Облигации как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Посредством эмиссии и размещения облигаций на фондовом рынке решается целый комплекс задач: получение рыночной стоимости долга, привлечение финансовых ресурсов, повышение престижа компании. В настоящее время рынок корпоративных облигаций стремительно развивается среди сегментов российского финансового рынка, что увеличивает интерес к исследованию составляющих его процессов.

Содержание

Введение 3
1 Понятие корпоративных облигаций 5
2 Современные тенденции развития современного рынка
корпоративных облигаций в России 7
2.1 Первичный рынок 7
2.2 Вторичный рынок 13
3 Ключевые проблемы российского рынка облигаций 20
4 Перспективы развития российского рынка облигаций 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

Корпоративные облигации как инструмент фин инвестирования в РФ ИМИТ 10.2012 (1).doc

— 674.50 Кб (Скачать)

При этом у кредитных  организаций при инвестировании в корпоративные облигации существуют определенные проблемы.  В соответствии с действующим законодательством, кредитные организации обязаны по своим вложениям в ценные бумаги создавать (корректировать) на конец каждого месяца резерв под обесценение ценных бумаг. Данный резерв создается для каждой ценной бумаги по результатам ее переоценки по рыночной стоимости. Резерв создается на величину уменьшения рыночной стоимости бумаги относительно ее балансовой стоимости, но не более 50% балансовой стоимости. В соответствии с Постановлением правительства РФ суммы отчислений в резерв относятся в состав расходов, включаемых в себестоимость в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Особенность состоит в том, что если резерв должен создаваться по всем бумагам, то расходы, которые связаны с формированием резерва и которые принимаются в затраты для целей уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, принимаются только по тем ценным бумагам, которые удовлетворяют критериям, перечисленным в Письме ЦБР, а именно:

  • получившим доступ к обращению через организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющего лицензию ФКЦБ;
  • оборот которых за отчетный месяц через организатора торговли был не менее суммы, эквивалентной 20 тыс евро;
  • информация о рыночной цене которых общедоступна.

Кроме того, резерв по ценным бумагам, которые не удовлетворяют  перечисленным критериям, создается  в размере 50% их балансовой стоимости, а не на величину разницы балансовой и рыночной стоимости, как это было упомянуто выше.

Таким образом, перспектива  создания резерва в размере 50% балансовой стоимости ценной бумаги, который  в свою очередь не уменьшит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, может снизить  заинтересованность кредитной организации в приобретении таких ценных бумаг (а это все ценные бумаги, не внесенные в котировальные листы биржи 1-го уровня).

В качестве потенциальных  инвесторов остаются институциональные  инвесторы и население. При макроэкономической стабильности и росте информационной открытости реально рассчитывать на привлечение средств широких слоев населения, финансовые возможности которого по вложению в отечественные ценные бумаги оцениваются экспертами не менее чем в 10–15 млрд долл., но такие условия пока не обеспечены.

Актуальной проблемой  для отечественного рынка корпоративных  облигаций является отсутствие в  России налоговых стимулов активного  участия на фондовом рынке. За рубежом существуют определенные налоговые льготы инвесторам, осуществляющим вложения средств в ценные бумаги коммерческих организаций. В частности, введение значимого необлагаемого минимума прибыли от роста курсовой стоимости ценных бумаг (Германия, Канада, Франция); представление налогового кредита в объеме приобретения ценных бумаг (Испания); исключение из объектов налогообложения инвестиций в венчурные компании (Великобритания).

Одной из заметных проблем  развивающегося рынка корпоративных  облигаций является отсутствие общих  ориентиров доходности. Большинство  облигаций не являются «прямыми» инструментами, а содержат опционные характеристики. Они обусловлены наличием оферты либо возможностью досрочного погашения. В данных случаях облигация состоит из прямой облигации и права инвестора досрочно предъявить данную облигацию к погашению либо к выкупу эмитенту/оференту по заранее оговоренной цене (либо заранее оговоренной доходности). Реализация подобного права целесообразна при ухудшении финансового состояния данного эмитента, а также при общем повышении процентных ставок на рынке. 

Актуальной  проблемой российского рынка  корпоративных облигаций является проблема ликвидности.

Сегодня рынок российских корпоративных облигаций - прежде всего  рынок первичного размещения. Это  и понятно: банки, выкупающие облигационные  займы, в большинстве своем не заинтересованы в развитии вторичного рынка.

Объемы операций по первичному размещению значительно превосходят  объемы вторичных торгов. Это приближает владельца облигации по уровню ликвидности  активов к рядовому кредитору.

Несмотря на постепенное движение в сторону развития вторичного рынка, ликвидность облигаций остается достаточно низкой и уступает, в частности ликвидности вексельного рынка и рынка акций. Это делает облигации малоприемлемым объектом инвестирования для целого ряда институциональных инвесторов.

Развитый вторичный  рынок - необходимое условие для  успешной реализации новых облигационных  займов. Он стимулирует приток многочисленных институциональных инвесторов, располагающих  «короткими» и «средними» по срокам пассивами. В свою очередь, неликвидность инструмента «отсекает» круг потенциальных инвесторов, что непременно ведет к уплате эмитентом дополнительной «премии за ликвидность» ценных бумаг, оседающих на длительный срок в портфелях андеррайтеров. Наконец, ликвидный вторичный рынок позволяет привлекать новые ресурсы на более выгодных условиях.

Таким образом, на российском рынке корпоративных облигаций  существуют как фундаментальные, так  и технические проблемы, решение  которых во многом зависит от участников рынка и регулирующих органов. Так, в формирующейся структуре собственности в России преобладают крупные контрольные пакеты акций, этот рынок носит оптовый характер. К сожалению, акции реально не стали источником привлечения средств на предприятия, выпуск этих ценных бумаг используется скорее для решения политических задач. Крупные акционеры предприятий не заинтересованы в размывании капитала. В результате на российском финансовом рынке должно преобладать долговое финансирование.

4 Перспективы развития российского рынка облигаций

Тенденции развития российского рынка корпоративных облигаций в целом соответствуют ключевому направлению развития финансового инжиниринга - переходу от применения его методов для повышения инвестиционной привлекательности продуктов к усилению его значения для управления рисками.

С учетом динамики развития этого сегмента финансового рынка, можно прогнозировать дальнейший рост количества размещаемых выпусков, с сопутствующим ростом емкости рынка, темпы которого, вероятнее всего, несколько снизятся.

При формировании объема выпуска будет сохраняться тенденция к стандартизации, заключающаяся в установлении объемов кратных 500 млн. руб. с преобладанием выпусков объемом 500 и 1 000 млн. руб. При этом доля выпусков объемом более 1 000 млн. руб. в ближайшие 3 года не будет превышать 30% общего количества выпусков. Вероятно, сохранение доли крупных выпусков на уровне 50-60% с вероятным небольшим повышением доли в секторе эмиссий нефинансовых компаний. Ограничение налога на операции с ценными бумагами, а также активизация выпуска облигаций крупнейшими эмитентами может способствовать дальнейшему укрупнению объемов выпусков.

В области сроков заимствования наиболее вероятно параллельное действие двух основных тенденций: сохранение роли среднесрочных заимствований и усиление роли долгосрочных выпусков. Для первых вероятно включение в структуру опциона, позволяющего инвестору требовать досрочного погашения в случае существенного изменения положения заемщика (с превалированием факторов нефинансового характера: изменения в составе Совета директоров, изменение структуры собственности и т.д.), а также сохранение выкупа с возможностью дальнейшего обращения, в более длительной перспективе для крупных среднесрочных выпусков вероятен отказ от такого способа модификации параметра. Для долгосрочных облигаций перспективным представляется использование опционов на выкуп и досрочное погашение, а также использование амортизации суммы основного долга.

В краткосрочной перспективе  возможно повышение доли краткосрочных  выпусков, связанное с относительным удешевлением привлечения средств за счет резкого снижения налога на операции с ценными бумагами, особенно значимого для крупных выпусков.

Устойчивая тенденция  к упрощению структуры среднесрочных  заимствований (облигаций со сроком обращения 2-3 года) позволяет прогнозировать дальнейшее расширение числа эмитентов, а также увеличение доли предприятий, не относящихся к телекоммуникационной, энергетической и добывающим отраслям, например, предприятий легкой и химической промышленности. Дополнительным стимулом расширения числа эмитентов станет снижение налога на операции с ценными бумагами.

Возможен выход на рынок представителей относительно «новых» для указанного сегмента рынка отраслей - например, строительной, что может повлечь изменения в системе обеспечения облигаций, а также расширить ряд показателей - базисных активов деривативов, используемых при формировании доходности (например, выпуск облигаций, доходность которых зависит от средней стоимости метра жилплощади и т.д.).

В области формирования доходности вероятны также две основные тенденции, связанные с ранее указанными изменениями: упрощение структуры среднесрочных заимствований, подразумевающее применение фиксированных ставок и ставок, определяемых на аукционе, а также усложнение структуры заимствований для усиления защиты от рисков, связанных с удлинением сроков займа до 5-7 лет, т. е. повышение роли деривативов на различные виды активов. Для последних вероятно использование такой финансовой инновации как применение опционов collar при определении доходности, т.е. введение одновременно как верхней, так и нижней границы доходности (напомним, ранее использовались только опционы floor и cap, ограничивающие нижнюю или верхнюю границы, соответственно).

В связи с высокими темпами развития рынка деривативов, возможна замена оферт самостоятельно обращающимися опционами, а также развитие рынка в направлении выпуска пакетных продуктов на основе облигаций.

Заключение

До кризиса развитие рынка корпоративных облигаций подавлялось наличием мощных альтернатив: для крупных и перспективных заемщиков – рынок еврооблигаций, для массовых – банковское кредитование. Кроме того, отсутствие механизмов рефинансирования под залог корпоративных облигаций не позволяло обеспечивать ликвидность этих бумаг; не были развиты механизмы защиты облигационеров и система национальных кредитных рейтингов, доступная для некрупных компаний. Низкий уровень развития институтов, а также отсутствие истории дефолтов повлекли за собой деформацию структуры рынка в сторону низконадежных инструментов и спекулятивных инвестиций.

Финансовый и макроэкономический кризис стал катарсисом, серьезно потрясшим рынок, но одновременно обусловившим его возрождение и быстрое развитие. Возросли количественные показатели рынка (объем выпусков, оборот и др.), повысилось качество эмитентов, произошли позитивные институциональные изменения.

Основными причинами  такого бурного роста являются следующие:

  • снижение возможности привлекать средства на альтернативных рынках;
  • широкое использование корпоративных облигаций в качестве инструмента залога при рефинансировании банков в Банке России;
  • появление после пика кризиса (со II квартала 2009 г.) на балансах банков избыточной рублевой ликвидности, которая не могла быть немедленно размещена в кредиты конечным заемщикам из-за слишком высоких рисков. Банки предпочли кредитам корпоративные облигации высоконадежных эмитентов;
  • существенное падение цен на корпоративные облигации в результате кризиса, что привело к росту доходности, а после стабилизации ситуации на рынках привлекло спекулятивных инвесторов.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в последнее время российский рынок корпоративных облигаций развивается весьма бурными темпами, становясь постоянным источником инвестиционных ресурсов как для «голубых фишек», так и для компаний среднего бизнеса.

Однако, несмотря на очевидные  успехи, масштабы российского рынка  корпоративных облигаций по сравнению  с рынками развитых стран выглядят весьма скромно: ведущие европейские страны и Япония в 30-50 раз опережают Россию по объему корпоративных облигаций в обращении. В настоящее время российский рынок можно пока сопоставить только с рынками развивающихся стран, таких как Аргентина, Бразилия, Индия, и с рынками стран Восточной Европы, в том числе Чехии и Венгрии.

По своим относительным  параметрам (по сравнению с масштабами экономики) российский рынок корпоративных  облигаций заметно уступает развитым странам: несмотря на значительный прогресс, который наблюдался в последние годы, для достижения уровня европейских стран и США России требуется кратное увеличение масштабов внутреннего долгового рынка.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Fitch: российский рынок корпоративных облигаций демонстрирует признаки восстановления. Режим доступа: [http://bankir.ru/novosti/s/fitch-rossiiskii-rinok-korporativnih-obligacii-demonstriryet-priznaki-vosstanovleniya-3190421/]
  2. Игонина, Л.Л. Особенности становления и развития рынка корпоративных облигаций России / Л.Л.  Игонина, М.В. Исаев // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. - №7. - С.2-7.
  3. Кинякин, А. Российский рынок корпоративных облигаций: основные тенденции 2008 г. Режим доступа: [http://www.investor.ru/article/32157/134/]
  4. Корчагин Ю.А. Рынок корпоративных облигаций РФ. Режим доступа: [http://www.lerc.ru/?part=articles&art=10&page=7]
  5. Краевский, И.С. Бизнес-модели российских инвестиционных компаний во время кризиса / И.С. Краевский // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - № 4. - С. 27-32.
  6. Лагунов, В. Рынок корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций: итоги-2010 и ожидания-2011 / В. Лагунов, А. Морозов // Депозитарум. - 2011. - №2. – С.26-31.
  7. Маковецкий М.Ю. Облигационные займы - источник финансирования корпораций: зарубежный опыт и российские перспективы. Режим доступа: [http://www.cfin.ru/press/management/2010-4/09.shtml]
  8. Миронов В. Облигации спасут российский фондовый рынок // Рынок ценных бумаг. - 2006. - №7. – С.17-22.
  9. Обзор финансового рынка за первое полугодие 2012 года. Режим доступа: [http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_mark_01-2012.pdf]
  10. Пестова, А.А. Рынок корпоративных облигаций: «архимедов рычаг» российской финансовой системы / А.А. Пестова // Банковское дело. – 2010. №4. – С.28-35.
  11. Проблемы и перспективы рынка российских корпоративных облигаций. Режим доступа: [http://raexpert.ru/researches/bonds1]
  12. Рынок корпоративных облигаций. Режим доступа: [http://www.invest-profit.ru/akcii-i-obligacii/obligacii/1369-rynok-korporativnyx-obligacij.html]
  13. Рынок корпоративных облигаций России за первое полугодие 2012 года // РЦБ. – 2012. - №12. – С.14-15.
  14. Савин В. Корпоративные облигации как средство привлечения капитала // Финансист. – 2009. - №7. – С. 33.
  15. Шамина, А. Облигации – альтернатива кредиту? / А. Шамина. Режим доступа: [http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=1985]

Информация о работе Облигации как экономическая категория