Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью является комплексный анализ основных теоретических вопросов финансового права, детерминированных необходимостью правового регулирования финансовых отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми ресурсами для выполнения ими своих задач и функций и практики применения норм права при регулировании указанных финансовых отношений.

Содержание

Введение………………………………………...………………….….. 3
1. Понятие и виды финансово- правовых норм……………………. 6
1.1. Финансово- правовые нормы и их виды……………………....6
1.2. Финансовая деятельность государства и ее основные принципы......................................................................................14
1.3. Финансово- правовые акты.
2. Нормативно - правовое регулирование бюджетной системой государства………………………………………………………….…..19
2.1. Понятие, предмет и метод бюджетного регулирования…………19
2.2. Бюджетные правоотношения………………………………………21
2.3 Субъекты бюджетных правоотношений и их компетенция…...23
2.4. Источники бюджетного права…………………………………….24
3. Регулирование финансовой деятельности государства
налоговым правом……………………………………………………...26
3.1. Определение – налоговое право и структура
налоговых правоотношений…………………………………….…27
3.2. Налоговые санкции……………………………………………….…28
Заключение ……………………………………………………………….29
Литература………………………………..…………………………….…31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 71.07 Кб (Скачать)

 

Тема: Нормативно-правовое регулирование финансовой  деятельности государства

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

         Введение………………………………………...………………….….. 3

 

  1. Понятие и виды финансово- правовых норм……………………. 6

 

    1. Финансово- правовые нормы и их виды……………………....6
    2. Финансовая  деятельность государства и ее основные принципы......................................................................................14
    3. Финансово- правовые акты.

 

  1. Нормативно - правовое регулирование бюджетной системой государства………………………………………………………….…..19

 

           2.1. Понятие, предмет и метод бюджетного регулирования…………19

           2.2.  Бюджетные правоотношения………………………………………21

 2.3    Субъекты  бюджетных правоотношений  и их компетенция…...23

 2.4.   Источники бюджетного права…………………………………….24

 

3.   Регулирование   финансовой  деятельности      государства

   налоговым правом……………………………………………………...26

 

3.1.  Определение – налоговое  право и структура

         налоговых правоотношений…………………………………….…27

3.2.  Налоговые санкции……………………………………………….…28

 

Заключение ……………………………………………………………….29

Литература………………………………..…………………………….…31

 

  

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          В условиях существования товарно-денежного обращения государство («национальный социум») активно использует и не может не использовать при управлении общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных задач различные экономические регуляторы: финансы, налоги, деньги, кредит и т.д. Финансы, как совокупность экономических отношений, возникающих при распределении ВВП и части национального дохода в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения, но стихийно они не проявляются. Для их использования требуется целенаправленная деятельность человека, его объединений, муниципальных образований, государства. Этот вид человеческой деятельности в науке финансового права получил название «финансовая деятельность», а деятельность государства и муниципальных образований соответственно «финансовая деятельность государства» и «финансовая деятельность муниципальных образований». С помощью экономических регуляторов, в частности, финансов, государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, чем и обуславливается ее отличие от других видов деятельности государства.

   

 

 Одним из приоритетных направлений в развитии науки финансового права в настоящее время становится исследование природы финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований, установление особенностей их правового регулирования.

 

        Актуальность темы подтверждается преобразованиями, происходящими в структуре органов исполнительной власти России. Усиление государственности на основе укрепления вертикали власти обусловливает кардинальные изменения в финансово-правовом регулировании деятельности органов государства  в области финансов.

 

          Цель. Целью является комплексный анализ основных теоретических вопросов  финансового права, детерминированных необходимостью правового регулирования финансовых отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми ресурсами для выполнения ими своих задач и функций и практики применения норм права при регулировании указанных финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

       Задачи:

  1. Определить понятие и виды финансово-правовых норм;
  2. Установить определения   -      финансовая деятельность государства и выделить ее основные принципы;
  3. Определить  понятие -  финансово - правовые акты;
  4. Изучить   предмет   и метод нормативно-правового регулирования бюджетной системой;
  5. Определить  регулирование финансовой деятельности с помощью налогового  права ,  дать определение и описать его структуру.

 

       Объектом - являются общественные отношения, возникающие при распределении внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода общества путем создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих финансовыми ресурсами функционирование государства и муниципальных образований, выполнение ими своих задач и функций в обществе, где действуют товарно-денежные отношения.

       Предмет - финансовое, административное, гражданское законодательство и иные источники, содержащие нормы, регулирующие финансовые и иные, связанные с ними общественные отношения, возникающие при использовании государством финансовых рычагов в управлении обществом, а также правоприменительная практика, возникающая в процессе осуществления финансовой деятельности.

 

 

 

 

  1. Понятие  и виды финансово- правовых норм,  регулирующих финансовую деятельность государства

 

 

        1.1 Финансово-правовые нормы и их виды. Основу нормативно-правового регулирования финансовой деятельности государства составляют нормы финансового права. Однако, поскольку в правовую основу финансовой системы обществ наряду с нормами финансового права входят нормы и гражданского законодательства, последние в случаях, прямо предусмотренных законодательством, регулируют деятельность государства и муниципальных образований в сфере финансов.

Финансово – правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма  права, финансово – правовая норма  представляет собой установленное  и охраняемое государством правило  поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических  правах и обязанностей.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б)  характера установленных  в них предписаний;

в)  мер ответственности  за нарушение предусмотренных правил;

г) порядка защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный для всех их уровней порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида:

- обязывающие

- запрещающие

- уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам — уплатить своевременно эти платежи. Органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления обязаны использовать строго по целевому назначению выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций1. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования — метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено придавать  обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.

Однако число запрещающих  финансово-правовых норм сравнительно невелико, что объясняется тем, что при регулировании финансовых отношений преобладают нормы обязывающего характера. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях  в целях усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания  особой важности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности государства