Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:22, методичка
Пособие призвано обеспечить единство требований к содержанию и оформлению текстов курсовых, дипломных работ и других форм рукописей.
Предназначено для студентов всех экономических и юридиче-ских специальностей и форм обучения филиала БГУЭП
Методическое пособие знакомит с требованиями, предъявляемыми к оформлению всех видов письменных работ и их структуре.
Настоящие рекомендации разработаны на основе действующих нормативных актов, приказов и инструктивных писем, а также других документов, регламентирующих издательскую деятельность.
Кроме этого, при подготовке данных указаний был использован информационный бюллетень учебно-методического управления № 15 (издательство БГУЭП).
Подготовка специалистов в высших учебных заведениях осуществляется по основным образовательным программам, которые разрабатываются в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. В целях углубленного изучения ряда тем, разделов и формирования у студентов практических навыков, в учебных планах специальностей по отдельным дисциплинам предусматривается выполнение следующих видов письменных работ:
1. Реферат – письменная работа, предполагающая углубленное рассмотрение отдельного вопроса. Объем реферата не должен превышать 15–20 страниц.
2. Доклад – письменная работа, представляющая собой сообщение, касающееся основных аспектов изученного вопроса. Объем доклада составляет от 5 до 10 страниц.
3. Курсовая работа – это вид учебной работы, выполняемой студентом по дисциплине согласно выбранной теме в соответствии с поставленной целью и задачами исследования. Объем курсовой работы может составлять 35–50 страниц.
К письменным работам также относится выпускная квалификационная работа. Для выпускников высших учебных заведений она выполняется в форме дипломной работы в соответствии с тематикой, рекомендуемой выпускающей кафедрой.
Дипломная работа представляет собой законченную разработ-ку, в которой должны найти отражение теоретические и практические аспекты изучаемой темы. Рекомендуемый объем дипломной работы от 80 до 120 страниц.
Основные разделы работы: введение, главы, заключение, список использованной литературы, возможные приложения – должны располагаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными (заглавными) буквами.
Заголовки структурных элементов текста следует располагать по центру строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Параграфы внутри глав выделяются не новыми страницами, а номерным знаком и заголовком, размещаемым на строчке симметрично. Если название главы или параграфа занимает более одной строки, то начинайте писать его с абзаца. Каждый следующий параграф располагается вслед за предыдущим и отделяется от него только пропуском в одну строку и заголовком (названием).
Размещение таблиц и рисунков
Если используются таблицы и схемы, то они не должны выходить за границы основного текста.
В параметре «высота и ширина ячейки» не должно быть отрицательных значений. Используется шрифт основного текста, размер шрифта на два–три пункта меньше, чем у основного текста (11–12 пт.) Рисованные объекты обязательно группируются.
Таблицы, приводимые в тексте, нумеруются в пределах каждой главы (параграфа): первая цифра означает номер главы (параграфа), вторая – номер таблицы в этой главе (параграфе) (см. приложение 4). Таблицы имеют тематические заголовки, размещаемые на одной строке по центру.
Если в тексте используется только одна таблица, то ее не надо нумеровать и писать слово «Таблица», но обязательно следует озаглавить. В конце тематического заголовка таблицы указывается номер подстрочной ссылки, где описывается источник этой таблицы. На все таблицы в тексте работы должны быть ссылки. Если таблица составлена Вами, то надо указать, на основании каких данных она сделана.
Обычно
таблица (см. рис. 1) состоит из следующих
элементов: порядкового номера и тематического
заголовка, боковика, заголовков вертикальных
граф (головки), горизонтальных и вертикальных
граф.
Таблица …
Название
|
||||
Боковик
(графа для
заголовков)
Рис. 1. Элементы таблицы
Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом. При этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик.
При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.
Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.
Над продолжением таблицы на новой странице принято ставить заголовок, например: Продолжение табл. 2.5 (если таблица на этой странице не кончается) или Окончание табл. 2.5 (если таблица здесь завершается) (см. приложение 5).
При отсутствии отдельных данных, в таблице следует ставить прочерк (тире). В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
Графа
Номер по порядку допустима только в
случаях, когда понадобится ссылка на
строки таблицы. Обозначается графа так:
№ п/п.
В конце заголовка графы точка не ставится. Элементы одного заголовка разделяются запятыми. После старшего заголовка, которому подчинены заголовки низшей ступени, грамматически зависимые от него, ставится двоеточие. Заголовки первой или единственной ступени пишутся с прописной буквы. Заголовки подчиненных ступеней пишутся со строчной буквы, если они не начинаются с имени собственного и грамматически подчиняются старшему заголовку, и с прописной, если грамматически самостоятельны.
Заголовок В том числе, как грамматически не подчиненный старшему заголовку, следует писать с прописной буквы, а заголовки после В том числе – со строчной. При соответствующей соподчиненности заголовок В том числе не обязателен, например:
При повторении подряд двух-, трех- и многострочного заголовка боковика первый повторяющийся заголовок рекомендуется заменять словосочетанием То же, а последующие – кавычками, например:
Единицы физических величин пишутся в
виде стандартного обозначения, как правило,
без предлога в и отделяются от заголовка
запятой.
Если
у одного из чисел графы или
строки другая единица величины, чем у
всех остальных, то эту единицу как исключение
оставляют у числа в прографке. Это позволяет
не вводить лишнюю почти пустую графу,
например:
До
обработки:
Анализ
работы по выездным налоговым проверкам
Ед. изм. | 2004 год | 2005 год | |
Среднесписочная
численность работников отдела
выездных налоговых проверок |
чел. | 22 | 20 |
Сумма
начисленных платежей по результатам
выездных налоговых проверок |
тыс. руб. | 107 | 181 |
Доначислено
платежей в расчете на одного
инспектора |
тыс. руб. | 4 878 | 9 088 |
После
обработки:
Анализ
работы по выездным налоговым проверкам,
тыс. руб.
2004
год |
2005
год | |
Среднесписочная численность работников отдела выездных налоговых проверок, чел. | 22 | 20 |
Сумма начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок | 107 | 181 |
Доначислено платежей в расчете на одного инспектора | 4 878 | 9 088 |
Если часть ячеек в таблице остаются незаполненными, то в них необходимо поставить прочерки. Текстовая информация в таблице выравнивается в ячейке по левому краю, а цифровые значения – по центру верхнего края ячейки:
Затраты по предприятию вместе с внутризаводским оборотом | Затраты по предприятию за вычетом внутризаводского оборота | 148,4 | З–12 |
Рисунки, представленные в работе, должны быть пронумерованы и озаглавлены, только делают это под графическим изображением.
Данная нумерация включает номер главы и порядковый номер иллюстрации в этой главе, например:
Между
номером и тематической частью подписи
ставят точку, например:
Рис. 1.18.
Анализ динамики расходов по видам
После
тематической части, если далее следует
экспликация, ставят двоеточие; между
элементами экспликации – точку
с запятой; после условного обозначения
каждого изображения – тире, например:
Рис. 3.74. Анализ структуры расходов по направлениям:
1
– бюджет; 2 – ФСС; 3 – ПФ РФ; 4 – организации
Слово Рис. и номер для большей значимости, т. к. они служат поисковыми знаками, выделяют курсивом. По техническим правилам набора слово Рис. должно быть отделено пробелом от номера, а номер – от текста (см. приложение 6). Если в тексте представлен только один рисунок, то его не надо нумеровать и писать слово Рис., но озаглавить нужно.
На все иллюстрации обязательно должны быть ссылки в тексте. Ссылки или входят в текст как его составная часть, или помещаются в скобки, например:
1)
Рассмотрим динамику статей
2)
Если иллюстрация
Рис. 2.2. Динамика статей пассива баланса
Использование формул
Формулы набираются в Microsoft Equation; шрифт – Times New Roman Cyr; размер: обычный – 14 пт., крупный индекс – 10 пт., мелкий индекс – 9 пт. Буквенные обозначения и греческие символы пишут курсивом.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку и нумеровать в пределах глав. Пояснения символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под ней.
Латинские обозначения, кроме устойчивых форм, наименований типа max, min, cos, sin, tg, log, exp, det и т. д, набираются курсивом. Русские обозначения и цифры всегда набираются прямым шрифтом.
В качестве символов необходимо использовать буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, следует применять индексы. Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавитов, арабские и римские цифры, штрихи. Располагать индексы следует справа от символа вверху или внизу, например: Dв, da. Однако верхние индексы рекомендуется использовать крайне редко, так как это место расположения показателя степени.
Не допускается применение одновременно и верхнего, и нижнего индексов.
При использовании символов и индексов необходимо соблюдать следующие требования:
1. Одна и та же величина в одной работе должна быть обозначена одинаково.
2. Символы и индексы физических величин и их единиц измерения должны соответствовать общеустановленным стандартам, например: длина L – м; площадь S – кв. м и т. д.
3.
Буквенные индексы должны
Ка.л – коэффициент абсолютной
ликвидности.
4. Индекс (ноль) необходимо использовать только в случаях, указывающих на начальные или исходные показатели.
Экспликация – это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликацию оформляют следующим образом:
1) ее размещаться только после формулы, от которой отделяют запятой, и начинают со слова где;