Облигации как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Посредством эмиссии и размещения облигаций на фондовом рынке решается целый комплекс задач: получение рыночной стоимости долга, привлечение финансовых ресурсов, повышение престижа компании. В настоящее время рынок корпоративных облигаций стремительно развивается среди сегментов российского финансового рынка, что увеличивает интерес к исследованию составляющих его процессов.

Содержание

Введение 3
1 Понятие корпоративных облигаций 5
2 Современные тенденции развития современного рынка
корпоративных облигаций в России 7
2.1 Первичный рынок 7
2.2 Вторичный рынок 13
3 Ключевые проблемы российского рынка облигаций 20
4 Перспективы развития российского рынка облигаций 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

Корпоративные облигации как инструмент фин инвестирования в РФ ИМИТ 10.2012 (1).doc

— 674.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение            3

1 Понятие  корпоративных облигаций       5

2 Современные  тенденции развития современного  рынка 

корпоративных облигаций в России       7

2.1 Первичный  рынок          7

2.2 Вторичный  рынок          13

3 Ключевые  проблемы российского рынка облигаций    20

4 Перспективы  развития российского рынка облигаций    26

Заключение           29

Список использованных источников и литературы     31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях одним из решающих факторов экономического развития России являются улучшение процесса привлечения инвестиций и создание механизма их эффективного использования. Финансовым инструментом, решающим задачи экономического роста и привлечения инвестиций, могут выступать корпоративные облигации.

Посредством эмиссии и размещения облигаций на фондовом рынке решается целый комплекс задач: получение рыночной стоимости долга, привлечение финансовых ресурсов, повышение престижа компании. В настоящее время рынок корпоративных облигаций стремительно развивается среди сегментов российского финансового рынка, что увеличивает интерес к исследованию составляющих его процессов.

Совокупная стоимость корпоративных облигаций в обращении в развитых странах мира составляет 20-65% от общего объема капитализации фондового рынка, что говорит о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций.

В одних странах рынок  корпоративного долга развит слабее (в частности, в государствах центральной Европы, где экономика финансируется за счет кредитных ресурсов банковской сферы), а в других является основным поставщиком заемных средств в реальный сектор ( в англосаксонских странах и некоторых государствах Восточной Азии).

Лидирующее место в развитии облигационных займов находятся США. По опубликованным данным, крупнейшие корпорации получают с фондового рынка в пределах 85% заемных средств. Совокупная капитализация рынка американских корпоративных долгов (в том числе займы компаний финансового сектора и банков) составило около 3,6 трлн долларов (тогда как капитализация фондового рынка США - свыше 10 трлн долларов). Основными эмитентами корпоративных облигаций выступают и компании, которые активно используют финансовый рычаг. Помимо финансовых компаний и банков, эмитентами выступают компании коммунальной сферы (связь, энергетика), капиталоемкие индустриальные и транспортные производства.

В России на рынок корпоративных облигаций возложены большие надежды, как на перспективный источник инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. До недавнего времени этот рынок развивался крайне вяло и носит депрессивный и узконаправленный характер.

Сегодня появляются все более успешные предпосылки для изменения положения в благоприятную сторону. При условии проведения мероприятий с целью развития рынка корпоративных облигаций в России, станет возможным эффективное использование его инвестиционного потенциала.

Облигация – ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа между ее владельцем (инвестором или кредитором) и лицом, выпустившим ее (эмитентом или заемщиком). Ее главное достоинство заключается в том, что облигация является наиболее эффективным инструментом, позволяющим без перераспределения собственности, аккумулировать средства инвесторов и обеспечить предприятиям открытый доступ на рынок капиталов.

Для российской финансовой системы рынок корпоративных облигаций может оказаться удачным инструментом решения ряда существующих проблем.

1) Трансформация ресурсов  банков по их срокам и рискам. Российская банковская система имеет ограниченные возможности для осуществления долгосрочного кредитования без ущерба ликвидности, поскольку опирается в основном на краткосрочные пассивы. Корпоративные облигации – более ликвидный инструмент, чем кредиты, поэтому банки могут инвестировать в долгосрочные облигации на короткие сроки, а не держать их до погашения. Таким образом, у кредитных организаций появляется возможность трансформировать короткие ресурсы банков в длинные займы корпораций.

2) Повышение уровня  организованных сбережений населения. Рост рынка корпоративных облигаций в сочетании с институтом коллективных инвестиций создает предпосылки для новых инструментов сбережения денежных средств населения.

Устранение дефицита инструментов рефинансирования для поддержки ликвидности банковского сектора. Рефинансирование банков под залог корпоративных ценных бумаг способствует повышению ликвидности кредитных организаций, в то время как беззалоговое кредитование Банком России ограничено возможностями монетарных властей принимать на себя повышенные риски.

3) Обеспечение доходности пенсионных  накоплений и их пополнение за счет доходов, полученных в результате инвестирования в экономику, а не перераспределения средств внутри бюджета. До недавнего времени средства Государственной управляющей компании (ГУК) Пенсионного фонда России практически полностью инвестировались в государственные ценные бумаги.

Вложение пенсионных накоплений в сопоставимые по срокам высоконадежные корпоративные облигации создаст источник дополнительных средств для пенсионной системы.

4) Снижение стоимости заимствований для реального сектора.

Рынок корпоративных  облигаций – альтернатива банковскому кредитованию. С его развитием повысится конкуренция на долговом рынке, которая будет способствовать уменьшению стоимости заимствования для компаний, традиционно высокой на отечественном рынке.

1 Понятие корпоративных облигаций

Облигация - это ценная бумага, которая удостоверяет право её держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация даёт право её держателю на получение зафиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права (ст. 816 Гражданского кодекса РФ).

Основанием для возникновения  обязательств эмитента является договор  облигационного займа, оформляемый выдачей ценной бумаги - облигации. Она удостоверяет передачу эмитенту определенной денежной суммы, выраженной в номинале облигации. Существенные условия договора облигационного займа должны содержаться в проспекте эмиссии или в информации об их выпуске в случае закрытого (частного) размещения данных ценных бумаг. К договору облигационного займа применяются все основные нормы гражданского законодательства о договоре займа.

Основные признаки облигации как ценной бумаги заключаются в следующем:

  1. Облигация удостоверяет отношение займа между ее держателем, который является кредитором, и эмитентом, который является должником.
  2. Облигации выпускаются на определенный срок, после которого эмитент гарантирует выплату номинальной стоимости облигации.
  3. Облигации могут иметь единовременный срок погашения или различные сроки погашения по отдельным сериям в определенные периоды. Причем погашение может осуществляться как в денежной форме, так и иным имуществом общества согласно решению о выпуске облигаций.
  4. Облигации могут быть именными и на предъявителя. Если выпущены именные облигации, то общество обязано обеспечить ведение реестра их владельцев. В случае потери именной облигации она может быть возобновлена за определенную плату. Потеря предъявительской облигации приводит к тому, что права на нее могут быть восстановлены лишь в судебном порядке.
  5. Выпуск облигации осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) компании после полной оплаты уставного капитала общества. Номинальная стоимость всех облигаций, выпущенных обществом, не должна превышать величину уставного капитала или сумму обеспечения, предоставленного третьими лицами для выпуска облигаций.
  6. Выпускаемые облигации должны быть обеспечены залогом определенного имущества общества либо гарантиями третьих лиц, предоставленными обществу для выпуска облигаций. Иногда облигации могут быть выпущены и без обеспечения, однако этот выпуск может быть допущен не ранее третьего года существования общества. При этом к данному моменту должны быть надлежащим образом утверждены два годовых баланса общества, свидетельствующие о его достаточно прочном финансовом положении.
  7. Владелец облигации имеет право получать по ней доход в виде процентов или дисконта, а эмитент обязуется выплачивать этот оговоренный при выпуске облигации доход. Выплата подобного дохода является обязательством эмитента перед владельцем, в отличие от дивидендов по акциям. В большинстве случаев такой доход является фиксированным в процентах от номинальной стоимости (купон), однако при значительной инфляции доход или номинал облигации привязывается к некоторому показателю, например, ставка рефинансирования Центрального банка, курс иностранной валюты). Кроме купона (процента), доход по облигациям может выплачиваться в виде дисконта - так называемые облигации с нулевым купоном. Владелец получает доход за счет того, что облигации продаются по цене ниже номинальной стоимости, а погашаются, как и все облигации, по номиналу.
  8. В случае ликвидации акционерного общества или признания его банкротом обязательства перед владельцами облигаций по сравнению с владельцами акций подлежат удовлетворению в первоочередном порядке.

2 Современные тенденции развития современного рынка

корпоративных облигаций в России

2.1 Первичный рынок

Эмиссионная активность компаний на внутреннем рынке корпоративных облигаций в первом полугодии 2012 г. существенно варьировалась (см. рис. 2.1). В феврале-апреле 2012 г. для рынка были характерны рекордно высокие месячные объемы размещения ценных бумаг. Повышенный интерес к новым выпускам корпоративных облигаций со стороны инвесторов в этот период позволил большинству компаний-заемщиков не только минимизировать стоимость своих заимствований (как правило, размещения осуществлялись по нижней границе первоначально объявленных ориентиров ставки первого купона), но и отдельным из них – разместить несколько выпусков одновременно. В мае-июне 2012 г. эмиссионная активность корпоративных заемщиков значительно снизилась под воздействием негативных внешних и внутренних факторов. Ряд запланированных на этот период размещений корпоративных облигаций был отложен из-за ухудшения условий заимствований.

В первой половине 2012 г. на ФБ ММВБ был размещен 101 новый выпуск и доразмещено 2 выпуска корпоративных облигаций суммарным объемом 482,0 млрд. руб. по номиналу (в первой половине 2011 г. – 111 новых выпусков суммарным объемом 540 млрд. руб., во второй половине 2011 г. – 79 новых выпусков суммарным объемом 384 млрд. руб.). На внебиржевом рынке было размещено 3 выпуска корпоративных облигаций суммарным объемом эмиссии 2,1 млрд. руб.

Свое развитие продолжил сектор биржевых облигаций – на его долю пришлось 36,7% от общего объема новых выпусков, размещенных на ФБ ММВБ. В рассматриваемый период этим инструментом воспользовались 27 заемщиков, разместивших 42 выпуска облигаций суммарным объемом 176,1 млрд. руб. по номиналу. В результате интенсивной эмиссии корпорациями-заемщиками биржевых облигаций (срок их обращения не выше 3 лет) средний заявленный срок обращения корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ, уменьшился (см. табл. 2.1, рис. 2.2). При этом фактические сроки корпоративных заимствований по-прежнему оставались более короткими из-за наличия оферт на выкуп облигаций до наступления даты погашения.

Таблица 2.1 – Параметры выпуска новых корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ

 

 

Рисунок 2.1 – Первичное  размещение на ФБ ММВБ и погашение  корпоративных облигаций

 

 

Рисунок 2.2 – Характеристика выпусков корпоративных  облигаций, размещенных на ФБ ММВБ

Основной объем  корпоративных облигаций, размещенных на первичном рынке в январе-июне 2012 г., пришелся на выпуски эмитентов, имеющих кредитные рейтинги международных агентств. На облигации эмитентов инвестиционного качества (с рейтингами «ВВВ- / ВВВ+») пришлось 33% суммарного объема корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ, на облигации спекулятивного качества (с рейтингами «ВВ- / ВВ+», «В- / В+») – 52% (см. рис. 2.3). Спрос со стороны инвесторов на облигации надежных эмитентов поддерживался высоким уровнем аукционной доходности, а также возможностью использования бумаг с определенным уровнем рейтинга в качестве обеспечения в операциях рефинансирования с Банком России. Средняя ставка первого купона облигаций, размещенных на ФБ ММВБ, составила 9,7% годовых, повысившись на 1,0 и 0,9 процентного пункта по сравнению с первым и вторым полугодиями 2011 г. соответственно.

 

Рисунок 2.3 – Структура первичных размещений корпоративных облигаций на ФБ ММВБ по рейтингам эмитентов, %

 

Увеличение  предложения ценных бумаг с умеренным уровнем риска и привлекательной доходностью привело к сокращению в структуре первичных размещений сегмента облигаций эмитентов, не имеющих кредитного рейтинга. В первом полугодии 2012 г. доля таких бумаг составила 15% от суммарного объема корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ (в 2011 г. – 39%). Количество неисполненных обязательств по корпоративным облигациям эмитентов низкого кредитного качества продолжало уменьшаться (см. рис. 2.4).

Рисунок 2.4 –  Количество дефолтов по корпоративным  облигациям, штук

 

В январе-июне 2012 г. по корпоративным облигациям было зафиксировано 12 дефолтов и 11 технических  дефолтов (в целом за 2011 г. – 72 дефолта и 69 технических дефолтов). При этом наиболее высокому кредитному риску были подвержены выпуски облигаций тех эмитентов, которые испытывали трудности с обслуживанием своих облигационных займов в 2008 – 2011 гг.

В результате превышения объема размещения облигаций над  объемом погашения объем портфеля корпоративных облигаций, обращающихся на внутреннем рынке, увеличился на 8% по сравнению с концом 2011 г., составив 3712,0 млрд. руб. по номиналу на конец июня 2012 г. (см. рис. 2.5).

Рисунок 2.5 –  Объем портфеля корпоративных облигаций,

на конец  месяца, млрд.руб.

Увеличение количества новых выпусков при уменьшении количества эмитентов продолжилось. По данным на конец июня 2012 г. в совокупный портфель обращающихся корпоративных облигаций входило 695 выпусков облигаций 288 эмитентов (на конец декабря 2011 г. – 692 выпуска 308 эмитентов). В отраслевом разрезе большую долю в составе портфеля корпоративных облигаций до сих пор занимают ценные бумаги кредитных организаций и финансовых компаний. (см. рис. 2.6).

Информация о работе Облигации как экономическая категория