Общая характеристика доходов бюджета и системы платежей в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика доходов бюджета и системы платежей в бюджет……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономическом развитии………………………………………………5
1.2. Доходы государственного бюджета, их структура………………….8
1.3. Исчисление и взимание налоговых платежей……………………….9
1.4. Характеристика неналоговых доходов бюджета…………………...13
1.5. Характеристика 1-го звена бюджетного механизма……………….14
1.6. Основные задачи системы доходов федерального бюджета………15
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная оконч.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика доходов бюджета и системы  платежей в бюджет……………………………………………………………………………..5

    1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономическом развитии………………………………………………5
    2. Доходы государственного бюджета, их структура………………….8
    3. Исчисление и взимание налоговых платежей……………………….9
    4. Характеристика неналоговых доходов бюджета…………………...13
    5. Характеристика 1-го звена бюджетного механизма……………….14
    6. Основные задачи системы доходов федерального бюджета………15

Заключение…………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в  воспроизводственном процессе. Используя  средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении  национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли  с низкой рентабельностью. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве  рабочей силы.

Доходы бюджетов, как установлено  в Бюджетном кодексе РФ, – это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые  и неналоговые доходы, а также  безвозмездные перечисления. Обособленно  в составе доходов бюджетов учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

Структура бюджетных доходов  непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры  бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами.

Целью данной контрольной  работы является раскрытие как можно  более полной информации по доходам  бюджета и системы платежей в  бюджет. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: раскрыть сущность бюджета и его роль в  социально-экономическом развитии, рассмотреть структуру системы  доходов государственного бюджета  и определить основные ее задачи.

В ходе исследования были использованы труды российских ведущих специалистов в области финансов: Астапова К.Л., Беспалова М.В., Селезнева А., Романовского М.В.

Кроме того, автор руководствовался следующими нормативными документами: Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика доходов бюджета и системы платежей в бюджет

 

    1. Cущность государственного бюджета, его роль в социально-экономическом развитии

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории.

Сущность государственного бюджета  как экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную  функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в  руках государства и их использование  с целью удовлетворения общегосударственных  потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают в  распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств, эффективно ли они  используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории  накладывают отпечаток и на выполняемые  им функции. Содержание функций, сфера  и объект их действия характеризуются  определительной спецификой.

Так, содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности  перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального  богатства.

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно - через  формирование и использование фонда  денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие  в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два  этапа. 
В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор  макроэкономики. Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и  расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении  экономического роста и занятости  работников.

Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительства  могут регулировать объем совокупного  спроса (величину потребительских и  инвестиционных расходов). В связи  с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру

Эти два вида государственных  мер не могут дать надлежащего  эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии  и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.

 

    1. Доходы государственного бюджета, их структура

Государственные доходы —  это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его  распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы.

Согласно ст. 49 БК РФ в  доходы федерального бюджета зачисляются  собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых  доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью  поступают собственные неналоговые  доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут  поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные  перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года.

Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением  доходов, передаваемых в порядке  регулирования местным бюджетам.

Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов  за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.

Таким образом, доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

  • налогов
  • неналоговых доходов
  • доходов целевых бюджетных фондов

 

    1. Исчисление и взимание налоговых платежей

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы.

Налоговые доходы делятся  на две группы: прямые и косвенные  налоги.

Косвенные налоги — основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

К косвенным налогам, составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; таможенные пошлины и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы — это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых — высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина — от 12-15 до 35%. Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Информация о работе Общая характеристика доходов бюджета и системы платежей в бюджет