Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:46, курсовая работа
Целью курсовой работы явилась оценка возможностей использования зарубежного опыта при организации управления государственными (муниципальными) финансами России. Для достижения этой цели проводится оценка опыта зарубежных стран при организации управления государственными (муниципальными) финансами России за 2001-2010 гг.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ФИНАНСОВ…………………………………………..6
1.1 Содержание государственных и муниципальных финансов……………6
1.2 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов…………………………………………………………………………….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ РОССИИ ЗА 2001-2010 ГГ……………………………………...19
2.1 Анализа бюджета России……...…….……………………………………19
2.2 Анализ состояния государственного долга России……………………..30
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГЛОБАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ……………….………..33
3.1 Глобализация - влияние международных организаций на государственные финансы России и других стран………..……………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………………………39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………………………...42
По итогам января-июля 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сокращение доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составило 7 %. Объёмы доходов снизились в 35 регионах. В 5 из них доходы упали более чем на 20 %.
За
восемь месяцев 2009 года наибольшее падение
доходов зафиксировано в
По итогам января-сентября 2009 года объём инвестиции в экономику регионов, измеряемых по крупным и средним предприятиям, сократился на 12 % к аналогичному периоду 2008 года. Региональные различия велики и часто обусловлены не экономическими, а политическими факторами. В Приморском крае идет подготовка саммита АТЭС-2012 - инвестиции в регион увеличились в 2,8 раза, в Краснодарский край, где ведется подготовка Олимпиады в Сочи - на 18 %, в Чечню - на 90 %. Стабильно, несмотря на кризис, растут инвестиции в регионы разработки новых нефтегазовых месторождений (Республика Коми, Якутия, Красноярский край) и строительства новых автосборочных предприятий (Калужская и Ленинградская области). Но в более чем в половине регионов России зафиксировано огромное снижение инвестиций: на 40-60 % от уровня 2008 года, особенно в Карелии, Орловской, Белгородской областях, Ямало-Ненецком АО. По данным Минфина, суммарный дефицит бюджетов субъектов Федерации в 2009 году составит около 800 млрд. рублей. Регионы залезают в долги: например задолженность Московской области перед федеральным бюджетом уже превышает 55 % её доходов, долг Татарстана, Калининградской, Ярославской и Калужской областей - 32-37 % доходов бюджета.
С ещё большими трудностями столкнулись муниципальные бюджеты. И регионы, и федеральный центр сократили свои отчисления - основной источник их пополнения.
Местные финансы, или финансы местных органов управления, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных финансов приходится значительная часть финансовых ресурсов этих стран: в США, ФРГ и Японии - 50-60%; в Великобритании и Франции - более 30%.
Главное звено местных финансов - местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. В США к ним относятся бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов; во Франции - регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии - земель, уездов, городов, общин; в Великобритании - графств, округов; в Италии - областей, провинций, коммун; в Японии - префектур и муниципалитетов.
В целом по плановым показателям 2009 г. межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, составили 46,1% собственных доходов местных бюджетов, и в 2010 г. не предполагается внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство, предусматривающих увеличение собственной доходной базы местных бюджетов.
Так, в 2010 г. дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ может составить 324,1 млрд. руб. Вместе с тем в настоящее время в бюджетное законодательство Российской Федерации не внесена норма об обязательном формировании стабилизационных фондов в субъектах РФ, имеющих моноотраслевую структуру экономики, которая способствовала бы повышению устойчивости бюджетов субъектов РФ к кризисным явлениям в экономике.
Таким
образом, на основе анализа указанных
данных можно сделать вывод о
том, что в 2010 г. в большинстве
муниципальных образований
Без учета средств по подразделу 1105 "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов" объемы межбюджетных трансфертов сократятся на 173 359,8 млн. руб., или на 13,4%. При этом структура межбюджетных трансфертов изменена за счет уменьшения объемов дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ (на 14,3, 14,0 и 41,8% соответственно).
В целях оказания финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию закрепленных за ними обязательств в 2010 г. предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ в объеме 341 145,9 млн. руб. Однако объем указанных субсидий в текущем году составляет всего лишь 67,4% к уровню 2009 г. Но необходимо учитывать, что в дотационных субъектах РФ фонды финансовой поддержки муниципальных образований формируются за счет части средств финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Учитывая значительную централизацию доходов в федеральном бюджете, бюджетная обеспеченность муниципальных образований в значительной степени зависит от размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, а также порядка и условий ее распределения между бюджетами субъектов РФ.
В
2010 г. для частичного покрытия дефицитов
бюджетов субъектов РФ и временных
кассовых разрывов, возникающих при
их исполнении, большинство субъектов
РФ вынуждено будет обращаться за
предоставлением бюджетных
Таким образом, сокращение в 2010 г. объемов финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может негативно отразиться на финансовом положении муниципальным образованиям.
В условиях экономического кризиса для повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях необходимо расширять финансовые механизмы стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному использованию бюджетных средств, внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом, а также повышению эффективности деятельности в целях реализации закрепленных за ними полномочий. Для этого Правительство РФ должно создать систему мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, установить показатели оценки качества такого процесса, а также предусмотреть выделение дополнительных грантов из федерального бюджета на поощрение субъектов РФ и муниципальных образований, которые более эффективно решают указанные вопросы.
Следует также отметить, что в течение нескольких лет одним из механизмов стимулирования деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по повышению эффективности организации бюджетного процесса являются субсидии, выделяемые из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов. Они позволяли активизировать деятельность субъектов РФ и муниципальных образований по реформированию бюджетного процесса.
Поскольку
выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований
В настоящее время в 22 субъектах РФ расположено 43 ЗАТО. Общий объем средств на финансирование ЗАТО в 2010 г. сократится по сравнению с 2009 г. на 33,7% и составит 12 093,1 млн. руб.
В
2010 г. с учетом мероприятий по оптимизации
расходных обязательств ЗАТО из федерального
бюджета планируется
трансфертов, в частности:
- на переселение граждан из ЗАТО в объеме 527,2 млн. руб. (с сокращением объемов финансирования на 60% по сравнению с 2009 г.);
- развитие
социальной и инженерной
2.2
Анализ состояния
государственного
долга России
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в мире. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд. или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд. Для сравнения в странах Закавказья долг составляет в несколько раз меньше. Так, например у Грузии долг составляет 3.8 млрд. долларов, у Армении - 4,4 млрд. долларов, Азербайджана - 2,5 млрд. долларов.
Объем
государственного долга субъектов
Российской Федерации и долга
муниципальных образований на 01.09.2010
предоставлен в Приложение 1.
Динамика государственного внешнего долга России.
В
2004 - 2008 годах, по поручению бывшего в то
время президентом В. В. Путина, учитывая
рост доходов России от экспорта нефти,
связанный со стремительным ростом мировых
цен на это сырьё, государственный долг
стремительно сокращался. В результате
длительных переговоров, к концу августа
2006 Россия осуществила досрочные выплаты
22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского
клуба, после чего её государственный
долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).
Таблица 3 Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года
Наименование | Сумма, млн. долларов США | Сумма, млн. ЕВРО |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба | 999,8 | 696,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 820,4 | 1 268,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ | 1 300,1 | 906,2 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 830,5 | 578,9 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 793,9 | 2 644,6 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 26 239,6 | 18 290,5 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | 1 775,3 | 1 237,5 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 881,4 | 614,4 |
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства |
37 641,0 | 26 237,9 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 881,4 | 614,4 |
Для
сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный
долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП,
Германии - 72,5 %, Франции - 77,4 %, Канады - 81,6
%, США - 83,2 %, Италии - 115,8 %, Японии - 217,6 %.
Информация о работе Организация управления системой государственных и муниципальных финансов