Оптовая торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:18, реферат

Описание работы

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что торговля относится к числу важнейших отраслей народного хозяйства и выполняет функцию доведения произведенного общественного продукта до конечного потребителя. Торговые предприятия, приобретая произведенный продукт, освобождают производителя от выполнения не свойственных ему функций обращения. Тем самым ускоряется процесс реализации (общественного признания) произведенного продукта, т.к. специализированные торговые предприятия могут лучше изучить состояние рынков, знают, когда, куда и какие товары должны быть направлены для быстрейшей реализации.
Цель данной работы – изучить метод комплексного анализа показателей оптового товарооборота.

Содержание

Введение. 3

1.Оптовая торговля и ее роль в экономике страны.. 5

2. Сущность, содержание и виды оптового товарооборота. 9

3. Анализ общего объема и структуры оптового товарооборота базы.. 13

4. Оценка состояния товарных запасов. 24

5. Анализ поступления товаров на оптовые склады.. 29

6. Основные направления совершенствования работы оптовой базы.. 33

Заключение. 38

Библиографический список. 41

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 38.25 Кб (Скачать)

Товарооборот характеризует  процессы, развивающиеся в сфере  товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические  отношения между производителями  и потребителями. 

Товарооборот позволяет  определить условия, при которых  развивается соотношение между  спросом и предложением на рынке. Это позволяет установить, как  реализуются на конкретном рынке  отношения между производителями  и потребителями товаров, какие  условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения  в последующий период и на перспективу. 

Товарооборот отражает уровень развития производительных сил, условия жизни, т.е. характеризует  объем и структуру общественных потребностей. Удовлетворение потребностей происходит путем потребления (использования) конкретного продукта, приобретаемого в основном на рынке. Товарооборот характеризует  объем продажи товаров, следовательно, по его величине можно судить о  масштабах и уровне удовлетворения спроса. 

Товарооборот позволяет  оценить характер распределения  между участниками рыночного  процесса, звенность и последовательность этапов товародвижения, связи производственной сферы и торговых посредников, уровни и длину каналов товародвижения. Товарооборот характеризует распределение  реализации товаров по территориям  и регионам страны, по конкретным фирмам, занимающимся реализа­цией товаров, по отдельным группам товаров. 

Товарооборот является макроэкономическим показателем. Государство  ведет сбор и обработку данных о товарообороте на разных уровнях  управления с целью выявления  общих закономерностей и тенденций, выявления места отдельных субрынков, анализирует межрегиональный обмен  и социальные и региональные различия душевого уровня товарооборота. 

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем  торгового предприятия, измерителем  эффективности деятельности. Объем  продажи товаров характеризует  конкурентные позиции предприятия  на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения  на рынке, способность продавать  товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Оценка конкурентоспособности  торгового пред­приятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота pi позволяет определить потенциальные  возможности предприятия на рынке. Результаты исследования берут­ся за основу при разработке стратегии  предприятия, его ассортимент­ной  политики, принятии решений о включении  в ассортимент или снятии различных  товаров с продажи, выработке  оптимальных пропорций товарооборота. 

Показатели товарооборота  дают возможность выявить фактиче­скую потребность в товарах, уровень  покупательной способности на­селения, требования покупателей к товарам, факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также  перспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения  товарообо­рота, но и характеристикой  жизненного цикла товара. 

Потребности и требования потребителей к товару постоянно  меня­ются, поэтому успех на рынке  имеет то торговое предприятие, которое  сумело наилучшим образом приспособиться к оптимальному удовлетво­рению  спроса. Зная объем и структуру  товарооборота, предприятие мо­жет предугадывать смену фаз цикла  спроса и жизненного цикла товара и пересматривать стратегию в  соответствии с меняющимися условиями  конкуренции на рынке. Эти тенденции  отражаются в динамике и струк­туре товарооборота торгового субъекта. 

Товарооборот является показателем размера предприятия, пока­зателем денежной выручки за проданные  товары, основой для опреде­ления потребности в материальных, трудовых и финансовых ресур­сах. В нем  отражаются различные стороны хозяйственной  деятельности предприятия и отдельных  его звеньев. 

Товарооборот оптового торгового предприятия осуществляется в различных видах: 

1) По составу конечных  потребителей. В эту группу относится  продажа оптовым предприятия,  продажа товаров розничной торговой  сети, продажа товаров промышленным  предприятиям.  

2) По формам товародвижения  товарооборот подразделяется на  складской и транзитный. 

3) По формам денежных  расчетов товарооборот подразделяется  товарооборот за наличный расчет  и товарооборот по безналичному  расчету. 

Розничный товарооборот характеризует объем продажи  товаров населению для личного  использования и означает завершение процесса обращения товаров на потребительском  рынке, т.к. товар переходит в личное или коллективное пользование. 

Оптовый товарооборот характеризует объем продажи  товаров производителями или  торговыми посредниками покупателям  для даль­нейшего использования  в коммерческом обороте. Основным критери­ем отнесения товарооборота к оптовому является коммерческий ха­рактер использования  приобретаемых товаров. Оптовый  товарооборот представляет собой промежуточную  стадию реализации товаров, в ре­зультате  которой товары закупаются и продаются  крупными парти­ями для последующей  перепродажи или предпринимательских  целей в производстве и не выходят  за пределы сферы обращения. В  этом и состоит его отличие  от розничного товарооборота. 

Оптовая реализация товаров может осуществляться со склада предприятия или, минуя склад, непосредственно покупателям. В  за­висимости от форм товародвижения различают складской и транзит­ный  оптовый товарооборот. 

Складской оптовый  товарооборот формируется при складской  форме товародвижения, за счет оптовой  реализации товаров со скла­дов оптовых  субъектов. Объем складского товарооборота  определяет­ся широтой и глубиной товарного ассортимента и необходимостью их подсортировки и другими условиями. В оптовом товарообороте тор­говых  предприятий преобладает складской  товарооборот. Транзитный оборот характеризует  посредническую роль оптового предприятия  в отношениях между поставщиком  товара и его покупателем. 

Транзитный оборот может осуществляться с участием в расчетах, когда оптовое предприятие  выступает как собственник, оплативший стоимость товаров. Если предприятие  выступает как посредник и  по­лучает вознаграждение за организацию  продвижения товаров, то име­ет место  организуемый транзитный оборот без  участия в расчетах. 

Сумма складского и  транзитного оборота составляет валовой оп­товый товарооборот. 

Таким образом, сущность оптового товарооборота заключается  продажей товаров оптовыми предприятиями  для их дальнейшего использования  в коммерческих целях. Основным критерием  отнесения товарооборота является коммерческий характер приобретаемых  товаров. 3. Анализ общего объема и структуры оптового товарооборота базы 
 
 
 

Оптовая и розничная  реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя  основными показателями, которые  являются важнейшими при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных  пропорций товарооборота, при анализе  и планировании товарооборота. Эти  показатели характеризуют процессы обмена товаров на деньги, переход  товарной массы в сферу потребления, форми­рование доходов. К этим показателям  относятся: 

1) общий объем  товарооборота. Он характеризует  объем прода­жи товаров в стоимостном  выражении за определенный период  вре­мени. В соответствии с этим  выделяют общий объем розничного  това­рооборота и общий объем  оптового товарооборота; 

2) состав товарооборота.  Этот показатель характеризует  соотно­шение отдельных видов  и форм товарооборота в общем  его объеме. Например, в составе  общего объема розничного товарооборота  рассмат­ривают объем продажи  товаров населению и объем  мелкооптовой про­дажи, продажу  товаров за наличный и безналичный  расчет и т.п. В со­ставе  товарооборота изучают реализацию  товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и  по другим наиболее характерным  признакам, отражающим специфику  работы фирмы; 

3) товарная структура  товарооборота. Это качественный  показа­тель товарооборота, который  характеризует соотношение отдельных  товаров и товарных групп в  общем объеме товарооборота, выраженное  в процентах. Структуру товарооборота  изучают в целом по предприя­тию, филиалам, отделам, секциям, временным  периодам. Структура товарооборота  позволяет охарактеризовать процесс  удовлетворения покупательского  спроса, установить тенденции его  изменения, отражает распределение  затрат покупателей на приобретение  различных товаров. 

На объем и структуру  товарооборота оказывают влияние  различ­ные факторы, но прежде всего  экономические, воздействующие на ве­личину  спроса. 

Цены на товары растут с разной скоростью, поэтому очень  важно проанализировать воздействие  различных показателей инфляции на многообразные типы товаров, которые  продает предприятие. Например, высокий  уровень инфляции на товары, цена на которые является определя­ющим  фактором, может привести к резкому  сокращению объема продаж. 

Процентная ставка по ссудам играет важную роль для торговых пред­приятий. Во-первых, ее изменение  значительно влияет на стоимость  ссуд для торговли. Во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может  оказать тормозящее воздействие  на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного  пользования. 

Тенденции развития экономики, в первую очередь региональ­ной, — стабилизация, рост или спад —  будут иметь определяющее воз­действие на рынок, на котором работает предприятие. 

Развитие конкуренции, особенно в розничной торговле, приво­дит  к тому, что покупатели становятся все более избирательны при выборе магазина. Несмотря на то, что их интересуют, прежде всего, цена и качество товаров, все большее внимание покупатели обращают на уровень и методы торгового  обслуживания, предоставляемые услуги, а также на стиль и дизайн торговых предприятий. 

Политические факторы  тесно переплетены как на общегосудар­ственном, так и на местном уровне. Особенно важны для торговых предприятий  налоги, ограничения в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и  другие проекты местных властей. 

Рассмотрим социально-демографические  факторы. Успех деятель­ности торгового  предприятия определяется тем, насколько  полно оно будет удовлетворять  потребности своих покупателей. Чтобы быстро адаптироваться к рынку, необходимо изучать возрастную структуру  населения и тенденции ее изменения, экономическую деятельность, географическое распределение населения и ряд  других демографиче­ских показателей, которые могут существенно повлиять на товарообо­рот. В целом люди стали  больше потреблять материальных благ, что способствует развитию товарооборота. Поэтому очень важно своевре­менно  определять потребности и запросы  покупателей. 

Особое внимание следует уделять изучению характера  изменения денежных доходов домашних хозяйств, зоны деятельности фирмы  и региона. Обычно при увеличении денежных доходов в среднем на одно домашнее хозяйство происходит повышение потребления не­продовольственных товаров, а при их снижении растут расходы насе­ления на покупку продовольствия. 

Научно-технический  прогресс ведет к возникновению  новых рын­ков (пример тому — рынок  персональных компьютеров). Кроме того, внедрение новых технологий может  полностью изменить способы ра­боты  торговых предприятий, как это произошло  после изобретения штриховых  кодов, наносимых на товары и обрабатываемых электрон­ными кассовыми аппаратами. Технические новинки позволяют  увели­чить пропускную способность  магазина, совершенствовать методы продажи  товаров, повысить производительность труда торговых ра­ботников, что, в  свою очередь, приводит к росту товарооборота. 

Ряд факторов не оказывает  однозначного воздействия на товаро­оборот, но, тем не менее, они могут отразиться на его развитии. К ним можно  отнести природные, климатические, культурные, религиозные и т.п. Прежде всего, следует изучать те факторы, которые наиболее за­метно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных  торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Например, то, что одно предприятие  воспринимает как экономическую  угрозу, другое воспри­нимает как  благоприятную возможность.                                              

На товарооборот влияют и многие другие условия: местораспо­ложение предприятия, интенсивность покупательских потоков, орга­низация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина  ассор­тимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение  новых технологий. 

Общие условия деятельности торговых предприятий, стратегия поведения  на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность  их использования определяют внутренние факторы, влияющие на то­варооборот. 

Таблица 1 

Товарооборот оптовой  базы Луговского райпотребсоюза за отчетный год 

Показатели 

Прошлый год 

Отчетный год 

Индекс 

цен 

Информация о работе Оптовая торговля