Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:53, курсовая работа
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - один из самых интересных и вместе с тем малоизвестных широкой публике участников пенсионной системы. Их особенность состоит в том, что они одновременно являются и финансовыми, и социальными институтами. Закон требует, чтобы фонды создавались только в форме некоммерческой организации и занимались исключительно пенсионной деятельностью: сбором пенсионных взносов, вложением собранных средств с целью их прироста, и главное - выплатой пенсий.
Первые НПФ возникли в России достаточно давно - еще в 1992 году, когда был подписан первый президентский Указ «О негосударственных пенсионных фондах». В 1998 году был принят закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а в начале 2003 года в этот закон были внесены серьезные изменения. На данный момент насчитывается порядка 300 НПФ в России.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательная база работы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации…………………………………………………………..5
Пенсионная реформа и основные законодательные акты, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов………………………………...5
Негосударственные пенсионные фонды и их деятельность …………...…………6
Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности …………………………………....................................................................7
Функции фонда, обязанности фонда и собственное имущество фонда ..………14
Глава 2. Деятельность некоторых негосударственных пенсионных фондов...17
Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние»………………………17
Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД»……………………………20
Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики……………………..22
Негосударственный пенсионный фонд «Социум»……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………….…29
Приложения………………………………………………………………………..30
Учредительным документом фонда является устав фонда. Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем). Устав фонда должен содержать:
Требования к фонду:
1. Фонд имеет право на осуществление деятельности с даты получения лицензии.
2. Фонд
должен соответствовать
3. Фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные виды деятельности. Правила организации и осуществления внутреннего контроля (далее - правила внутреннего контроля) утверждаются советом фонда и должны соответствовать требованиям уполномоченного федерального органа. Правила внутреннего контроля и изменения и дополнения в них подлежат регистрации в уполномоченном федеральном органе. Регистрация указанных правил осуществляется при предоставлении лицензии, а регистрация изменений и дополнений в них - в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.
4. Фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.
Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия. Лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования:
Для получения лицензии лицо, которое намерено получить лицензию, представляет в уполномоченный федеральный орган следующие документы:
Уполномоченный федеральный орган проводит проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным условиям, а в случае необходимости запрашивает у него информацию и документы, которые подтверждают такое соответствие. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в течение двух месяцев с даты получения всех необходимых документов, а если уполномоченный федеральный орган потребовал представления дополнительных документов или информации, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов или информации.
В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются в том числе наименование лицензирующего органа, полное и сокращенное фирменное наименование фонда, место его нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, лицензируемый вид деятельности, дата принятия решения о предоставлении лицензии, а также содержится указание на неограниченность срока действия лицензии. Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке уполномоченного федерального органа по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле фонда.
Уполномоченный федеральный орган в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии с приложением документа, подтверждающего наличие лицензии, или уведомление об отказе в ее предоставлении, содержащее основание для такого отказа.
Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного федерального органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Документ, подтверждающий наличие лицензии, подлежит переоформлению в случае изменения фирменного наименования и (или) места нахождения фонда. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется на основании заявления фонда, в котором указываются новые сведения о фонде и к которому прилагаются документы, подтверждающие внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении его фирменного наименования и (или) места его нахождения и уплату государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.
Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в уполномоченный федеральный орган не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты получения всех необходимых документов. Уполномоченный федеральный орган в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения направляет (вручает) фонду уведомление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, к которому прилагается новый документ, подтверждающий наличие лицензии, либо уведомление об отказе в его переоформлении, содержащее основание для такого отказа.
Основаниями для аннулирования лицензии являются следующие нарушения:
Решение об аннулировании лицензии принимается уполномоченным федеральным органом в порядке, установленном его нормативным правовым актом. В решении об аннулировании лицензии указывается основание для ее аннулирования. Решение об аннулировании лицензии по заявлению об отказе от лицензии может быть принято только при условии отсутствия у фонда обязательств по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам о создании профессиональных пенсионных систем.
К заявлению фонда об отказе от лицензии должны прилагаться документы, подтверждающие соблюдение условий. Исчерпывающий перечень указанных документов, а также требования к ним устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа. Заявление об отказе от лицензии подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда.
Уполномоченный федеральный орган проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для отказа от лицензии. Решение об аннулировании лицензии по заявлению фонда об отказе от лицензии принимается в течение 30 рабочих дней с даты получения указанного заявления и прилагаемых к нему документов. Уполномоченный федеральный орган уведомляет фонд об аннулировании лицензии не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о ее аннулировании, посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) и посредством факсимильной связи (электронного сообщения). Информация о принятии решения об аннулировании лицензии фонда раскрывается на официальном сайте уполномоченного федерального органа не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия. Лицензия считается аннулированной также с даты реорганизации фонда в форме слияния или разделения либо с даты ликвидации фонда.
С даты, когда фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, он не вправе заключать пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем, а также распоряжаться пенсионными резервами и средствами пенсионных накоплений иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.
По окончании 3 месяцев фонд, с даты, когда фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о размере средств пенсионных резервов, размере средств, предназначенных для выплаты назначенных негосударственных пенсий, размере выкупных сумм, подлежащих выплате, а также о размере кредиторской задолженности, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов. Промежуточный баланс утверждается советом фонда, а в случае назначения в фонд временной администрации временной администрацией. Копия промежуточного баланса представляется в уполномоченный федеральный орган.