Организация управления системой государственных и муниципальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явилась оценка возможностей использования зарубежного опыта при организации управления государственными (муниципальными) финансами России. Для достижения этой цели проводится оценка опыта зарубежных стран при организации управления государственными (муниципальными) финансами России за 2001-2010 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ФИНАНСОВ…………………………………………..6
1.1 Содержание государственных и муниципальных финансов……………6
1.2 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов…………………………………………………………………………….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ РОССИИ ЗА 2001-2010 ГГ……………………………………...19
2.1 Анализа бюджета России……...…….……………………………………19
2.2 Анализ состояния государственного долга России……………………..30
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГЛОБАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ……………….………..33
3.1 Глобализация - влияние международных организаций на государственные финансы России и других стран………..……………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………………………39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 347.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ РОССИИ В  СООТВЕТСТВИИ С ГЛОБАЛЬНЫМИ  ИЗМЕНЕНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ФИНАНСОВ 
 

3.1 Глобализация - влияние международных организаций на государственные финансы России и других стран 

      Глобализация  означает более тесную интеграцию стран  и влияние международных организаций  на государственные финансы всех стран. Интернациональные организации  оказывают значительное влияние на государственные и муниципальные финансы в рамках одной страны, в том числе и России. Это происходит не только через государственный кредит, оказание финансовой помощи в рамках определенных программ (например, развитие системы Казначейства, финансирование Фонда реформирования региональных финансов), но и путем оказания консультативной помощи по совершенствованию бюджетного процесса, финансового менеджмента в государственных органах.

      Ниже  представлены важнейшие международные  организации, оказывающие влияние и на финансы России (в скобках приведены годы создания):

- Международный валютный фонд (International Monetary Fund) (1945);

- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development/World Bank) (1945);

- Международный детский фонд ООН (United Nations Children's Fund) (1946);

- Офис ООН помощи беженцам (Office of the United Nations High Commissioner for Refugees) (1950);

- Международная организация помощи мигрантам (International Organization for Migration) (1951);

- Международная финансовая корпорация ( International   Finance  Corporation

/World Bank) (1956);

- Европейский банк развития (European Development Fund) (1957);

- Международная ассоциация развития (International Development Association/World Bank) (1960);

- Фонд капитального развития ООН (United Nations Capital Development Fund) (1966);

- Программа развития ООН (United Nations Development Programm) (1966);

- Инвестиционное агентство гарантий инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency/World Bank) (1988);

- Объединение бирж (Common Fund for Commodities) (1989);

- Многосторонний Фонд для внедрения Монреальского протокола (Multilateral Fund for the Implementation of the Montreal Protocol) (1991);

- Фонд  глобальной защиты окружающей  среды (Global Environment Facility) (1991);

- Агенство  атомной энергетики (Atomic Energy Agency) (2002);

- Фонд  мировой солидарности (World Solidarity Fund) (2002);

- Международный  Фонд для создания условий  для авиационной безопасности (International Financial Facility for Aviation Safety) (2003);

- Трастовый  фонд различных групп (Global Crop Diversity Trust) (2004).

      Огромное  влияние на внутренний национальный рынок оказывают валютный и фондовый рынки, а также косвенно и опосредованно воздействует миграция трудовых ресурсов. Встают вопросы правильного заимствования, правильного управления правительством бюджетными средствами. Эти вопросы характерны не только для России, но и для других стран с переходным уровнем развития экономики. Должны ли одалживать, заимствовать федеральные и субнациональные правительства? Откуда получать гарантии? Какие ограничения должны накладываться?

      Три этапа развития государственных финансов и уровни финансовых потоков представлены на рис. 4.

Влияние интернациональных финансов затрагивает  и налоговое планирование в России, например вопросы двойного налогообложения, налогового планирования, налогообложения  организаций в оффшорных зонах. 

Рисунок 4. Этапы развития государственных финансов 

      В систему регулирования деятельности органов власти на субфедеральном уровне в России постепенно вводится новый  инструмент - кодексы лучшей практики управления общественными финансами. Суть и роль этого инструмента, а также его место в общей системе регулирования в России еще до конца неясны. Разработка этих кодексов, прежде всего, основывается на международном опыте. В то же время делается попытка учесть специфику российского законодательства, проводящиеся реформы и общий институциональный контекст. Особенности переходного этапа в сфере управления общественными финансами в России, когда фактически только формируются предпосылки для ответственного финансового менеджмента, оказывают сильное влияние не только на понимание сути и значения кодексов лучшей практики, но также на вопросы их практического применения региональными и местными органами власти.

      В последние годы масштабная работа по разработке принципов и кодексов по эффективному управлению государственными финансами была проделана международными организациями, заинтересованными в ответственном и эффективном управлении общественными финансами - Международным валютным фондом, Всемирным банком и ОЭСР, а также на региональном уровне, например Азиатским банком развития (АзБР). Европейский союз (ЕС) ввел ряд конкретных правил в отношении бюджетно-налоговой ответственности в рамках Пакта о стабильности и экономическом росте и введения евро в качестве единой валюты для некоторых своих членов. Принятые им правила (acquis communautaire) в области финансового контроля также имеют обязательное действие для членов ЕС. В Содружестве наций достигнуто соглашение о правилах проведения реформы в области управления общественными финансами. Страны-доноры разработали руководства для применения их на национальном уровне, предназначенные для использования при оказании технического содействия или предоставления бюджетной поддержки странам с переходной или развивающейся экономикой. Правительства некоторых стран или их министерства финансов также разработали принципы для собственного использования. В Лимской декларации установлены международно-признанные принципы аудита. Кроме того, в рамках мониторинга и пересмотра кредитных рейтингов частные рейтинговые агентства внимательно следят за действиями отдельных стран в сфере управления общественными финансами. Рассмотрим важнейшие международные правила осуществления государственного финансового контроля:

1. Процедура  ЕС в отношении чрезмерного  дефицита, включая нормы, утвержденные ст. 9 и 104 Договора ЕС и уточненные Положением Совета ЕС № 1055/2005 от 27.06. 2005, вносящая поправки в "Пакт о стабильности и экономическом росте" от 1997 г. Эти нормы в первую очередь затрагивают некоторые параметры, имеющие отношение к финансовой ответственности и принятые в качестве обязательных странами - членами ЕС; при этом они имеют

особое  значение для стран, входящих в зону евро.

2. Правила  финансового контроля ЕС в  отношении присоединившихся стран  являются еще одним примером  обязательных норм, затрагивающих не только использование бюджетных средств ЕС, но и национальные бюджеты, поскольку условием вступления в ЕС было распространение действия единых правил в отношении обоих уровней. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ (пересмотренный 28 февраля 2001 г.) является одним из принятых на международном уровне Стандартов и кодексов, мониторинг которых осуществляет Форум по финансовой стабильности. Благодаря этому он пользуется широкой международной поддержкой.

3. Оптимальная  практика по обеспечению прозрачности  бюджета ОЭСР (обновлена в 2001 г.) была формально одобрена странами - членами ОЭСР и является общедоступным  документом о надлежащей практике  по обеспечению прозрачности  бюджета.

4. Лимская декларация о руководящих принципах аудита, принятая членами Международной организации и высших органов финансового аудита (1977), содержит изложение согласованных принципов в отношении проведения независимого аудита общественных финансов, а также соответствующих методов работы.

5. Руководящие принципы осуществления реформы управления общественными финансами Содружества наций (2005) предлагают некоторые принципы, которые должны учитываться при реформировании системы управления общественными финансами, а также содержат предложения по осуществлению этих реформ.

6. Руководство  МВФ по обеспечению прозрачности  в бюджетно-налоговой сфере (апрель 1999 г.) содержит принципы по обеспечению  прозрачности в бюджетно-налоговой  сфере, а также большое число  ссылок на иные источники, посвященные двум другим аспектам эффективного управления общественными финансами . Международный валютный фонд также подготовил целый ряд документов, касающихся эффективной и ответственной бюджетно-налоговой политики (включая вопросы, возникающие в связи с бюджетно-налоговым пространством для содействия экономическому росту), в том числе вопросы определения содержания этой политики и ее реализации на практике.

7. Руководство  по управлению государственными  расходами Всемирного банка (1998), содержащее всеобъемлющие рекомендации в отношении большинства аспектов управления общественными финансами и реализации бюджетных реформ в странах с переходной и развивающейся экономикой.

8. Руководство  ОЭСР (разработанное Р. Алленом  и Д. Томмаси) содержит подробные руководящие указания, направленные на оказание содействия странам с переходной экономикой в переходе к современным методам управления общественными финансами.

9. Управление  государственными расходами АзБР (С. Скьяво-Кампи и Д. Томмаси, 1999) является еще одним источником подробных методических рекомендаций.

10. Руководство  по надлежащей практике министерства  Великобритании по международному  развитию, а также источники других  доноров содержат рекомендации, представляющие интерес для развивающихся  стран, где техническое содействие и финансовая помощь играют особенно важную роль.

Национальные  кодексы надлежащей практики, например применяемое в Великобритании "золотое  правило", действуют в отношении  осуществления заимствований со стороны государственных бюджетов. Однако данное заимствование должно идти только для финансирования инвестиций (в среднем с учетом цикличности экономического роста общий объем чистых заимствований не может превышать общий объем инвестиций). В зарубежной практике, в частности в Великобритании, кодексы лучшей практики направлены не только на поддержку передовых муниципальных образований. 
 
 

Заключение 

      Экономическая роль государства заключается в  реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

      Государственные и муниципальные финансы представляют собой совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

      Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные  с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики.

      Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.

Финансы способствуют решению общеэкономических  задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.

      Государственные и муниципальные финансы как  экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях - распределительной и контрольной.

      Роль  государственных и муниципальных  финансов в реформировании российской экономики сводится к основным факторам: экономической стабилизации; адаптации  к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

      Инвестиционная  активность государства является результатом и индикатором экономического роста.

      Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанный на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической  сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне.

      Государственная финансовая политика является элементом  макроэкономической политики и нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития.

      Финансовая  политика включает следующие блоки: налоговый; бюджетный; денежно-кредитный; социальный; инвестиционный.

      Для стабилизации экономики и финансовой системы в современных условиях необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; стабилизировать валютный курс рубля; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок; повысить инвестиционную активность государственного и частного секторов экономики в развитии производства; принять комплекс мер по стабилизации и повышению жизненного уровня населения.

      Современная финансовая политика отличается высоким  динамизмом, постепенным отказом  от нерыночных форм регулирования воспроизводственных процессов. 
 
 
 
 
 
 

      Библиографический список 

Информация о работе Организация управления системой государственных и муниципальных финансов