Необходимость, цели, задачи бюджетного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.

Содержание

Введение…………………………………………….....................………………..3

1. Цели и задачи бюджетного контроля…………………………........................4

2. Формы бюджетного контроля……………………………….............. ….........6

3. Ревизия - ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии…………………………………………………………………………….9

4. Органы бюджетного контроля……………………………….........................13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……...………………………...................17

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     3. Обследование. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово - хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводится контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т. д.

     4. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета всех уровней. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально - экономических процессов в обществе значительно возрастает. Научно обоснованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в Российской Федерации, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования производственных процессов. 

     3. Ревизия - ведущая форма бюджетного контроля

     3.1 Понятие и формы  ревизии

     Ревизия - наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля, представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения государственной собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

     Основными задачами ревизии являются:

     1)соблюдение  финансовой дисциплины;

     2)экономическое  и целевое использование бюджетных  средств;

     3)выявление  резервов роста доходной базы  бюджета и собираемости налогов;

     4)сохранность  материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;

     5)своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

     6)правильность  ведения бухгалтерского учета,  составление отчетности;

     7)пресечение  фактов бесхозяйственности, расточительности  и других видов нарушений.

     Объектами ревизии выступают:

     - государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;

     - производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием;

     - предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;

     - общественные неправительственные организации и учреждения;

     внебюджетные  социальные фонды;

     - предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

     Признаки  классификации ревизии:

     - ведомственная принадлежность ревизуемых органов;

     - полнота охвата деятельности ревизуемого объекта;

     - глубина проведения ревизии;

     - степень охвата данных;

     - характер материала;

     - отношение к плану проведения ревизии;

     - очередность исследования одних и тех же документов.

     По  полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают полные, частичные, комплексные и тематические ревизии. 

     Полная  документальная ревизия предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная - отдельных сторон или участков этой деятельности, либо определенных статей затрат.

     Самые распространенные и прогрессивные - комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемых предприятий. Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятий, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров, с бюджетом и внебюджетными фондами, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы. В случае необходимости для проверки узкоспециальных вопросов привлекаются эксперты. Этим достигается наибольшая глубина, полнота охвата проверяемого объекта, что способствует повышению эффективности ревизии.

     Тематические  ревизии проводятся для проверки определенного участка (темы) деятельности ревизуемого предприятия, организации.

     По  глубине проведения ревизии отличают сквозные и локальные. При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей национальной экономики, управлений, трестов, акционерных обществ, фирм и им подчиненных хозяйственных организаций, филиалов, представительств. Она проводится одновременно на вышестоящих и нижестоящих предприятиях по одинаковым и взаимосвязанным программам. Локальные же ревизии проводятся только на одном предприятии, или на нескольких только по различным и не взаимосвязанным программам.

     По  отношению к плану выделяют плановые и неплановые ревизии. Первые предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих органов, а вторые проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

       По степени охвата данных финансово-хозяйственных  операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. В ходе проведения сплошных ревизий контролю подвергаются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого объекта и за весь ревизуемый период. Сплошной ревизии подвергаются, как обычно, кассовые операции, операции по расчетному, валютному и другим расчетам. При выборочных ревизиях проверяются часть документов на выборку за тот или иной промежуток времени.

     По  очередности исследования одних  и тех же вопросов принято различать  первичные, дополнительные и повторные ревизии. К первичным относятся те ревизии, которые проводятся по определенной программе впервые.

     По  характеру проверяемого материала  ревизии подразделяются на документальные и фактические.

     Документальная  ревизия проводится на основе первичных  документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.

     К приемам фактической ревизии  относятся:

     - инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;

     - обследование;

     - экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполняемых работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т. д.;

     - визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных помещений;

     -  проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

  1. Органы бюджетного контроля

     Состав  и структура органов бюджетного контроля определяются государственным  устройством страны, функциями и  задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития. К таким органам в России, относятся:

    • Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора;

    • Федеральное  казначейство;

    • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований;

    • главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств.

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она вправе осуществлять также финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

     Федеральное казначейство осуществляет контроль за:  непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

- соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе предъявленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

- наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

     Финансовые  органы субъектов  РФ и муниципальных  образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

     Главные распорядители и распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций. Они осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

     В соответствии со ст. 101 — 103 Конституции РФ для осуществления общегосударственного контроля законодательные органы государственной власти могут создавать свой орган. Таким органом в России является Счетная палата РФ.

     Счетная палата РФ. Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ, и подотчетна ему.

     Основными задачами Счетной палаты являются:

     I) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

     2) определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

     3) оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     4) финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     5) анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

     6) контроль за законностью и  своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

Информация о работе Необходимость, цели, задачи бюджетного контроля