Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:42, реферат
Классификация основных составляющих интеллектуального капитала разработана Т. Стюартом, одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала . Структура интеллектуального капитала имеет три основные компонента – человеческий капитал, организационный капитал и потребительский капитал.
Введение 2
1. Анализ понятий организационного капитала фирмы 3
2. Подходы к определению структуры капитала 6
3. Методы оценки организационного капитала 15
3.1. Оценка организационного капитала фирмы 21
Список использованных источников 23
Оглавление
Введение
1. Анализ понятий организационного капитала фирмы
2. Подходы к определению структуры капитала
3. Методы оценки организационного капитала
3.1. Оценка организационного капитала фирмы
Список использованных источников
Современная экономическая и управленческая наука и практика в эру
постиндустриального общества признает не только финансовый капитал, но более того, капитал организационный и интеллектуальный. На первый взгляд, его сложно оценить,
но без его аккумулирования и управления организационными знаниями, активы компании стоят в разы меньше[1].
Классификация основных составляющих интеллектуального капитала разработана Т. Стюартом, одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала . Структура интеллектуального капитала имеет три основные компонента – человеческий капитал, организационный капитал и потребительский капитал, которые представлены на рисунке 1[2].
Рисунок 1
Организационный капитал (1) — та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, товарные знаки, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал - это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи[3].
Организационный капитал (2) включает технологии, процедуры, системы управления, культуру, техническое и программное обеспечение, патенты, организационные формы и структуры. Иными словами, это способность организации отвечать требованиям рынка, и то, как она использует свой человеческий капитал. Организационный капитал большей частью находится в собственности организации и может быть объектом купли-продажи. Желая оставаться успешной, организация нуждается в регулярном пересмотре своего организационного капитала. Это подразумевает как масштабную исследовательскую деятельность, так и постоянное развитие корпоративной культуры, которая также является частью интеллектуального капитала. Корпоративная культура имеет своей основой некий свод понятий, известный и ясный всем сотрудникам: это ценности, миссия, видение, нормы поведения и коммуникации, символы, способы ведения дел и так далее. Наличие всего этого создает общий вектор движения организации в будущее в соответствии с ее системой целей, создает уникальное лицо организации. Именно такой облик организации определяет и облик ее типичных клиентов и партнеров, ту нишу, которую она занимает на рынке[4].
Организационный капитал (3) - Систематизированная и собранная воедино компетентность плюс системы, позволяющие реализовать способность компании к инновациям, а также организационные возможности создания капитала. Он состоит из процессного, культурного и инновационного капиталов.
Инновационный капитал - Способность к обновлению компании, выраженная в виде интеллектуальной собственности, т. е. защищенная коммерческим правом, а также другие нематериальные активы и ценности, такие как методики работы и коммерческие секреты.
Процессный капитал - Совокупная стоимость процессов, как создающих, так и не создающих стоимость[5].
Организационный капитал (4) – знания, которыми владеет организация и которое хранится в базах данных, стандартах и инструкциях.
Процесс создания интеллектуального капитала состоит в выработке, сохранении и использовании знаний отдельных людей (человеческий капитал), расширении знаний между людьми (социальный капитал) и, наконец, создание институциализированного знания, которым владеет организация(организационный капитал). Развивая знания, умения и навыки своих сотрудников, добиваясь эффективного распространения знаний и накапливая их, организация создает интеллектуальный капитал. Организационный капитал, это такой капитал который остается в организации навсегда, а человеческий капитал – это капитал который работник увольняясь, забирает с собой. Не организации, а люди владеют человеческим капиталом и организации подвергаются серьезному риску потерять интеллектуальный капитал, не успев перенять знания отдельных людей, сделать их общими, преобразовать и институциализировать их[6].
Таким образом организационный капитал - это часть интеллектуального капитала, который включает в себя включает технологии, процедуры, системы управления, культуру, техническое и программное обеспечение, патенты, организационные формы и структуры.
Важнейшим фактором интеллектуального капитала является то, что он не аддитивен, то есть в принципе нельзя разложить на составляющие так, чтобы сумма их оценок была равна общей оценке всего интеллектуального капитала организации. Таким образом, взаимодействие разных составляющих интеллектуального капитала имеет нелинейный характер. Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов активов на другие.
Существуют различные модели к определению структуры организационного капитала
В первой модели интеллектуальный капитал представлен в виде арифметической суммы его элементов. Вместе с тем, в связи со сложностью рассматриваемых явлений необходимо также учитывать взаимодействие элементов между собой и их неодинаковую роль в создании стоимости компании. Такая попытка сделана другим шведским исследователем — К.-Э. Свейби (Sveiby).
Его модель «The intangible assets monitor» также широко известна. Свейби предпочитает употреблять заимствованное у бухгалтерского учета название «нематериальные активы», хотя в общепринятом смысле речь идет об интеллектуальном капитале.
Схематично эту модель можно представить в виде таблицы, в которой отражены инвестиции как в материальные активы (оборудование, здания), так и в нематериальные4. Нематериальные активы Свейби делит на компетенцию сотрудников, внутреннюю и внешнюю структуру компании. К компетенции относятся мысленные знания, способности, накопленный опыт, образование. Внешняя структура ориентирована на отношения с клиентами и поставщиками; это имидж компании, торговые марки, признание продукции. Внутренняя структура ориентирована на поддержание организации и включает патенты, авторские права, базы данных, административные системы, научные исследования и разработки. Каждый из трех нефинансовых показателей оценивается с точки зрения роста и инноваций, эффективности и стабильности (табл. 1)[7].
Таблица 1. Матрица К.Э. Свейби
В данной модели обращает на себя внимание тот факт, что многие показатели трудно интерпретируемы без дополнительных разъяснений, например, «клиенты, улучшающие компетенцию (внутреннюю/внешнюю структуру», «ценности/отношение персонала». Далее, неясно, гарантирует ли компания, что методология подсчета используемых показателей не изменится на протяжении достаточного для инвесторов периода. Некоторые компании, использующие данную модель, используют цветовой код для обозначения высокого, среднего и низкого уровня показателей, оценка которых может быть не понятной инвесторам. Например, неясно, хорошим или плохим уровнем является индекс удовлетворенности покупателей, равный 50? Поэтому записывают хорошие показатели зеленым цветом, плохие — красным5. Вместе с тем, как известно, оценку показателям должны давать инвесторы, а не менеджеры. Но для этого инвесторы должны знать методологию расчета каждого показателя в отчетности компании.
Каждый из показателей в модели Свейби имеет свою единицу измерения (проценты, коэффициенты, стоимость в денежных единицах, удельные показатели и т.д.). Очевидно, что представленная система показателей дает не прямую, а косвенную оценку интеллектуального капитала компании, в виде результатов (например, добавленная стоимость, удовлетворенность клиентов) или внешних проявлений деятельности менеджеров по увеличению стоимости компании (например, затраты на обучение и образование сотрудников). В отчетах об интеллектуальном капитале не разъясняется порядок расчета показателей, даже таких, которые не имеют общепринятых подходов к расчету (индекс удовлетворенности клиентов и др.). Кроме того, сравнение отчетов одной компании за несколько лет приводит к выводу, что состав показателей достаточно произвольно и без объяснений изменяется, в связи с этим информация становится мало сопоставимой и плохо пригодной для принятия инвестиционных решений[8].
В модели 2 Говоря о структуре интеллектуального капитала необходимо продолжить со схемы предложенной Х. Сент-Онжом из канадского коммерческого банка и структуры интеллектуального капитала в одной из наиболее известных моделей «Skandia Value Scheme», разработанной Л. Эдвинссоном для шведской страховой компании Skandia. Они разделяют интеллектуальный капитал на три части: человеческий, структурный и клиентский. Каждый из них – нематериален и отражает интеллектуальные ресурсы компании. Надо заметить, что систематика Эдвинссона немного отличается от систематики Сент-Онжа. Эдвинссон рассматривает клиентский капитал как часть структурного капитала. Схема его классификации показана на рисунке 2[9].
Рисунок 2. Структура интеллектуального капитала в модели «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона
В приведенной схеме человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала покидает компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня. Структурный капитал — это то, что остается в компании после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Организационный капиталделится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи, торговые марки).Процессный капитал — это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).
Рисунок 3. Структура интеллектуального капитала предложенная Хьюбертом Сент-Онжом
Трехлистная модель FiMIAM приведена на рис. 4[10] (в оригинале). При пересечении кругов возникают новые элементы интеллектуального капитала, содержание каждого из которых описывается авторами с целью как можно точнее учесть влияние элементов на стоимость компании. В четырехлистную модель включен такой элемент, как стратегический альянс, или партнерский капитал8, который рассматривается как отношения между акционерами. Уход партнера также может привести к потере доходов компании. Основное же достоинство этой модели в том, что авторами построена шкала структурированности элементов интеллектуального капитала (их всего 15, как число различных сочетаний 4-х основных элементов), на которой наиболее структурированным (следовательно, полностью принадлежащим компании) является структурный капитал, наименее — клиентский капитал; структурированность человеческого капитала рассматривается ниже среднего уровня. Такой элемент, как, например, «структурный капитал плюс человеческий капитал» рассматривается как знания, компетенция и умения сотрудников, вовлеченные в структуру компании и которые не могут быть потеряны из-за ухода работника. Этот показатель помещен в середину шкалы структурированности интеллектуального капитала.
Рис. 4 Модель «Финансовый метод измерения неосязаемых активов» (FiMIAM)
Таким образом организационный капитал включает в себя
1. Объекты интеллектуальной собственности
2. Информационные ресурсы и технологии
3. Электронные сети
4. Организационная структура и структура управления бизнесом
1.Термин «интеллектуальная собственность» подразумевает временное обладание авторскими и смежным
2. Информационные ресурсы можно определить как весь имеющийся объем информации в информационной системе. Для страны – это будут информационные ресурсы страны, для организации одного из уровней – информационные ресурсы организации. Иначе говоря, информационные ресурсы – это весь объем знаний, отчужденных от их создателей, зафиксированный на материальных носителях и предназначенный для общественного использования.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
3. Электонная сеть – это созданная при использовании ЭВМ коммуникационная бизнес – сеть
4. Организационная структура и структура управления бизнесом совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности
Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.