Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

Содержание

Цель, задачи и функции государственного финансового

контроля…………………………………………………............................стр. 3
Система органов государственного финансового контроля: принципы и задачи деятельности………………………………………………………стр. 13

Аудит эффективности и его место в системе государственного финансового контроля…………………………………………………….стр.22


Список использованной литературы………………………………………………………………….стр. 28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ. ФИНАНСЫ со сносками.doc

— 148.50 Кб (Скачать)
stify">     4. Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное  изучение периодической или годовой  финансово-бухгалтерской отчетности  с целью общей оценки результатов  финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

     5. Наблюдение (мониторинг) — постоянный  контроль со стороны кредитных  организаций за использованием  выданной ссуды и финансовым  состоянием предприятия-клиента;  неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

     6. Ревизия — наиболее глубокий  и всеобъемлющий метод финансового  контроля, представляющий собой  взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.4

     Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

     По  времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для  предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.5

     Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т. д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

     Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

    Государственный финансовый контроль выполняет следующие функции:

выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция  деятельности объекта контроля, превенция  и правоохрана.

    Выявление отклонений включает в себя широкий  спектр деятельности. Это - установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

    Анализ  причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

    Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

    Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности  контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Система органов государственного финансового контроля: принципы и задачи деятельности.

    6Государственный финансовый контроль заключается в контролировании, составления и исполнения федерального, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, денежного обращения, внутреннего и внешнего государственного и региональных долгов и др. В соответствии с российским законодательством осуществление государственного финансового контроля возложено на Министерство финансов РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, Банк России.

    Ведущая роль в государственном финансовом контроле отводится бюджетному контролю.

Бюджетный контроль — этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

    В Российской Федерации контроль над  исполнением бюджета имеет две  формы — парламентский и административный.

    Парламентский контроль осуществляется соответствующими

представительными органами. Он предполагает:

• право соответствующих  представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

• право соответствующих  представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;

• право соответствующих  представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

• право создавать  собственные контрольно-счетные  органы (Счетную палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

• право вынесения  оценки деятельности исполнительных органов  по исполнению бюджетов.

    Административный  контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

    Административный  контроль предполагает:

• право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

• право получения  информации, необходимой для контроля над соблюдением бюджетного законодательства;

• право требовать  устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

• право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

    7Со стороны Президента РФ финансовый и бюджетный контроль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено следующими контрольными функциями:

-контроль над  исполнением указов и распоряжений  Президента РФ;

-контроль над  деятельностью органов контроля  и надзора при федеральных  органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;

-рассмотрение  жалоб и обращений юридических  и физических лиц.

    8Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

    Финансово-бюджетный  контроль постоянно осуществляется Правительством РФ. В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.9

    Министерство  финансов РФ осуществляет: контроль над исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций; анализ сводной финансовой отчетности федеральных органов исполнительной власти: внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета.

    На  основании Постановления Правительства  РФ от 6 марта 1998 г. № 276 функции финансово-бюджетного контроля со стороны Министерства финансов РФ в настоящее время возложены на Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, созданный на базе КРУ, Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государственных средств в организациях Минобороны РФ и правоохранительных органов.

    Министерство  финансов РФ организует финансовый контроль и аудит юридических лип —  получателей гарантий Правительства  РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

    Казначейство  осуществляет контроль над операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

    Финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют контроль над операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

    Главные распорядители бюджетных  средств осуществляют контроль над бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Они также проводят аудит казенных предприятий.

       Контроль  над исполнением федерального бюджета  осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату».10 Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы Счетная палата проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. 11Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации