Основные финансовые методы воздействия на экономические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.

Содержание

Тема 1. Основные финансовые методы воздействия на экономические процессы:
Введение………………………………………………………………………2
Финансовое регулирование……………………………………………..2-3
Методы государственного регулирования…………………………..4-5

Заключение…………………………………………………………………..6

Тема 2. Состав, структура и принципы построения бюджета:
Введение………………………………………………………………………6
Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………7-9
Состав бюджета………………………………………………………..9-11
Структура бюджета………………………………………………….11-12
Заключение……………………………………………………………….12-13
Тема 3. Способы размещения и погашения государственных займов.
Введение…………………………………………………………………….13
Государственный займ………………………………………………..13-17
Управление государственным долгом………………………………17-19
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

Содержание

Тема 1. Основные финансовые методы воздействия на экономические  процессы:

Введение………………………………………………………………………2

  1. Финансовое регулирование……………………………………………..2-3
  2. Методы государственного регулирования…………………………..4-5

 

Заключение…………………………………………………………………..6

 

Тема 2. Состав, структура и принципы построения бюджета:

Введение………………………………………………………………………6

  1. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………7-9
  2. Состав бюджета………………………………………………………..9-11
  3. Структура  бюджета………………………………………………….11-12

Заключение……………………………………………………………….12-13

Тема 3. Способы  размещения и погашения государственных  займов.

Введение…………………………………………………………………….13

  1. Государственный займ………………………………………………..13-17
  2. Управление государственным долгом………………………………17-19

Заключение…………………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Основные финансовые методы воздействия на экономические процессы

Введение

Актуальность  темы состоит в том, что осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.

 

  1. Финансовое регулирование.

Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают  отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также  социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации  на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры  экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению  с добывающими1. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий  слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация  общества ведет к политической и  социальной нестабильности, а это  негативно сказывается на экономике  вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда  из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового воздействия  на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот1 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного  субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной  поддержки получает хозяйствующий  субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной  поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные  субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов  воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные  гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому  объекту финансового регулирования  соответствуют определенные методы.

  1. Методы государственного регулирования

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

  • налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
  • амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации2);
  • различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
  • с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут  быть использованы комплексно. Так, нередко  государственные инвестиции на долевых  началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные  гарантии.

Методы финансового регулирования  территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных  пропорций осуществляется главным  образом через механизм межбюджетного  регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и  развития отдельных регионов и муниципальных  образований. Финансовое воздействие  на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила  собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового  регулирования социальной структуры  общества являются использование прогрессивной  ставки подоходного налога, высокий  уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование  отраслевых и социальных пропорций  происходит не только на общегосударственном  уровне, но и на уровне регионов. В  федеративных государствах субъекты федерации  обладают большими возможностями финансового  воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект Российской Федерации также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

 

Заключение

Опыт  развития экономики в условиях рынка  во многих зарубежных странах подтверждает, что стабильность экономического роста  и повышения общественного благосостояния требуют постоянного усовершенствования финансового механизма в каждой из его составляющих. Экономической  наукой всегда осуществлялся поиск  наиболее эффективных форм и методов  усовершенствования финансового механизма, и в большинстве научных источников он получил название системы государственного макроэкономического регулирования.

Финансовый  механизм в целом является принципиальной схемой практического использования  финансов в экономике государства, их влияния на соответствующие процессы. Одновременно ему присущи свои отличия  в практическом применении на уровне государства, предпринимательской  структуры, финансового института  и др.

Таким образом, финансовый механизм работает эффективно, если функционируют все  его составляющие. Применяя их, государство  может направлять экономическое  и социальное развитие на удовлетворение общественных потребностей.

 

Тема 2. Состав, структура и принципы построения бюджета.

Введение

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его  достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом  общем виде им является план доходов  и расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. В любой  стране государственный бюджет - ведущее  звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное  устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней?

 

 

 

 

 

1. Принципы построения  бюджетной системы Российской  Федерации

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и  бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Звеньями бюджетной системы  являются: федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов РФ -- республиканские  бюджеты республик в составе  РФ, краевые и областные бюджеты  краев и областей, городские бюджеты  городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных  образований -- районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Информация о работе Основные финансовые методы воздействия на экономические процессы