Оценка нематериальных активов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов.
В последнее время в структуре имущества хозяйствующих субъектов возрастает доля нематериальных активов, являющихся новым объектом отечественного бухгалтерского учета.
Правила учета нематериальных активов являются одними из самых сложных и неоднозначно решаемых вопросов в казахстанской и западной учетной практике, что обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

КР Оценка НМА предприятия.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Министерство науки  и образования Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По методологии

На тему: «Оценка нематериальных активов предприятия»

 

 

 

Научный руководитель

 

_______________

 

 

 

Выполнила

Студентка группы

_______________

 

 

 

 

 

 

Астана, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях экономической  реформы повышается роль учета и  контроля за рациональным использованием всех ресурсов.

В последнее время  в структуре имущества хозяйствующих  субъектов возрастает доля нематериальных активов, являющихся новым объектом отечественного бухгалтерского учета.

Правила учета нематериальных активов являются одними из самых  сложных и неоднозначно решаемых вопросов в казахстанской и западной учетной практике, что обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

В связи с переводом бухгалтерского учёта на международные стандарты, в Казахстане проводится реформа системы учёта. Такая реформа, предполагающая деление бухгалтерского учёта на финансовый и управленческий учёт, принята в практике организации учёта в странах с развитыми рыночными отношениями и себя оправдала.

Целью данной работы является исследование вопросов осуществления бухгалтерского учёта нематериальных активов, их классификации и оценки, разработка предложении по совершенствованию организации учёта и рекомендации по повышению эффективности использования нематериальных активов действующей организации.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы были определены задачи, подлежащие разработке:

- рассмотреть методологию и организацию учета нематериальных активов;

- изучить особенности оценки поступающих объектов нематериальных активов, ее законодательную основу;

  • изучить вопросы отражения движения нематериальных активов в соответствии с действующим законодательством;
  • проработать вопросы документального оформления движения нематериальных активов, уделить внимание бухгалтерской отчетности предприятия, связанной с учетом нематериальных активов;

- рассмотреть особенности организации синтетического и аналитического учета объектов нематериальных активов;

- на основе изучения методологии отражения нематериальных активов в учете хозяйствующего субъекта рассмотреть практическое отражение данных операций по конкретному предприятию;

- проанализировать структуру нематериальных активов на предприятии,

- по материалам анализа состояния учета и системы внутреннего контроля на предприятии и выявленных при этом недостатков внести обоснованные предложения и рекомендации по отражению в бухгалтерском учете нематериальных активов предприятия.

Объектом исследования курсовой работы является филиал № 62 РГП «Енбек-Астана» Комитета УИС МЮ РК.

Предмет исследования - учет и аудит нематериальных активов филиала № 62 РГП «Енбек-Астана» Комитета УИС МЮ РК.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

1 ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ СОГЛАСНО МСФО  38

1.1 Понятие нематериальных активов и их характеристика

 

Нематериальные активы - intangible assets (от латинского tangere - касаться, осязать) - это неденежные активы, не имеющие физической сущности, предназначенные для использования в течение длительного периода времени (более одного года) в производстве или реализации товаров (работ, услуг) в административных целях и сдаче в аренду другим субъектам, которые: можно определить; контролируются субъектом; от использования которых субъект ожидает получить экономические выгоды в будущем[1, с. 4].

По нашему мнению, нематериальные активы – это активы, не имеющие  физической натуральной формы, но наделенные «неосязаемой ценностью» и в силу этого приносящие субъекту дополнительный доход в течение длительного времени или постоянно. Их  можно определить в случае сдачи в аренду, продажи, обмена и отнести непосредственно к данному активу ожидаемые будущие экономические выгоды от его использования. И субъект контролирует нематериальный актив, если у него есть право на экономические выгоды, ожидаемые к получению от его использования.

Ожидаемые экономические  выгоды, непосредственно связанные  с данным нематериальным активом, будут  получены в случае, если определена роль нематериального актива в увеличении будущих экономических выгод, есть способность и намерение субъекта использовать данный актив, существуют адекватные технические, финансовые и другие ресурсы, позволяющие субъекту получить ожидаемые будущие экономические выгоды

Нематериальные активы не имеют физической сущности (они  неосязаемы) и могут быть включены в состав как материальных, так  и нематериальных активов. Их можно классифицировать по видам, назначению и принадлежности (Приложение А).

К нематериальным активам относят:

  • приобретенные со стороны товарные знаки, знаки обслуживания; фирменные наименования;
  • гудвилл - «цену фирмы» - условная стоимость престижа фирмы, ее деловых связей, устойчивости клиентуры, престижа торговой марки, репутация в финансовом мире. Разность между ценой предприятия и ценой реального основного капитала;
  • «ноу хау» - «знаю как»;
  • патенты и промышленные образцы, лицензионные соглашения, интеллектуальная собственность, права на пользование природными ресурсами, компьютерное программное обеспечение, авторские права, права на использование производственной информацией, затраты на опытно-конструкторские работы, удовлетворяющие критериям признания нематериальных активов;
  • расходы на заключение контрактов и поиск необходимой информации и другие.

Нематериальные активы, можно разделить на четыре группы.

1) Нематериальные активы, связанные с производством. В эту группу входят «ноу-хау», права на использование производственной информации, программное обеспечение ЭВМ и базы данных, технологии интегральных микросхем, использование определенной формулы, технологии или внешнего вида продукции, промышленные образцы, сервитуты и др.

2) Нематериальные активы, связанные с коммерческой деятельностью. В эту группу входят товарные знаки, места происхождения товаров и др.

Товарный знак, знак обслуживания - это обозначение, зарегистрированное в соответствии с законодательством  или охраняемое без регистрации  в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других лиц. Право на товарный знак охраняется Законом, если он зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Наименование места  происхождения товара - это наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами одновременно.

Наименованием места  происхождения товара может являться историческое название географического  объекта. Оно регистрируется в установленном  порядке. Использованием его считается применение на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.

Товарный знак и наименование места происхождения товара являются действенным инструментом конкуренции. При этом, если наименование места происхождения всегда гарантирует особые элитарные, иногда уникальные свойства товара, то товарному знаку для выполнения этой роли необходимо максимально долгое время сохранять к маркируемому им товару интерес, благодаря постоянному повышению качества товара.

Правовые, экономические  и организационные отношения, возникающие  в связи с охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения  товаров, регулируются Законом Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

3) Нематериальные активы, связанные с правами пользования. В эту группу входят права на изобретения, права на использование лицензии и др.

Патент является полученным правом, позволяющим его держателю использовать, производить, продавать и контролировать охваченный данным патентом предмет, процесс или род деятельности и одновременно запрещающий осуществлять те же действия другим лицам. Действие патента распространяется на территории того государства, где он выдан. Срок действия патента устанавливается национальным законодательством (как правило, 15-20 лет). Кроме того, под патентом понимается документ, свидетельствующий о праве занятия каким-либо промыслом, торговлей, скупкой товара и т.п. Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобретения. Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешения (лицензии) другим лицам на использование запатентованного изобретения.

Промышленные образцы - патенты, в соответствии с действующим законодательством, выдаются на подтверждение исключительного права на использование промышленных образцов. К промышленному образцу относятся художественные и художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид изделия. Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки) или комбинированными Промышленный образец признается новым, если совокупность общих признаков не известна в Республике Казахстан или за рубежом до даты его приоритета. Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть воспроизведен промышленным способом в соответствующем изделии для введения в хозяйственный оборот. Автором промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого он создан. Если промышленный образец создан совместным творческим трудом нескольких граждан, все они признаются соавторами промышленного образца.

По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) передает право на использование промышленного образца другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Правовые, экономические и организационные вопросы в отношении промышленных образцов регулируются законодательством Республики Казахстан.

Лицензии (от латинского - свобода, право) - разрешения, выдаваемые компетентными государственными органами на осуществление каких-либо операций.

4) Прочие виды нематериальных активов. В эту группу входят «Цена фирмы» («гудвилл»), интеллектуальная собственность и др.

Одним из объектов бухгалтерского учета являются нематериальные активы, в составе которых особое место занимает «деловая репутация» компании. Для ее обозначения часто используют термин «goodwill» – «гудвилл».

Гудвилл классифицируется на приобретенный (purchased goodwill) и консолидационный (consolidated goodwill). Первоначально в учетной практике появился приобретенный гудвилл. Данный вид нематериальных активов возникает только при покупке целых действующих предприятий или их структурных подразделений. Обычно такие предприятия (подразделения) продаются не по их балансовой стоимости, а по цене, определенной на аукционе, конкурсе (то есть по рыночной стоимости), исходя из доходности предприятия, его престижа на рынке и других факторов».

С точки зрения бухгалтерского учета гудвилл представляет собой возникающую при покупке  компании разницу между ценой, выплачиваемой  за приобретаемую компанию, и оценочной стоимостью ее чистых (за вычетом обязательств) активов, выделяемых в самостоятельные учетные единицы. Гудвилл образуется в результате того, что рассматриваемая компания в силу каких-либо причин способна извлечь в течение нескольких учетных периодов прибыль большую, чем прибыль, обычно приносимая находящимися в ее распоряжении активами в нормальных условиях ведения коммерческой деятельности.

Причины возникновения  гудвилла могут быть самыми разнообразными.

Наиболее  характерные из них[2, с. 27]:

-эффективная рекламная политика;

- отлаженная  система сбыта;

- наличие  превосходной команды управляющих  или, напротив, слабое руководство  конкурирующих компаний;

- благоприятный  или льготный нормативно-правовой  режим работы компании и (или)  условия налогообложения;

- использование  производственных секретов, не доступных  конкурентам;

- наличие  прогрессивной организации труда  и системы мотивации персонала;

- проведение  уникальной программы профессиональной  подготовки и повышения квалификации  персонала;

- возникновение неблагоприятных условий для деятельности конкурентов;

- открытие  ранее не известных природных  ресурсов;

- высокий  кредитный рейтинг;

- необычайно  высокая репутация среди компаний  данной отрасли относительно  качества поставляемой продукции  и услуг;

- преимущества географического расположения;

- наличие  устойчивых, эффективных и надежных  связей с поставщиками  и т.  д.

Понятие интеллектуальная собственность» охватывает авторские  права, права, относящиеся к деятельности артистов-исполнителей, звукозаписи, радио- и телевизионных передач, изобретательское и патентное право, право на научное открытие, право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменное наименование (фирму) и коммерческие обозначения, защиту от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, литературы и искусства [3, с. 1].

Информация о работе Оценка нематериальных активов предприятия