1. Расчетная карта – банковская
карта, позволяющая её держателю
(физическому лицу или уполномоченному
представителю юридического лица)
распоряжаться денежными средствами
на специально открытом для
этого счете в пределах расходного
лимита, установленного банком-эмитентом,
для оплаты товаров, услуг,
командировочных расходов и расходов
представительского характера и/или
получения наличных денежных
средств. В международной практике
данный тип карт носит название
дебетовых карт.
2. Кредитная карта – банковская
карта, позволяющая её держателю
(физическому лицу или уполномоченному
представителю юридического лица)
осуществлять операции в размере
предоставленной банком-эмитентом
кредитной линии и в пределах
расходного лимита, установленного
банком-эмитентом в соответствии
с условиями договора с владельцем
карты, для оплаты товаров,
услуг, командировочных расходов
и расходов представительского
характера и/или получения наличных
денежных средств.
Для выдачи и приема наличных денежных
средств, составления документов по
операциям с использованием банковских
карт, выдачи информации по счету, осуществления
безналичных платежей и т. д. предназначено
многофункциональное устройство –
банкомат.
Электронные расчеты – расчеты,
проводимые при помощи электронных
устройств и средств связи. Данный
способ расчетов в настоящее время
широко развивается, и образовались
такие его виды и формы, как
расчеты с помощью компьютеров,
в том числе через Интернет,
электронные деньги, расчеты с
использованием электронных чеков.
Достаточно распространенной в
настоящее время является система
«Банк-клиент», которая представляет
собой программно-технический комплекс,
позволяющий юридическому или физическому
лицу передавать в обслуживающий
его банк по линиям связи в электронной
форме расчетные документы и
иную информацию. Каждому пользователю
системы «Банк-клиент» присваивается
идентификационное имя и пароль,
без знания которых связь с
банком невозможна. Подлинность расчетных
документов и иной передаваемой информации
подтверждается с помощью электронного
аналога подписи клиента.
1.2 Нормативно-правовое
регулирование организации расчетов
с бюджетом и внебюджетными
фондами
В зависимости от назначения и статуса
нормативные документы целесообразно
представить в виде следующей
системы:
1-й уровень: законодательные
акты, указы Президента РФ и
постановления Правительства:
- В Налоговом кодексе РФ (часть первая, гл. 3,8 от 31.07.1998 №146-ФЗ ред. от 28.07.2012) указано, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. С 1 января 2013 г. организации должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта, а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
- В Налоговом кодексе РФ (часть вторая, гл. 21 от 05.08.2000 №117-ФЗ ред. от 30.12.2012) указано, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10% при реализации следующих продовольственных товаров:
- молока;
- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
- скота в живом весе;
- племенного крупного рогатого скота.
Кроме того, с 1 января 2013г. ввоз племенного
скота, семени и эмбрионов этих животных
тоже облагается НДС по ставке 10%.
- В Налоговом кодексе РФ (часть вторая, гл. 23 от 27.07.2006 №137-ФЗ) указано, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России, объектом налогообложения которых признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в России и (или) от источников за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами России. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Определяется налоговая база отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
- В Налоговом кодексе РФ (часть вторая, гл. 25 от 06.08.2001 №110-ФЗ) указано, что налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, в которых объектом налогообложения признается прибыль. Прибылью для российских организаций признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам относятся:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации);
- внереализационные доходы.
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты,
понесенные налогоплательщиком. Расходы
в зависимости от их характера, а также
условий осуществления и направлений
деятельности налогоплательщика подразделяются
на:
- расходы, связанные с производством и реализацией;
- внереализационные расходы.
Налоговая ставка устанавливается
в размере 20%, при этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
- В Налоговом кодексе РФ (часть вторая, гл. 30 от 11.11.2003 №139-ФЗ) указано, что налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, в которых объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т. ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
- В Налоговом кодексе РФ (часть вторая, гл. 28 от 24.07.2002 №110-ФЗ) указано, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
- В Налоговом кодексе РФ (часть вторая, гл. 25.2 от 28.07.2004 №83-ФЗ) указано, что налогоплательщиками водного налога признаются организации, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Объектами налогообложения признаются следующие виды пользования водными объектами:
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных
объектов, за исключением лесосплава в
плотах и кошелях;
3) использование водных объектов
без забора воды для целей
гидроэнергетики;
4) использование водных объектов
для целей сплава древесины
в плотах и кошелях.
- В Гражданском кодексе РФ (часть вторая, гл. 46 ГК РФ) указано, что расчеты между юридическими лицами, а так же расчеты с участием граждан связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами. Безналичные расчеты производятся через банки, в которых открыты соответствующие счета, если иное не обусловлено используемой формой расчетов (статья №861). При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов (статья №862).
- Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изменениями от 21.11.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорит о том, что Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ, он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Так же указывает на то, что общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории РФ (статья №80). Банк России осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения (статья №81).
- Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» говорит о том, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, в которых объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) Пенсионный фонд РФ – 26%;
2) Фонд социального страхования
РФ - 2,9%;
3) Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования РФ - 5,1%.
База для начисления страховых
взносов для плательщиков страховых
взносов определяется как сумма выплат
и иных вознаграждений, начисленных плательщиками
страховых взносов за расчетный период
в пользу физических лиц. База для начисления
страховых взносов, с учетом ее индексации,
в отношении каждого физического лица
установлена в сумме, не превышающей с
1 января 2013 года - 568 000 рублей (Постановление
Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276).
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
- Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом случаях.
2-й уровень: стандарты (положения)
по бухгалтерскому учету и
отчетности:
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) – определяет принципы формирования учетной политики, выбор формы ведения бухгалтерского учета, выбор системы налогообложения;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) – определяет порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, в том числе расчетов с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами;
- Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных и страховых организаций, а также бюджетных учреждений). Определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке установленном законодательством РФ о налогах и сборах.