………………..2-3
Методы государственного регулирования…………………………..4-5

Заключение…………………………………………………………………..6

Тема 2. Состав, структура и принципы построения бюджета:
Введение………………………………………………………………………6
Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………7-9
Состав бюджета………………………………………………………..9-11
Структура бюджета………………………………………………….11-12
Заключение……………………………………………………………….12-13
Тема 3. Способы размещения и погашения государственных займов.
Введение…………………………………………………………………….13
Государственный займ………………………………………………..13-17
Управление государственным долгом………………………………17-19
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 51.45 Кб (Скачать)
  1. Государственный займ

Государственные заимствования РФ– это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственные внешние  заимствования РФ – займы и  кредиты, привлекаемые от физических и  юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ – займы и  кредиты, привлекаемые от физических и  юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Государственные заимствования  субъектов РФ, муниципальные заимствования  – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства  соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или  гаранта погашения займов другими  заемщиками, выраженные в валюте обязательств. 
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Государственные займы  являются основной формой государственного кредита.

По правовому  оформлению подразделяют государственные  займы, которые предоставляются  на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов.

С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг – облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигация имеет  номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и  перепродается в зависимости  от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою  и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу. 
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные. 
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии  подразделяют государственные и  местные займы.

Государственные займы  выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. 
Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы  не допускают выхода ценных бумаг  на рынок, то есть их владельцы не могут  их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные  займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. 
В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру  выплаты дохода государственные  займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может  устанавливаться как твердо фиксированная  на весь период займа ставка, так  и плавающая, то есть такая, которая  изменяется в зависимости от различных  факторов, прежде всего спроса и  предложения на кредитном рынке. 
Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы  характерны тем, что государственные  ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с  нулевым купоном. 
По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы. 
В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и  методов финансовых отношений. 
Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц. В общем виде классификация государственного кредита представлена в схеме 17.

Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение  заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах:

  • минимизация стоимости займа
  • установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

  • наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
  • доверие кредиторов государству;
  • заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
  • возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения  государственных займов могут выступать:

  • доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
  • дополнительные поступления от налогов;
  • экономия средств от сокращения расходов;
  • эмиссия денег;
  • привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

 

  1. Управление государственным долгом.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ –  совокупность финансовых мероприятий государства и центрального банка, связанные с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии государственных займов и консолидации займов, а тж. размещению новых долговых обязательств. Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, государство обычно использует при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Конверсия займа выражается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств. Функции государства по изменению сроков действия ранее выпущенных займов называются консолидацией. В Мероприятия государства по унифицированы”) займов означают обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, – это, как правило, крайняя мера по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ

1) совокупность  мероприятий государства, направленных  на погашение долга;

2) механизм формирования  и реализации одного из направлений  финансовой политики государства,  связанного с его деятельностью  на внешних и внутренних финансовых  рынках в качестве заемщика или гаранта.

К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:

  • выплаты кредиторам;
  • погашение внешних и внутренних займов;
  • предоставление гарантий;
  • изменение условий выпущенных займов;
  • определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий  зависит от принятия обоснованных решений  в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.

Основные относительные  показатели, существенно влияющие на принятие административных решений  и выбор методов управления государственным долгом, включают:

  • процентное соотношение суммы долга и ВВП;
  • долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа; привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств.

На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных  заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.

На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

3-й этап заключается  в поисках источников финансовых  ресурсов для погашения и обслуживания  государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами.

В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов,консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и вреальный сектор экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями);
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями);
    3. Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
    4. Алехин Б.И. "Государственный долг" учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 335 с.
    5. Брагинская Л. С "Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности" Изд. Университетская книга, 2007. - 128 с.
    6. Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. - 252 c.
    7. Воробьев А.Е., Чекушина Т.В. "Национальная экономическая безопасность России: методология управления государственными долгами" учебное пособие. Изд. РУДН, 2006. - 206 с.
    8. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. - 2006.
    9. Романовский М.В. "Финансы" Учебник для вузов. - М.: Изд. "Юрайт", 2004. - 502 с.
    10. Финансы. Учебник / Под ред. проф.В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2005.
    11. Чумаченко А.А. "Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования" Рынок ценных бумаг. - 2005 №16, Котельникова В.А. "Финансы" консп. лекций, Изд. Эксмо, 2008. - 156 с.
    12. "Наставления по управлению государственным долгом" Подготовлены сотрудниками МВФ и Всемирного банка. - 2001 г. - 45 с.

Информация о работе Основные финансовые методы воздействия на экономические процессы