Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью является комплексный анализ основных теоретических вопросов финансового права, детерминированных необходимостью правового регулирования финансовых отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми ресурсами для выполнения ими своих задач и функций и практики применения норм права при регулировании указанных финансовых отношений.
Введение………………………………………...………………….….. 3
1. Понятие и виды финансово- правовых норм……………………. 6
1.1. Финансово- правовые нормы и их виды……………………....6
1.2. Финансовая деятельность государства и ее основные принципы......................................................................................14
1.3. Финансово- правовые акты.
2. Нормативно - правовое регулирование бюджетной системой государства………………………………………………………….…..19
2.1. Понятие, предмет и метод бюджетного регулирования…………19
2.2. Бюджетные правоотношения………………………………………21
2.3 Субъекты бюджетных правоотношений и их компетенция…...23
2.4. Источники бюджетного права…………………………………….24
3. Регулирование финансовой деятельности государства
налоговым правом……………………………………………………...26
3.1. Определение – налоговое право и структура
налоговых правоотношений…………………………………….…27
3.2. Налоговые санкции……………………………………………….…28
Заключение ……………………………………………………………….29
Литература………………………………..…………………………….…31
- основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ,
- государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
- финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
- финансово-кредитные и кассовые планы банков;
- финансовые планы страховых организаций;
- финансовые, планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
- финансовые планы предприятий и объединений;
- сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из гос. бюджетов.
Вывод: Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных в мировой практике, представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему необходимо разбираться в особенностях функционирования правовых норм, регулирующих финансовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.
2. Нормативно - правовое регулирование бюджетной системой государства
2.1. Понятие, предмет и метод бюджетного регулирования.
Использование бюджета в социально-экономическом развитии государства предопределяет наличие социальной группы правовых норм, регулирующих возникающие в связи с этим отношения. Такие юридические нормы образуют один из разделов финансового права — бюджетное право Российской Федерации.
Под бюджетным правом подразумевается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе рассматривать проект бюджета, Утверждать государственный бюджет и контролировать его исполнение (ст. 106 Конституции РФ), причем в это право входит не только окончательное рассмотрение росписи всех государственных Расходов и доходов (т.е. бюджетного плана), ее утверждение, но и Права, касающиеся финансовой деятельности государства: установления, отмены или изменения налогов, регулирования денежной системы, при дефиците бюджета изыскания чрезвычайных ресурсов, в частности в форме государственного кредита.
Основу бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений составляет право государства на самостоятельный бюджет. Отсюда вытекает тот широкий круг бюджетных полномочий, посредством которых и осуществляется бюджетное право.
Таким образом,
бюджетное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Бюджетное право определяет, кто должен составлять проект бюджета и в каком порядке, кто должен окончательно сводить его в единое целое, какие учреждения принимают участие в обсуждении проекта бюджета, кто его утверждает и в каком порядке.
Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и исполнением бюджетов как составной части финансовой системы государства. Эти отношения отличаются спецификой содержания и целенаправленностью, формами проявления, а также контролем за образованием, распределением и использованием государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов). Такое содержание предмета бюджетного права обусловливает и особенности методов его регулирования, т.е. приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними.
Основной метод
финансово-правового
В настоящее время все более широкое применение в сфере регулирования бюджетных отношений получают иные методы: рекомендации, согласования и т.п., что обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Нормы бюджетного права - как подотрасль финансового права бюджетное право состоит из правовых норм. Норма бюджетного права, как и любая правовая норма, представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Нормам бюджетного права присущи особенности, объективно обусловленные теми общественными отношениями, которые они призваны регулировать.
2.2. Бюджетные правоотношения определяют содержание норм бюджетного права - правила поведения в процессе бюджетных отношений. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений юридических прав и возложении на них соответствующих юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления в соответствии с их задачами в конкретный период.
Содержание норм бюджетного права обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они включают требования, выраженные в категоричной форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников бюджетных отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение общегосударственных интересов, а также интересов каждого участника бюджетных отношений.
Норма бюджетного права — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных бюджетных отношениях, закрепляющее юридические права и обязанности их участников.
По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права с определенной долей условности можно подразделить на материальные и процессуальные.
Материальные нормы бюджетного права устанавливают: бюджетное устройство и бюджетную систему Российской Федерации; состав доходов и направления расходов бюджетной системы; полномочия по получению бюджетных доходов и т.д. Материальные нормы составляют основу бюджетного права.
Процессуальные нормы бюджетного права выполняют подчиненную, служебную роль по отношению к материальным, обеспечивая правильное их применение. Они имеют процедурный характер, регламентируют бюджетный процесс — процедуру составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении.
В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, нормы бюджетного права подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).
Норма бюджетного права включает три основных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию, каждый из которых отражает особенности этой подотрасли финансового права.
Бюджетные правоотношения - круг отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования бюджетных фондов, достаточно широк. К ним, например, относятся отношения, связанные:
- с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
- определением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разных уровней;
- разграничением бюджетной компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;
- организацией бюджетного процесса, т.е. установлением порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении соответствующих бюджетов;
- организацией контроля за исполнением бюджетов.
Перечисленные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями. Они возникают в процессе бюджетной деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и исполнению бюджетов. Особенность бюджетных правоотношений заключается в том, что круг их субъектов более узкий по сравнению с субъектным составом иных финансовых правоотношений.
Бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов.
2.3. Субъекты бюджетных правоотношений и их компетенция. Бюджетное право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами бюджетного права. Следует различать понятия «субъект бюджетного права» и «субъект (Или участник) бюджетного правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на группы:
- государство,
национально-государственные и административно-
- представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
- государственные и муниципальные организации;
- граждане и негосударственные организации.
Для субъектов бюджетных правоотношений характерны следующие признаки:
- участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;
- участие в любой стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений;
- участие в формировании доходов бюджетов;
- связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.
Юридические права и обязанности государственных органов как субъектов бюджетного права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части деятельности государства, касающейся образования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, подлежащую обязательной реализации.
2.4. Источники бюджетного права Основной источник бюджетного права Российской Федерации — Конституция РФ. В соответствии с п. «з» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. В совместном ведении российской Федерации и субъектов Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов. Статьи 101, 104, 106, 114 Конституции РФ устанавливают общие принципы рассмотрения и утверждения федерального бюджета, контроля за его исполнением. Статья 132 Конституции закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Среди специальных актов, регулирующих бюджетные отношения, — Бюджетный кодекс РФ. Этот документ служит целям финансового регулирования: устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы страны, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
К источникам бюджетного права относятся и акты, регламентирующие правовое положение государственных органов, в той или иной мере имеющих отношение к формированию и использованию федерального бюджета (Указ Президента РФ «О Федеральном казначействе» и др.). На основе российского законодательства разрабатываются и принимаются нормативные акты республик в составе Российской Федерации и других ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
Все нормативные правовые акты, упомянутые выше, не должны противоречить Бюджетному кодексу РФ. В случае возникновения таких противоречий применяются положения Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетные отношения помимо законов регулируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и письмами Министерства финансов РФ.
Заключение: Значение бюджетного права
обусловлено важной ролью государственного
и местного бюджетов в решении
экономических и социальных задач страны.
Для федерального государства, которым
является Россия, оно особенно велико.
С помощью бюджетного права регулируются
внутрифедеративные отношения по распределению
финансовых ресурсов, необходимых для
осуществления полномочий федерального
уровня и уровня субъектов федерации.
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности государства