Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью является комплексный анализ основных теоретических вопросов финансового права, детерминированных необходимостью правового регулирования финансовых отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми ресурсами для выполнения ими своих задач и функций и практики применения норм права при регулировании указанных финансовых отношений.

Содержание

Введение………………………………………...………………….….. 3
1. Понятие и виды финансово- правовых норм……………………. 6
1.1. Финансово- правовые нормы и их виды……………………....6
1.2. Финансовая деятельность государства и ее основные принципы......................................................................................14
1.3. Финансово- правовые акты.
2. Нормативно - правовое регулирование бюджетной системой государства………………………………………………………….…..19
2.1. Понятие, предмет и метод бюджетного регулирования…………19
2.2. Бюджетные правоотношения………………………………………21
2.3 Субъекты бюджетных правоотношений и их компетенция…...23
2.4. Источники бюджетного права…………………………………….24
3. Регулирование финансовой деятельности государства
налоговым правом……………………………………………………...26
3.1. Определение – налоговое право и структура
налоговых правоотношений…………………………………….…27
3.2. Налоговые санкции……………………………………………….…28
Заключение ……………………………………………………………….29
Литература………………………………..…………………………….…31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 71.07 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

3. Регулирование   финансовой деятельности

государства      налоговым   правом

 

      3.1  Определение – налоговое право и структура налоговых

             правоотношений

            В Российской Федерации налоговая деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 57, п. «3» ст. 71, ст. 132), зафиксировавшей основополагающие положения налогообложения и сборов, Налоговым кодексом РФ, а также законами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право — это совокупность правовых норм, регулирующих особый вид общественных отношений, включающий разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и являющийся особенным видом финансовых отношений. Иными словами, это правовые нормы, которые в своей совокупности на началах властного юридического подчинения регулируют имущественные отношения физических и юридических лиц в налоговой сфере.

 Структура налоговых правоотношений Структура налоговых правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами налогового права, включает

- субъект

- объект

- содержание.

Субъектами налоговых правоотношений, или их участниками, являются: налогоплательщики (юридические и физические лица), налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.

 Объектом налоговых правоотношений является недвижимое и движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).

Содержанием налоговых правоотношений выступают субъективные права и субъективные обязанности их участников.

Кроме того, НК РФ устанавливаются  права и обязанности налогоплательщиков (ст. 21 и ст. 23), возможность обеспечения и защиты их прав (ст. 22), права и обязанности налоговых органов (ст. 31 и ст. 32), обязанности должностных лиц налоговых органов (ст. 33) и ответственность налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц (ст. 35)..

3.2. Налоговые санкции в соответствии с НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) и взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Уклонение от уплаты налогов  с организации (ст. 199 УК РФ) путем  включения в бухгалтерские документы  заведомо искаженных данных о доходах  или расходах либо иным способом, совершенное  в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

 

Вывод:  В настоящее время основным источником доходов  бюджетов всех уровней в РФ являются налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования  налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено реформированием экономики России, ее рыночным характером, что требует активного использования инструментов финансового механизма , в том числе налогов.

Поэтому налоговое право  как одно из подразделений ( подотраслей) финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития.  Для последнего десятилетия характерно существенное  изменение налогового права.  Это касается его структуры и общего  содержания, а так же конкретных норм. Формирующееся право России призвано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях,  в развитии производства и укреплении финансов страны. (2, 310)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Основной  задачей  курсовой работы было  рассмотрение  нормативно-правового  регулирования  финансовой деятельности  государства.

 

  1. Определили  понятие и виды финансово- правовых норм

     Финансово – правовые  нормы -  это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида:

1) обязывающие , 2)запрещающие, 3) уполномочивающие .

2. Установили определение: Финансовая деятельность государства и ее основные принципы.

        Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах:

- Принцип   федерализма  

- Единство финансовой  политики и денежной системы 

- Равноправие субъектов  Федерации

- Самостоятельность финансовой  деятельности

- Социальная направленность

- Принцип гласности

- Принцип плановости

3. Определили понятие  - финансово-правовые акты - конкретные нормативно-правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм.

4. Изучили предмет  и метод нормативно-правового  регулирования бюджетной системой.

Бюджетное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Предметом регулирования  бюджетного права являются бюджетные общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и исполнением бюджетов как составной части финансовой системы государства.

Основной метод  финансово-правового регулирования, — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями.

  1. Определили   регулирование финансовой деятельности с помощью налогового  права,  дали определение и описали его структуру.

      Налоговое право — это совокупность правовых норм, регулирующих особый вид общественных отношений, включающий разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и являющийся особенным видом финансовых отношений. Иными словами, это правовые нормы, которые в своей совокупности на началах властного юридического подчинения регулируют имущественные отношения физических и юридических лиц в налоговой сфере.

 Структура  налоговых правоотношений Структура налоговых правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами налогового права, включает

 субъект, объект  и   содержание.

Список используемой литературы

 

Законные и  подзаконные акты

1.   Бюджетный кодекс  Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998),(ред.  от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007),(с изм.  и доп., вступающими в силу с  01.01.2008)//"Собрание законодательства  РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

2.     Гражданский кодекс РФ

  1. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора"//"Российская газета", N 126, 17.06.2004.
  2. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506(ред. от 06.06.2007) "Об утверждении положения о федеральной налоговой службе"//"Собрание законодательства РФ", 04.10.2004, N 40, ст. 3961.

5.     Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // "Российская газета" от 6 августа 1998 г.

6. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//"Российская газета", N 237, 25.12.1993.

7.     Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации

 

        Литература

 

  1. Вострикова Л.Г. Финансовое право – ЗАО Юстицинформ,2007.
  2. Грачева, Е.Ю. Финансовое право:  учебник /  под ред. Е.Ю. Грачевой. – М.:Юрист, 2001.
  3. Евстигнеев, Е.Н. Финансовое право и контроль: учебник/ под ред. Е.Н.Евстигнеева.-Питер, 2002.
  4. Карасев, М.В. Финансовое право: учебник / под ред. М.В. Карасева.- М.:  Юристъ, 2005.
  5. Поляк, Г.Б. Финансы /уч., 3-е изд., перераб. и доп. - под ред. Г.Б.Поляк, -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 703с.
  6. Соколова , Э.Д. Правовые основы финансовой системы России/ под ред. Э.Д. Соколовой, - М.: ИД Юристпруденция, 2006.
  7. Сокова,Э.Д. Финансовая деятельность государства право / 2007.
  8. Химичева, Н.И. Финансовое право: учеб. отв. редактор Н.И. Химичева , 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 2003. -749с.
  9. Мандрица, В.М. Финансовое право: учебное пособие – 2-е изд., перераб./ В.М. Мандрица.-Ростов н/д.: Феникс, 2003.-352с.
  10. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М., 2004.
  11. Теория права и государства. Учебник под ред. В.В.Лазарева, М., Изд. «Право и закон», 2001

 

 


Информация о работе Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности государства