Организация деятельности Федерального казначейства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - определить роль Федерального казначейства в бюджетном процессе.
В курсовой работе рассматриваются причины, которые привели к необходимости воссоздания института казначейства, структура, права и задачи этого органа.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности исполнения федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства;
2) выявить задачи и функции Федерального казначейства в исполнении федерального бюджета;
3) описать организационную структуру Федерального казначейства;
4) обратить внимание на мероприятия в сфере деятельности Федерального казначейства России по исполнению федерального бюджета
5) определить порядок исполнения федерального бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 История организации казначейской системы в России и структура её органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Задачи и функции органов Федерального казначейства . . . . . . . . . . . . . .12
ГЛАВА 2 ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАЗНАЧЕЙСКИМИ ОРГАНАМИ И ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . ..18
2.1 Исполнение федерального бюджета по доходам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Исполнение федерального бюджета по расходам . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .22
2.3 Основные мероприятия в сфере деятельности Федерального казначейства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . .. . . .. .39

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Реформа бюджетного процесса

     Однако  путь развития информационных технологий — это только часть развития казначейской системы страны. Другая часть связана с реформой бюджетного процесса. Необходимо измененить порядок предоставления целевых средств — субсидий и субвенций субъектам РФ. Суть нового подхода заключается в переводе из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ средств в размере фактической потребности на день платежа из бюджета субъекта РФ.  То есть средства должны перечисляться из федерального бюджета в пределах фактической потребности бюджета субъекта РФ, сформированной накануне по заявкам на кассовый расход. Можно говорить о так называемой аккредитивной форме перечисления средств субъектам РФ под документы о фактической потребности. По словам руководителя Казначейства России,  экономический эффект от данного подхода по предварительным подсчетам составит порядка 275 млрд руб.  В 2011 году будет осуществлена подготовка нормативно-правовой базы, а на 2012 год запланирована реализация указанного механизма в порядке эксперимента с избранными главными распорядителями средств федерального бюджета.

     Кроме того, Казначейство России совместно с Минфином России подготовило поправки к Бюджетному кодексу РФ, устанавливающие новые механизмы управления ликвидностью единого казначейского счета. А именно предусматривается возможность предоставления органами Федерального казначейства краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Планируется, что указанные поправки к Бюджетному кодексу РФ будут приняты в 2011 году и вступят в силу с 2012 года. В 2011 году планируется разработка нормативных документов, создание организационно-технологической инфраструктуры и апробация на пилотном проекте в тестовом режиме в отдельных территориальных органах Федерального казначейства механизма предоставления бюджетных кредитов.

     Реформа системы бюджетных платежей

     Все вышеозвученное — это планы на ближайшие два года. Что же касается более отдаленной перспективы, то к 2017 году Казначейство России должно превратиться в так называемый бюджетный банк. Это означает, что все многочисленные счета (около 62 тыс.), открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центробанка России для обслуживания бюджетной системы (региональных и муниципальных госфинансов) должны быть переведены в учетную систему Казначейства России. То есть все платежные операции будут осуществляться через единый счет Федерального казначейства в Центробанке. Работа в данном направлении в плановом порядке будет проводиться до 2017 года. Необходимость в реформировании системы бюджетных платежей прописана в утвержденной Правительством РФ Программе по повышению эффективности бюджетных расходов. Новая система бюджетных платежей будет способствовать эффективности управления государственными финансами, минимизации участников национальной платежной системы, увеличению скорости обращения денежных потоков, удешевлению стоимости финансовых операций. Кроме того, по подсчетам министра финансов РФ, после закрытия РКЦ, в Центробанке можно будет сократить до 20 тыс. сотрудников при общей численности в 71 тыс. (данные из отчета Центробанка за 2009 г.). Казначейство возьмет эти функции на себя, при этом штат ведомства, как того требует указ Президента, будет сокращен на 20 % к 2013 г. 

     Давая оценку деятельности Федерального казначейства, нужно указать на то, что созданные ведомством инструменты управления в бюджетной сфере придают финансовой системе России дополнительную устойчивость и надежность. Говоря о новых этапах реформы бюджетной сферы, замминистра остановилась на преодолении двух наиболее важных ступеней преобразования: реализации Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов и Закона № 83-ФЗ. Название Программы по повышению эффективности бюджетных расходов лишь отчасти отражает ее суть. Основная цель документа состоит в коренном изменении организации работы органов исполнительной власти. Первоочередные шаги к выполнению обозначенных в программе направлений (программный бюджет и стратегирование деятельности публично-правового образования) — это реализация положений Закона № 83-ФЗ. Необходимо артикулировать базовые услуги государства, услуги, оказываемые бюджетными учреждениями. Нужно отработать реестр казенных учреждений, отработать вопросы администрирования доходов федерального бюджета, которые с 2012 года будут зачисляться от этих учреждений. Нужно внедрить новую бюджетную классификацию с увязкой с бюджетно-правовым урегулированием, в том числе с санкционированием расходов данных учреждений. Нужно создать процедуру санкционирования при размещении государственных заказов в пределах лимита бюджетных обязательств и таким образом обеспечить необходимый контроль еще до стадии заключения договоров. Кроме того, нужно реализовывать задачу в рамках создания и развития интегрированной среды управления государственными финансами и, конечно же, принять решение в части совершенствования регулирования государственного финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Все эти составляющие — необходимые элементы совершенствования бюджетного процесса. 

       Таким образом, исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке Российской Федерации и его расчетно-кассовых центрах. В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в уполномоченных банках. В настоящее время органам казначейства открыты расходный счет по учету средств федерального бюджета, а также cспециальные доходные счета по учету доходов, распределяемых органами казначейства между бюджетами различных урод ней, доходов федерального бюджета и доходов федерального бюджета, перечисляемых на финансирование расходов. Давая оценку деятельности Федерального казначейства, нужно указать на то, что созданные ведомством инструменты управления в бюджетной сфере придают финансовой системе России дополнительную устойчивость и надежность.

       . 
 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В различных государствах одной их основных задач органов, отвечающих за исполнение бюджетных функций, является построение и развитие эффективной  системы управления государственными финансами. Эта задача реализуется  через систему кассового исполнения бюджета по расходам и доходам, управление ликвидностью, управление единым счетом, управление государственным долгом и др.

       В Российской Федерации в ходе реформирования бюджетного процесса сформирована казначейская система исполнения бюджета, при которой четко разграничены бюджетные полномочия между органами, обеспечивающими исполнение бюджета — Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации, между органами, организующими исполнение бюджета — финансовые органы и между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета — органы Федерального казначейства. Для каждой из перечисленных групп полномочий установлены процедуры и функции, выполняемые участниками бюджетного процесса.

       Роль  органов Федерального казначейства заключается в обеспечении эффективного управления государственными ресурсами  на федеральном уровне, а также  в осуществлении полномочий по кассовому  обслуживанию исполнения бюджетов: открытием счетов бюджетов на соответствующей территории, регистрацией на них поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты и осуществлением платежей с единых счетов от имени и по поручению финансовых органов и (или) получателей средств.

       По  соглашению с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта и бюджетов муниципальных  образований, входящих в его состав, могут быть переданы исполнительному органу субъекта Российской Федерации с учетом выполнения ряда условий. Однако в этом случае, полномочия по открытию, ведению единых счетов бюджетов и отражению на них операций сохраняются за органами Федерального казначейства.

       Цель  казначейской системы исполнения бюджета — обеспечить полное использование ликвидных активов, которыми располагает публично-правовое образование в каждый отдельно взятый момент времени. Одной из проблем, препятствующих успешному исполнению бюджета, является наличие кассовых разрывов (недопоступление в определенный период финансового года доходов для осуществления неотложных расходов, предусмотренных утвержденной бюджетной росписью, с учетом источников финансирования дефицита бюджета).

       В органах Федерального казначейства процесс реализации бюджетирования, ориентированного на результат связан с рядом организационно-функциональных преобразований, целью которых должно являться повышение эффективности деятельности и рациональное использование бюджетных средств. Технологии казначейской системы исполнения бюджетов постоянно совершенствуются, что снижает трудоемкость выполнения казначейских операций.

       В состав основных направлений реорганизации  организационно-функциональной структуры  органов Федерального казначейства должно входить:

       • устранение дублирования функций между отделениями и управлениями Федерального казначейства;

       • включение новых функциональных задач, решаемых в настоящее время  на разных уровнях Федерального казначейства (в том числе в результате перераспределения  функциональных задач между уровнями Федерального казначейства и структурными подразделениями в рамках одного уровня),

       • исключение части функциональных задач, решаемых в настоящее время на разных уровнях Федерального казначейства (в том числе в результате перераспределения функциональных задач между уровнями Федерального казначейства и структурными подразделениями в рамках одного уровня).

       К дополнительным направлениям совершенствования  организационно-функциональной структуры  Федерального казначейства и территориальных органов в работе отнесены:

       • оптимизация организационной структуры  Федерального казначейства и его  территориальных органов;

       • централизация части функциональных задач на уровне Федерального казначейства и Управлений;

       • перераспределение функциональных задач между уровнями органов Федерального казначейства;

       • изменение организационно-правовой формы отделений.

       Реализация  указанных направлений совершенствования  организационно-функциональной структуры  Федерального казначейства и территориальных  органов позволит не только упростить схему доведения бюджетных данных до получателей средств федерального бюджета и проведения иных операций в рамках его исполнения с трех уровней «Федеральное казначейство — Управление Федерального казначейства — отделение Управления Федерального казначейства» до двух уровней «Федеральное казначейство — Управления Федерального казначейства», но и позволит значительно сократить расходы на содержание казначейской системы в целом.

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 гг.»// Финансы, 2007, №3, - с. 3-11
  2. Ашмарина Н.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография. - М.: Полиграф ОПТ, 2008. – 69 с.
  3. Безденежных А.В., Начинкин Д.Б. Особенности казначейской системы исполнения бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.-2008. - № 15(45) – 186 с.
  4. Безденежных. А.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. – 2008. - №2. – 97с.
  5. Васин, А. С. Казначейский контроль результативности бюджетных расходов. /АС. Васин, Т.А. Хасбиулина.//Финансы и кредит. – 2008. - №13. – 247 с.
  6. Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: учебное пособие. - М.: Велби, 2009. – 269 с.
  7. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. - М., 2007. – 261 с.
  8. Грушевский В.И. Финансы: учебник. - М.: Изд-во Московского. института экономики, 2008. – 283 с.
  9. Демидов, А.Ю. Общественно значимые результаты деятельности Федерального казначейства.// Финансы. – 2009. - №7. – 84 с.
  10. Малышева В.И. Казначейство: цель, задачи, функции // Финансы. – М., 2007. - №12. – 158 с.
  11. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективности управления государственными финансами // Финансы. – М., 2008. - №3. –195 с.
  12. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2009. – 539 с.
  13. Ткачук В.И. Государственный бюджет: учебник. - Минск, 2007. – 135 с.
  14. Финансы: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., переаб. и дополн. – М.: Экономистъ, 2008. – 682 с.
  15. Финансы: учебник для вузов / Под ред. проф. Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 2009.- 561 с.
  16. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. В.М. А. М. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 384с.
  17. www.roskazna.ru – сайт Федерального казначейства РФ
  18. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
  19. www.consultant.ru - Правовой сервер Консультант Плюс
  20. www.government.ru - Интернет-портал Правительства Российской Федерации
  21. www.tumentoday.ru

Информация о работе Организация деятельности Федерального казначейства России