Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

Содержание

Цель, задачи и функции государственного финансового

контроля…………………………………………………............................стр. 3
Система органов государственного финансового контроля: принципы и задачи деятельности………………………………………………………стр. 13

Аудит эффективности и его место в системе государственного финансового контроля…………………………………………………….стр.22


Список использованной литературы………………………………………………………………….стр. 28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ. ФИНАНСЫ со сносками.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

       Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

      В Совет Федерации и Государственную Думу РФ Счетная палата ежеквартально представляет отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета. Деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.12

    Однако  финансовый контроль реализуется не только в бюджетной сфере. Необходимо отметить существование налогового и валютного контроля, а также  банковского надзора.

Налоговые органы РФ

    Налоговые органы РФ – единая система контроля над соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

    Деятельность  налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса.

    Задачи  контроля со стороны налоговых органов:

1)      Выявление суммы сокрытого от  налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.

2)      Изыскание дополнительных платежей  в доходы бюджета.

    Налоговые органы обязаны вести  в установленном  порядке учет налогоплательщиков, проводить  разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов, пеней.

    Налоговые органы вправе:

  • Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам, возникающим при проверках.
  • Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.
  • Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.
  • Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.
  • Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • Взыскивать недоимки и пени по налогам.
  • Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
  • 8.Налагать административные штрафы.

    МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.

    Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.

    Единая  централизованная система налоговых  органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

    МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству  РФ.

    Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он действует в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Центральный банк РФ, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. По вопросам, отнесенным к его компетенции, он имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и другое имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен государственной Думе Федерального Собрания РФ.13

    Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

- направление и отзыв председателей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

- рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и принятие по ним решений;

- рассмотрение годового отчета Банка России и принятие по нему решения;

- принятие решения о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансового - хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

- проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

- заслушивание докладов Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики).

    Банк  России осуществляет банковское регулирование  и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций; принимает меры для поддержания стабильной банковской системы, совершает широкий спектр различных банковских операций; защищает и обеспечивает устойчивость рубля, в том числе его покупательную способность и курс по отношению к иностранным валютам, обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, изготовление банковских билетов и металлических монет по заявкам Банка России, организует и обеспечивает Министерство финансов РФ. Банк России осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продажи иностранной валюты, а так же организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

    Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления.14

    Центральный банк РФ - организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. 
 
 

  1. Аудит эффективности и  его место в  системе государственного финансового контроля.
 

    Аудит эффективности представляет собой  проверку реализации программы на предмет  ее соответствия формальным требованиям экономичности, эффективности и результативности. Аудит эффективности позволяет разработчикам программы понять, как она реально работает, что имеет решающее значение при принятии решений об измерении политики или улучшении программы. Аудит эффективности позволяет корректировать программу в процессе ее реализации, принимать более рациональные политические решения, наилучшим образом распределять ресурсы и предоставлять сведения о программе основным заинтересованным сторонам.

    Аудит эффективности берет свое начало с 1977г., когда на Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля была принята Лимская декларация. В этой декларации были определены основные принципы внутреннего и внешнего финансового контроля, где под внутренним аудитом подразумевался аудит эффективности.

    Согласно  Лимской декларации руководящих  принципов аудита (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts), аудит представляет собой  «неотъемлемую часть системы  регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов».

    Приоритетное  развитие аудита эффективности в  системе государственного контроля является сегодня стратегической задачей контрольных органов России по следующим причинам:

  • необходимость повышения результативности, действенности и эффективности государственного финансового контроля;
  • необходимость существенного улучшения деятельности исполнительных органов власти и иных организаций, использующих государственные ресурсы;
  • потребность усиления прозрачности деятельности организаций, использующих средства бюджета;
  • перспективы перехода на бюджетирование по результатам деятельности.

    К числу факторов, способствующих возникновению  и быстрому развитию аудита эффективности, следует отнести прежде всего повышение экономического потенциала общества, при котором закономерно возрастает роль высших органов финансового контроля и результативности их деятельности. Кроме того, в развитых странах сформировались и реализуются общепринятые нормы подготовки проекта бюджета, его исполнения, а также международные стандарты финансовой отчетности и аудита. Результатом этого является возрастание степени прозрачности и публичности бюджетного процесса, что предупреждает злоупотребления и нарушения при расходовании бюджетных средств. При этом в зарубежных странах законодательно разграничены функции внешнего контроля, осуществляемого независимыми и подотчетными лишь парламентам своих стран высшими органами финансового контроля, и внутреннего контроля, действующего в рамках исполнительной власти через систему казначейства и различных органов контроля министерств и ведомств. В рамках реформирования бюджетной системы России аудит эффективности вводится как новая форма государственного финансового контроля, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти, а также других распорядителей и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования.

    Согласно стандартам аудита, принятым International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI), аудит эффективности включает в себя:

  •   аудит экономичности административной деятельности по обеспечению программы в соответствии с правильными административными принципами и практиками;
  •   аудит эффективности использования человеческих, финансовых и иных ресурсов, включая проверку информационных систем, систем показателей измерения деятельности и мониторинга, а также процедур для устранения обнаруженных несоответствий и недостатков;
  •   аудит результативности деятельности в части достижения проверяемой программой заданных целей, а также аудит влияния, то есть сравнение фактического влияния той или иной программы или политики с запланированным.

    Аудит эффективности призван улучшить качественные характеристики процесса функционирования государственного и муниципального секторов экономики и, как форма финансового контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления финансовыми потоками в экономике общественного сектора. Таким образом, основными функциями аудита эффективности являются:

  1. контрольная (проверка деятельности контролируемых объектов),
  2. аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов)
  3. синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).

    Основной  целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.

    

    К достоинствам аудита эффективности  относят:

  •   расширение границ финансового контроля за пределы формальных оценок распределения ресурсов до улучшения экономических объектов их осваивающих;
  •   комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей;
  •   создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств;
  •   предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса;
  •   обеспечение органов исполнительной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов;
  •   воздействие на разработку стратегических решений в области финансовой политики.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации