Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:19, дипломная работа
В современных условиях актуальной темой является формирование и анализ финансовых результатов как объекта исследования и распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Введение………………………………………………………….….………3
Глава 1. Теоретические аспекты учета и анализа формирования финансовых результатов………….…….…………. ..6
Организация учета формирования финансовых результатов……………...6
Методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия…………………………………………………………..………………….18
Проблемы учета и анализа финансовых результатов и распределения
прибыли……………………………………………………………………………… 29
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ учета финансовых результатов на примере предприятия ООО «Эгида»…………………………………….. 33
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия ………… 33
2.2 Особенности формирования финансовых результатов на ООО «ЭГИДА». 40
2.3 Мероприятия по совершенствованию организации учета финансовых
результатов на ООО «ЭГИДА»…………………………………………………….. 47
Глава 3. Управление формированием финансовыми результатами для оптимизации производственно – хозяйственной деятельности ООО «ЭГИДА». ………………... 57
3.1. Анализ финансовых результатов ………..…………..……………………… 57
3.2. Рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности
ООО «ЭГИДА»…………………………………………………………………….....72
Заключение……………………………………………………………………..83
Список использованных источников………..…
Субъектами анализа выступают заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
К 1-ой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и другие), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и так далее. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
2-ая группа пользователей
финансовой отчетности - это субъекты
анализа, которые хотя
В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансово-экономического анализа.
При анализе
финансовых результатов далее
Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Как цель деятельности коммерческой организации (предприятия) прибыль в условиях рыночной экономики является главным фактором экономического развития коммерческого предприятия. Рост прибыли создает для коммерческого предприятия финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения инвестиционный проблем и проблем социально-экономического характера трудового коллектива. Одновременно за счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом. В связи с этим показатели прибыли стали важнейшими оценочными показателями результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий.
Сущность прибыли проявляется в функциях, которые она выполняет на предприятиях и в организациях, работающих на началах коммерческого (хозяйственного) расчета.
Главные функции прибыли заключаются в следующем:
1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
2. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
3. Прибыль является
одним из важнейших источников
Известны три основных источника получения прибыли на коммерческом предприятии:
1) от реализации (продаж) продукции (работ, услуг);
2) от реализации иного имущества и прочих активов (например, ценных бумаг), включаемых в операционные доходы предприятий;
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль; прибыль от реализации товаров, работ, услуг; прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль.
Балансовая прибыль – прибыль от реализации товаров, работ, услуг, а также доходы от прочей реализации и доходы от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется в коммерческой организации как разница между доходами (выручкой) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акциза) и себестоимостью проданных товаров (работ, услуг).
Формула определения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) имеет следующий вид:
Пр = Вр - Рр ,
где Пр — прибыль от реализации продукции (работ, услуг), руб.;
Вр — выручка от реализации продукции (работ, услуг), в отпускных ценах без налога на добавленную стоимость и других налогов и сборов, руб.;
Рр — расходы на реализацию товаров (работ, услуг), руб.
Реализация основных фондов и прочих активов может быть источником части доходов предприятия, и входят в состав операционных доходов. У предприятия могут образовываться излишние средства труда (основные фонды) в результате профилирования и изменения объема производства и иных причин. Доход от реализации основных фондов определяется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно установленный в зависимости от роста инфляции.
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества (кроме ценных бумаг) предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, произведенной в установленном порядке, увеличенной на индекс инфляции.
В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию и др.
В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставный фонд предприятия его учредителем в порядке, установленном законодательством, а также средств, полученных качестве безвозмездной помощи).
К внереализационным доходам относятся доходы, полученные от внереализационных операций, за минусом внереализационных расходов, т. е. сумма сальдо по этим операциям. Здесь следует изучить полученную прибыль или убыток по каждому виду внереализационных доходов. Что касается получаемых или уплаченных штрафов за нарушение договоров поставки, то следует установить причины их возникновения. Списание в убыток дебиторской задолженности может быть следствием слабой контрольной работы со стороны юридической и бухгалтерской службы [21].
В конце отчетного периода подводится итог финансово-хозяйственной деятельности предприятия в совокупности по всем указанным направлениям получения прибыли. Для этого в бухгалтерском учете используется счет 99 "Прибыли и убытки". Итог конечный (сальдо) по этому счету дает финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности.
Прибыль в общем виде представляет собой превышение доходов от реализации продукции (товаров, услуг) над расходами на производство и реализацию этой продукции (товаров, услуг). Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации. Получение прибыли является результатом деятельности по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основе привлечения капитала, труда и основных фондов.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от - внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Правила исчисления налога на прибыль с 1 января 2002 года установлены главой 25 Налогового кодекса РФ.
Остающаяся после уплаты налогов доля прибыли носит название чистой прибыли. Чистая прибыль уменьшается на сумму чрезвычайных расходов (потерь) и уплаченных штрафов.
В современных условиях рыночных отношений объектом распределения прибыли является чистая прибыль.
Общие принципы
распределения прибыли
1. Величина прибыли
предприятия, оставшейся в его
распоряжении после налогов,
2. Прибыль,
оставшаяся в распоряжении
3. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии закрепляется в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается органом управления предприятия [37].
Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике. В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов; операционный анализ.
1. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).
Все виды горизонтального (трендового) анализа прибыли дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого исследования позволяют построить соответствующие факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных показателей прибыли.
2. Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли.
3. Факторный анализ прибыли базируется на определении влияния различных факторов на прибыль от реализации продукции. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются, количественное изменение прибыли при заданном количественном изменении факторных показателей.
Для того чтобы сознательно
и целенаправленно принимать ор
К внешним относятся:
• рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
• хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации).
Под внутренними факторами понимают:
• материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
• организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
• экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
• социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
• изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
• изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
• изменения в структуре реализации продукции;
• изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
• изменение цен на 1 руб. продукции.
Основными факторами, влияющими на прибыль, являются: товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы.