Негосударственные пенсионные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - один из самых интересных и вместе с тем малоизвестных широкой публике участников пенсионной системы. Их особенность состоит в том, что они одновременно являются и финансовыми, и социальными институтами. Закон требует, чтобы фонды создавались только в форме некоммерческой организации и занимались исключительно пенсионной деятельностью: сбором пенсионных взносов, вложением собранных средств с целью их прироста, и главное - выплатой пенсий.
Первые НПФ возникли в России достаточно давно - еще в 1992 году, когда был подписан первый президентский Указ «О негосударственных пенсионных фондах». В 1998 году был принят закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а в начале 2003 года в этот закон были внесены серьезные изменения. На данный момент насчитывается порядка 300 НПФ в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательная база работы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации…………………………………………………………..5
Пенсионная реформа и основные законодательные акты, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов………………………………...5
Негосударственные пенсионные фонды и их деятельность …………...…………6
Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности …………………………………....................................................................7
Функции фонда, обязанности фонда и собственное имущество фонда ..………14
Глава 2. Деятельность некоторых негосударственных пенсионных фондов...17
Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние»………………………17
Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД»……………………………20
Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики……………………..22
Негосударственный пенсионный фонд «Социум»……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………….…29
Приложения………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая нпф.doc

— 749.00 Кб (Скачать)

    Учредительным документом фонда является устав  фонда. Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем). Устав фонда должен содержать:

  • полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова "негосударственный пенсионный фонд", сведения о его местонахождении;
  • положения о предмете и целях деятельности фонда;
  • сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления;
  • положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.

    Требования  к фонду:

1. Фонд  имеет право на осуществление  деятельности с даты получения лицензии.

2. Фонд  должен соответствовать следующим  требованиям:

  • руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку);
  • главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее профессиональное образование;
  • величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

3. Фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные виды деятельности. Правила организации и осуществления внутреннего контроля (далее - правила внутреннего контроля) утверждаются советом фонда и должны соответствовать требованиям уполномоченного федерального органа. Правила внутреннего контроля и изменения и дополнения в них подлежат регистрации в уполномоченном федеральном органе. Регистрация указанных правил осуществляется при предоставлении лицензии, а регистрация изменений и дополнений в них - в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.

4. Фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.

    Лицензия  на осуществление деятельности по пенсионному  обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия. Лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования:

  • к организационно-правовой форме фонда;
  • к пенсионным правилам фонда, а если фонд предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, также к страховым правилам;
  • к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам коллегиального исполнительного органа, главному бухгалтеру, а также к контролеру или руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля фонда;
  • к организации внутреннего контроля фонда;
  • к величине денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда.

    Для получения лицензии лицо, которое  намерено получить лицензию, представляет в уполномоченный федеральный орган следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии по форме, установленной уполномоченным федеральным органом;
  • нотариально удостоверенные копии учредительных документов соискателя лицензии;
  • документ, подтверждающий факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц, или его нотариально удостоверенную копию;
  • нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего постановку соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих назначение лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера и контролера или руководителя и сотрудников службы внутреннего контроля, а также в случае создания коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии лиц, являющихся членами такого органа;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
  • сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, членах коллегиального исполнительного органа (в случае его создания), главном бухгалтере и контролере или руководителе и сотрудниках службы внутреннего контроля соискателя лицензии, а также копии документов, подтверждающих соблюдение требований, предъявляемых к указанным лицам;
  • расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности соискателя лицензии, а также документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии имущества, включенного в указанный расчет. Порядок расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности соискателя лицензии устанавливается уполномоченным федеральным органом;
  • правила внутреннего контроля, утвержденные соискателем лицензии;
  • пенсионные правила, а также, если фонд предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, страховые правила;
  • правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в двух экземплярах);
  • иные подтверждающие соблюдение лицензионных условий документы, исчерпывающий перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

    Уполномоченный  федеральный орган проводит проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным условиям, а в случае необходимости запрашивает у него информацию и документы, которые подтверждают такое соответствие. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в течение двух месяцев с даты получения всех необходимых документов, а если уполномоченный федеральный орган потребовал представления дополнительных документов или информации, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов или информации.

    В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие  лицензии, указываются в том числе  наименование лицензирующего органа, полное и сокращенное фирменное  наименование фонда, место его нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, лицензируемый вид деятельности, дата принятия решения о предоставлении лицензии, а также содержится указание на неограниченность срока действия лицензии. Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке уполномоченного федерального органа по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле фонда.

    Уполномоченный  федеральный орган в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии с приложением документа, подтверждающего наличие лицензии, или уведомление об отказе в ее предоставлении, содержащее основание для такого отказа.

    Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:

  • наличие в документах, представленных для получения лицензии, неполной или недостоверной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии лицензионным условиям;
  • несоответствие документов, представленных для получения лицензии, требованиям настоящего Федерального закона и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации.

    Соискатель  лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного федерального органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

    Документ, подтверждающий наличие лицензии, подлежит переоформлению в случае изменения  фирменного наименования и (или) места нахождения фонда. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется на основании заявления фонда, в котором указываются новые сведения о фонде и к которому прилагаются документы, подтверждающие внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении его фирменного наименования и (или) места его нахождения и уплату государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

    Заявление о переоформлении документа, подтверждающего  наличие лицензии, подается лицензиатом в уполномоченный федеральный орган не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты получения всех необходимых документов. Уполномоченный федеральный орган в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения направляет (вручает) фонду уведомление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, к которому прилагается новый документ, подтверждающий наличие лицензии, либо уведомление об отказе в его переоформлении, содержащее основание для такого отказа.

    Основаниями для аннулирования лицензии являются следующие нарушения:

  • неисполнение предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций;
  • неоднократное в течение года неисполнение предписаний уполномоченного федерального органа об устранении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;
  • нарушение запрета уполномоченного федерального органа на проведение операций;
  • неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;
  • однократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления в федеральный орган исполнительной власти и Пенсионный фонд Российской Федерации уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года;
  • неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;
  • прекращение оперативного управления деятельностью фонда (принятие решения о приостановлении полномочий или об освобождении от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, без одновременного принятия решения о назначении на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа);
  • распоряжение фондом средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или самостоятельное размещение средств пенсионных резервов в объекты, не предназначенные для самостоятельного размещения;
  • неисполнение предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушений, связанных с организацией инвестирования средств пенсионных накоплений

    Решение об аннулировании лицензии принимается  уполномоченным федеральным органом  в порядке, установленном его  нормативным правовым актом. В решении  об аннулировании лицензии указывается  основание для ее аннулирования. Решение об аннулировании лицензии по заявлению об отказе от лицензии может быть принято только при условии отсутствия у фонда обязательств по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам о создании профессиональных пенсионных систем.

    К заявлению фонда об отказе от лицензии должны прилагаться документы, подтверждающие соблюдение условий. Исчерпывающий перечень указанных документов, а также требования к ним устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа. Заявление об отказе от лицензии подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда.

    Уполномоченный  федеральный орган проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для отказа от лицензии. Решение об аннулировании лицензии по заявлению фонда об отказе от лицензии принимается в течение 30 рабочих дней с даты получения указанного заявления и прилагаемых к нему документов. Уполномоченный федеральный орган уведомляет фонд об аннулировании лицензии не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о ее аннулировании, посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) и посредством факсимильной связи (электронного сообщения). Информация о принятии решения об аннулировании лицензии фонда раскрывается на официальном сайте уполномоченного федерального органа не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия. Лицензия считается аннулированной также с даты реорганизации фонда в форме слияния или разделения либо с даты ликвидации фонда.

    С даты, когда фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у  него лицензии, он не вправе заключать  пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем, а также распоряжаться пенсионными резервами и средствами пенсионных накоплений иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.

    По  окончании 3 месяцев фонд, с даты, когда фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о размере средств пенсионных резервов, размере средств, предназначенных для выплаты назначенных негосударственных пенсий, размере выкупных сумм, подлежащих выплате, а также о размере кредиторской задолженности, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов. Промежуточный баланс утверждается советом фонда, а в случае назначения в фонд временной администрации временной администрацией. Копия промежуточного баланса представляется в уполномоченный федеральный орган.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды