Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется тем, что бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Ведь, как правило, полнота бюджета напрямую зависит от благосостояния граждан. Что касается экономического значения бюджета, то оно заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. С появлением многообразных форм собственности, способствующих стимулированию и развитию рыночных отношений, возникла необходимость в правовом закреплении новых экономических институтов.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1.Теоретические аспекты формирования доходной части бюджета……….….4
1.1. Исторические этапы формирования доходной части бюджета …....……4
1.2. Оптимальное сочетание налоговых и неналоговых доходов…..…......6
2. Анализ доходной части федерального и регионального бюджета…..……..8
2.1. Анализ федерального бюджета ……….......................................................8
2.2. Бюджет Иркутской области ………………………….…………….……..12
3.Способы покрытия дефицита федерального бюджета……………………...16
3.1. Неналоговые доходы в части поступлений от продажи государственного имущества ………………………………………………………………….........16
3.2.Реализация госсобственности……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………..............24
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;
• часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
• прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;
• доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.
Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.
Федеральные органы
законодательной власти могут устанавливать
новые виды неналоговых доходов,
отменять или изменять действующие
после представления
Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета РФ на 2012г. запланированы в размере 10 трлн 318 млрд руб., что на 815 млрд руб. больше по сравнению с уровнем, заложенным в трехлетний бюджет на 2011-2013гг., сообщил на брифинге вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин по итогам совещания по бюджетной политике.
На 2013г. доходы бюджета запланированы в размере 11 трлн 289 млрд руб., что на 909 млрд руб. превышает параметры бюджета 2011-2013г. "Сейчас определяемся, все ли доходы федерального бюджета будут направлены на расходы", - отметил министр.
А.Кудрин обратил
внимание на то, что 2012г., в частности,
ожидается 402 млрд руб. дополнительных
нефтегазовых и 413 млрд руб. ненефтегазовых
доходов. "Мы определим пропорцию,
в которой будем тратить
А.Кудрин напомнил
также, что Министерство финансов РФ
ожидает дополнительные доходы, связанные
с уточнением параметров налоговой
нагрузки в экономике, в частности
повышением акцизов на табачную и
алкогольную продукцию. Так, в 2012г. дополнительные
доходы от акцизов могут составить
8 млрд руб., а в 2013г. - 59 млрд руб.
2.2. Бюджет Иркутской области
Структура доходной
части бюджета за 2011 год (%)
Россия, Сибирский федеральный округ,
Иркутская область:
Налоги на прибыль, доходы | 51,65 |
Безвозмездные поступления | 20,74 |
Безвозмездные
поступления от других бюджетов
Налоги на имущество | 12,72 |
Налоги на товары, реализованные на территории РФ 10
Налоги, сборы
и регулярные платежи за пользование
Налоги на совокупный
доход
Платежи при
пользовании природными ресурсами
Доходы от использования
имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности
Доходы от оказания
платных услуг и
Доходы от продажи
материальных и
Штрафы, санкции,
возмещение ущерба
Прочие неналоговые
доходы
В 2009 году для Иркутской области была предусмотрена из федерального бюджета безвозмездная помощь в размере 14,5 млрд рублей. В апреле были внесены изменения в федеральный бюджет, в результате которых на антикризисные меры предусмотрено 1,4 трлн рублей. Так, дополнительно для регионов предусмотрено около 300 млрд рублей, из них 150 млрд рублей - на дотации, 150 млрд рублей - на кредиты региона, срок возврата – до трех лет. Из них 25млрд рублей направлено на дорожное строительство по ставке в размере одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Кроме
того, в федеральном бюджете было
предусмотрено 600 млн рублей направить
на северные надбавки и выплаты за
классное руководство учителям. 522 млн
рублей предусмотрено на покупку
жилья гражданам, выехавшим из районов
Крайнего Севера Иркутской области.
Доходы бюджета 2010 году были увеличены на пять миллиардов рублей.
Более 600 млн. руб. планируется направленны на межбюджетные трансферты муниципальным образованиям. 70% средств – в виде дотации на сбалансированность местных бюджетов, 30% – в качестве премирования для территорий, которые во время выплачивают начисления на зарплату в социальные фонды.
В
проект закона «Об областном бюджете
2010 года» внесли несколько изменений.10
млн. руб. направленно на приобретение
расходных материалов для нейрососудистого
отделения областной
Также было добавлено 5,6 млн. руб. на обеспечение ввода в эксплуатацию канализационных очистных сооружений в Листвянке. Источник финансирования этих расходов – резервный фонд правительства Иркутской области.
Доходы бюджета Иркутской области на 2010 год увеличены на пять млрд. 418 млн. руб. (до 75 млрд. 35 млн. руб.), расходы – на один млрд. 43 млн. руб. (до 73 млрд. 445 млн. руб.) Профицит областного бюджета составил один млрд. 590 млн. руб.
Бюджет Иркутской
области на 2011 год рассмотрен во
втором чтении на сессии Законодательного
Собрания. Депутаты утвердили около
60 поправок, в том числе внесенных
Губернатором Дмитрием Мезенцевым.
По предложению главы региона более чем
на 600 млн. рублей увеличено финансирование
четырех областных долгосрочных целевых
программ: «Повышение устойчивости жилых
домов и систем жизнеобеспечения в сейсмических
районах» (на 138,3 млн. рублей), «Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры»
(на 420,6 млн.), «Точка опоры» по профилактике
социального сиротства, безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
(почти на 37 млн.) и «Совершенствование
организации питания в общеобразовательных
учреждениях» (на 12,5 млн. рублей). Еще одной
поправкой Губернатора на 20 млн. рублей
увеличены расходы на реализацию программы
«Основные направления модернизации моногорода
Байкальск на 2010 – 2012 годы».
Кроме того, депутаты приняли поправки
главы Приангарья по увеличению финансирования
регионального министерства сельского
хозяйства и областной Избирательной
комиссии. В частности, для минсельхоза
в бюджет заложены средства, предназначенные
на разработку проектно-сметной документации
строительства областного склада ветеринарных
препаратов и реконструкции зданий двух
ветеринарных поликлиник в Иркутске. На
деятельность облизбиркома в бюджете
добавлено 13 млн. рублей. Это связано с
тем, что с будущего года все председатели
территориальных избирательных комиссий
будут работать только на профессиональной
основе.
Напомним, 17 ноября областной бюджет на
2011 год прошел первое чтение. Депутаты
утвердили доходы в объеме 60, 061 млрд. рублей,
расходы – 60,313 млрд., дефицит – 252 млн.
рублей или 0,5% от доходной части. Предельный
уровень государственного долга утвержден
в сумме 8,656 млрд. рублей или 18% к собственным
доходам.
Во втором же чтении депутаты утвердили
изменения в бюджет 2010 года, также предложенные
Дмитрием Мезенцевым. Доходная часть выросла
на 1,6 млрд. до 68,6 млрд. рублей, расходная
– на 1,7 млрд. до 72,4 млрд. рублей.
3.СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ
ДЕФЕЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
3.1.Неналоговые доходы в части поступлений от продажи государственного имущества
В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.
Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.
Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).
Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.
Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.
К ним относятся:
Информация о работе Неналоговые доходы и способы повышения их эффективности