Неналоговые доходы и способы повышения их эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Ведь, как правило, полнота бюджета напрямую зависит от благосостояния граждан. Что касается экономического значения бюджета, то оно заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. С появлением многообразных форм собственности, способствующих стимулированию и развитию рыночных отношений, возникла необходимость в правовом закреплении новых экономических институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
1.Теоретические аспекты формирования доходной части бюджета……….….4
1.1. Исторические этапы формирования доходной части бюджета …....……4
1.2. Оптимальное сочетание налоговых и неналоговых доходов…..…......6
2. Анализ доходной части федерального и регионального бюджета…..……..8
2.1. Анализ федерального бюджета ……….......................................................8
2.2. Бюджет Иркутской области ………………………….…………….……..12
3.Способы покрытия дефицита федерального бюджета……………………...16
3.1. Неналоговые доходы в части поступлений от продажи государственного имущества ………………………………………………………………….........16
3.2.Реализация госсобственности……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………..............24

Работа содержит 1 файл

Курсовая дорабатывается.docx

— 48.96 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики  и права

Финансово – экономический факультет 

Кафедра финансов 

Специальность  080105.65 Финансы и кредит 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине «Финансы» 

Тема: НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ  ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 
 

Выполнила: Маркова Юлия Станиславовна

Группа: Ф-09-6 

Руководитель: Глызина Ксения Васильевна 
 
 
 
 
 

Иркутск 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

1.Теоретические  аспекты формирования доходной части бюджета……….….4

  1.1. Исторические этапы формирования доходной части бюджета …....……4

  1.2. Оптимальное сочетание налоговых и неналоговых доходов…..…......6

2. Анализ доходной  части федерального и регионального бюджета…..……..8

  2.1. Анализ федерального бюджета ……….......................................................8

  2.2. Бюджет Иркутской области ………………………….…………….……..12

3.Способы покрытия  дефицита федерального бюджета……………………...16

  3.1. Неналоговые доходы в части поступлений от продажи государственного имущества ………………………………………………………………….........16

  3.2.Реализация  госсобственности……………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной  литературы…………………………………..............24 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из инструментов, с помощью которого государство проводит экономическую и социальную политику, являются государственные финансы, представленные в форме государственного бюджета.

Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Ведь, как  правило, полнота бюджета напрямую зависит от благосостояния граждан. Что касается экономического значения бюджета, то оно заключается прежде всего в том, что он может активно  влиять на общественное воспроизводство  посредством налогов, неналоговых  доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.  С появлением многообразных форм собственности, способствующих стимулированию и развитию рыночных отношений, возникла необходимость в правовом закреплении новых экономических институтов. Одним из наиболее важных, в частности, для бюджетной системы является институт неналоговых доходов государственных и местных бюджетов.

Они рассматриваются  в качестве источников доходов бюджета любого уровня Российской Федерации. В современных условиях, когда наблюдается тенденция снижения налоговой доходов в бюджетах различных уровней за счет проведения налоговой реформы, имеющей социальную направленность, роль неналоговых доходов с точки зрения пополнения бюджета становиться все более значимой.  
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА 

1.1.Исторические этапы формирования доходной части бюджета

   Финансы как историческая категория появилась одновременно с государством при расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство – рабовладельческое. В процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств.

В докапиталистических  формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем  установления различного рода натуральных  повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в  армии. Основными расходами рабовладельческих  и феодальных государств были затраты  на ведение войн, содержание двора  монарха, государственного аппарата, строительство  общественных сооружений (храмов, каналов, дорог и т.д.). Основными же доходами являлись поступления от доменов1, регалий2, военных завоеваний, дани с покоренных народов, натуральных и денежных сборов и повинностей, пошлин, займов.

С постепенным  переходом к капиталистическому способу производства все большее  значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, доля же натуральных сборов и повинностей  стала резко сокращаться.

На ранних стадиях  развития государства разграничения  между ресурсами государства  и ресурсами монарха не существовало. Монархи распоряжались ресурсами страны как своей собственностью. Лишь в XVI-XVII вв. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит.

Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из колониальных стран, и они в любой момент могли использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий.

В XIII—XVI веках  значительная доля доходной части бюджета  русских князей формировалась из добычи дружин от разбоев и войн, доходов от торговли людьми, получения  дани и взимания различных торговых пошлин, при этом дефицит бюджета  покрывался также и за счёт международных  займов: к примеру, в 1378 году был взят заём в 20000 рублей у итальянцев и  бесермен .3

Важная роль в создании первоначальных капиталов  принадлежала системе протекционизма, позволившей капиталистам устанавливать  высокие цены на производимые промышленные изделия и получать высокие прибыли, большая часть которых направлялась на расширение производства.

В Российской империи  развитие рыночных отношений во многом сдерживалось крепостным правом. Промышленность Российской империи в виде казенных и малочисленных частных мануфактур, ремесленных производств играла более скромную роль в экономике  страны, чем сельское хозяйство. А  главное заключалось в том, что  на многих из них использовался не наемный труд вольных работников, а труд крепостных. Государство, заинтересованное в сохранении крепостничества, сознательно сдерживало частную капиталистическую предпринимательскую деятельность. Поэтому в России длительное время существовал в основном рынок крепостных крестьян, а не рынок наемной рабочей силы. Все это, естественно, сказывалось на становлении рынка капиталов. И вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. экономика России не являлась механизмом пополнения доходной части бюджета.

До второй половины XVIII в. чрезвычайными финансовыми ресурсами для Российского государства и его правительства служили преимущественно реквизиции или принудительные займы у монастырей и частных лиц. Принудительный характер кредитных отношений государства с кредиторами казны объяснялся в основном дефицитом свободных капиталов в России, которые могли бы быть добровольно отданы в ссуду правительству.

В настоящее  время доходы территориального бюджета  формируются за счет налоговых, неналоговых  доходов, а также безвозмездных  и безвозвратных перечислений.

1.2. Оптимальное сочетание налоговых и неналоговых доходов

В каждой стране формируется своя система доходов  центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и  национальные возможности. Налоговые  кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает  налоги федерального уровня, уровня субъектов  РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным  Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и  налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ.

В РФ сохраняется  практика прошлых лет, состоящая  в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные  неналоговые доходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов  через займы и др., через отчисления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных  налогов). В перспективе ставится задача значительного увеличения доли собственных доходов территорий (вплоть до 70%) при снижении доли регулирующих (до 30%).

В распределении  налоговых доходов принимает  участие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, он формируется  за счет отчислений от налоговых доходов (всех или определенной части), Законом  о бюджете ежегодно утверждается доля (в %) каждого субъекта в этом фонде.

Сложившаяся в  РФ к концу 1990-х гг. система межбюджетных отношений в значительной мере не соответствует принципам федерализма, поскольку уровень бюджетной  обеспеченности регионов обозначается как резко дифференцированный. Среди  намечаемых мер по обновлению системы  межбюджетных отношений такие, как  более полный учет специфики регионов при определении нормативных  сумм трансфертов, расширение использования  целевых (связанных) трансфертов и  ассигнований, учет таких факторов как: открытость бюджетного процесса, усилия регионов по мобилизации доходов в бюджет, в т. ч и в федеральный; активизация участия регионов в реализации федеральных программ на своей территории и др. 
 

2. АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ  ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГЕОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

2.1. Анализ федерального бюджета

Доходы бюджета  выражают экономические отношения, возникающие у государства с  предприятиями (объединениями), организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой - выступают объектом дальнейшего  распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для  формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных  доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы  и методов хозяйствования, а также  от решаемых обществом экономических  задач. В нашей стране, где собственником  преобладающей массы средств  производства до недавнего времени  выступало государство, доходы бюджета  базировались основном на денежных накоплениях  государственных предприятий.

Так, доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы  и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную  стоимость и т.д.). На практике еще  используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, используется ли сила государственной власти при  их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также - плату за услуги и добровольные взносы. Вторая - делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).

Наиболее часто  применяется классификация доходов  по источникам.

Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете  они составляют от 80 до 90 % всех доходов. В местных на их долю приходится до 50 % всех поступлений.

Источником доходов  могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны. 

Неналоговые доходы федерального бюджета включают:

Информация о работе Неналоговые доходы и способы повышения их эффективности