Общая характеристика доходов бюджета и системы платежей в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика доходов бюджета и системы платежей в бюджет……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономическом развитии………………………………………………5
1.2. Доходы государственного бюджета, их структура………………….8
1.3. Исчисление и взимание налоговых платежей……………………….9
1.4. Характеристика неналоговых доходов бюджета…………………...13
1.5. Характеристика 1-го звена бюджетного механизма……………….14
1.6. Основные задачи системы доходов федерального бюджета………15
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная оконч.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные полшины и сборы. Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость.

Подавляющая часть всех доходов  бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном  и 70% - на местном уровне). Через налоговый  механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.

Доходная часть бюджета  образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного  налога, налога на корпорации, взносов  на социальное страхование, акцизов, налогов  на предметы потребления.

Среди этих поступлений ведущее  место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в  бюджет). При этом личные доходы граждан  облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т. п.), которые  уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной  шкале ставок. Начиная с установленной  суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода делится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США  и Великобритания) до 14 (Франция) При  этом размер минимальной налоговой  ставки составляет от 10 до 25%, максимальной - от 28 до 70%.

Налоги на прибыли компаний составляют важную часть поступлений  в бюджет (до 20%). В большинстве  западных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию  к уменьшению. Налог на прибыль  взимается с облагаемой прибыли  предприятий, которая равняется  валовой выручке от реализации за вычетом производственных и коммерческих издержек (включая заработную плату, проценты по банковскому кредиту, затраты  на рекламу). Вычитаются также расходы, в соответствии с действующим  законодательством полностью или  частично освобождаемые от налогообложения: затраты на НИОКР, взносы в благотворительные  фонды, налоги местным органам власти и т. д. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний обладают высоким коэффициентом  эластичности, то есть зависимости  между поступлениями от них в  бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена  их роль как рычага централизованного  воздействия на экономику.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку) и предприятия (в процентах  к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают  взносы трудящихся. Вместе с тем  затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются  на покупателей.

Существенную фискальную роль играют косвенные налога, которые  включаются в цену товара и целиком  оплачиваются покупателями. Среди них  в США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся  валовая выручка от реализации товаров  и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10%. В западноевропейских странах  и Японии от 14 до 19% составляет налог  на добавленную стоимость (разница  между валовой выручкой и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и  услуги, полученные от поставщиков).

Отличительная особенность  косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан. 
В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений и б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не дают существенного фискального вклада.

 

    1. Характеристика неналоговых доходов бюджета

Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ. Большинство неналоговых доходов  не имеют постоянного фискального  характера, твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые  доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Неналоговые доходы, как  и налоговые, устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц. Неналоговые  доходы могут иметь форму как  обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах  указывается также на возможность  принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для  неналоговых доходов характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем  по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах  по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Неналоговые доходы составляют:

  • доходы от использования государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;
  • штрафы, компенсации;
  • доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

К доходам от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, относятся:

  • арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

 

    1. Характеристика 1-го звена бюджетного механизма

Бюджетный механизм – это  составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений. Так, элементами звена мобилизации денежных средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и др.); звена предоставления бюджетных средств - конкретные виды бюджетных расходов [на содержание аппарата управления, на федеральные (региональные, муниципальные) целевые программы, на погашение государственного (муниципального) долга и т.д.]; звена межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.).

 

    1. Основные задачи системы доходов федерального бюджета

Основные задачи системы доходов федерального бюджета направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

Налоговая политика является одной из важнейших мер государственного регулирования как в экономической, так и в социальной сфере. Налоговая  политика предполагает наличие четкой поставленных целей, системы мер  по достижению этих целей. Как справедливо  отмечает М.В. Беспалов, «налоговая политика государства должна способствовать обеспечению такого развития национальной экономики, предпринимательства, финансовой системы и финансовых отношений  и процессов в стране и регионах, при котором будут сформированы необходимые экономические условия  и ресурсы для социально-экономической  стабильности и развития общества в  целом и конкретных регионов, сохранения целостности и единства финансово-экономической  системы государства (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы) с учетом влияния внешних факторов».

Среди приоритетных целей  налоговой политики можно выделить как минимум две важнейших. С  одной стороны, налоговая политика направлена на выполнение плана по формированию доходов федерального, региональных и местных бюджетов (фискальная цель). С другой стороны, налоговая система должна способствовать экономическому развитию страны (стимулирующая  цель).

Достижение этих целей  требует максимально взвешенного  подхода к определению уровня налоговой нагрузки, выбору конкретных инструментов налогового регулирования  и внесению изменений в налоговое  законодательство. При разработке и  реализации налоговой политики крайне важно сохранять преемственность, избегать резкой смены приоритетов. Важнейшим требованием налогоплательщиков к российскому налоговому законодательству является его стабильность в течение  продолжительного периода времени. Только в этих условиях хозяйствующий  субъект имеет возможность прогнозировать доходы и расходы на перспективу, с учетом этого инвестировать  прибыль в развитие производства и социальной инфраструктуры.

Две ключевые цели налоговой  политики - фискальная и стимулирующая - во многом противоречат друг другу. Стимулирование экономики осуществляется преимущественно  за счет снижение налоговой нагрузки и предоставления налоговых льгот, что часто приводит к сокращению доходов бюджета или их недополучению (выпадению). Напротив, повышение налогов  позволяет увеличить доходы бюджетов, но приводит к дестимулированию экономической  активности. Необходимо отметить, что  в ряде случаев можно добиться увеличения поступлений налогов  в бюджет при одновременном сокращении налоговой нагрузки. Достижение подобного  оптимального компромисса можно  считать наиболее успешным результатом  реализации налоговой политики. Чаще законодатель все-таки находится перед  выбором «снижение налогов - стимулирование экономики» или «повышение налогов для покрытия бюджетного дефицита».

Что касается Российской Федерации, то бюджетная и налоговая политика государства в 2011-2013 годах направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной и  налоговой политики в 2011-2013 годах  являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

3) создание эффективной  налоговой системы, обеспечивающей  бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе;

4) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы;

5) повышение качества  человеческого капитала;

6) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

7) реализация Программы  по повышению эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года.

Бюджетная политика государства должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

Решения, принимаемые в  области законодательства о налогах  и сборах, с одной стороны, должны быть направлены на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и одновременно – создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков.

Основными задачами реализации налоговой политики в среднесрочной  перспективе помимо обеспечения  уровня доходов бюджетной системы, необходимого для достижения планируемой  величины бюджетного дефицита, являются: создание стимулов для реализации инноваций во всех секторах экономики, общее повышение эффективности налоговой системы (обеспечение налоговых поступлений при снижении административных и прочих издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах) и сокращение возможностей для уклонения от налогообложения.

Информация о работе Общая характеристика доходов бюджета и системы платежей в бюджет