Негосударственные пенсионные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - один из самых интересных и вместе с тем малоизвестных широкой публике участников пенсионной системы. Их особенность состоит в том, что они одновременно являются и финансовыми, и социальными институтами. Закон требует, чтобы фонды создавались только в форме некоммерческой организации и занимались исключительно пенсионной деятельностью: сбором пенсионных взносов, вложением собранных средств с целью их прироста, и главное - выплатой пенсий.
Первые НПФ возникли в России достаточно давно - еще в 1992 году, когда был подписан первый президентский Указ «О негосударственных пенсионных фондах». В 1998 году был принят закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а в начале 2003 года в этот закон были внесены серьезные изменения. На данный момент насчитывается порядка 300 НПФ в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательная база работы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации…………………………………………………………..5
Пенсионная реформа и основные законодательные акты, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов………………………………...5
Негосударственные пенсионные фонды и их деятельность …………...…………6
Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности …………………………………....................................................................7
Функции фонда, обязанности фонда и собственное имущество фонда ..………14
Глава 2. Деятельность некоторых негосударственных пенсионных фондов...17
Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние»………………………17
Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД»……………………………20
Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики……………………..22
Негосударственный пенсионный фонд «Социум»……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………….…29
Приложения………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая нпф.doc

— 749.00 Кб (Скачать)

Калининградский Государственный Технический Университет

Кафедра учета, анализа и финансов 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Финансы»

на тему:

«Негосударственные  пенсионные фонды». 
 
 
 

                                                                                                                  Работу выполнила

                                                                                                                Студентка группы 06-ФК-2

                                                                                                                          Шокотько Ирина 

                                                                                                                          Работу проверила

                                                                                                    Кондратюк Анна Александровна 
 
 

  Рекомендована  к защите                                                               Защищена с оценкой

_______    ______________                                           _________   _________    ___________

дата            подпись                                                            оценка           дата              подпись 

                                                               
 

Калининград 2008

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Законодательная база работы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации…………………………………………………………..5

    1. Пенсионная реформа и основные законодательные акты, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов………………………………...5
    2. Негосударственные пенсионные фонды и их деятельность …………...…………6
    3. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности …………………………………....................................................................7
    4. Функции фонда, обязанности фонда и собственное имущество фонда ..………14

Глава 2. Деятельность некоторых негосударственных пенсионных фондов...17

    1. Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние»………………………17
    2. Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД»……………………………20
    3. Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики……………………..22
    4. Негосударственный пенсионный фонд «Социум»……………………………….24

Заключение………………………………………………………………………...27

Список используемой литературы…………………………………………….…29

Приложения………………………………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)  - один из самых интересных и вместе с тем малоизвестных широкой публике участников пенсионной системы. Их особенность состоит в том, что они одновременно являются и финансовыми, и социальными институтами. Закон требует, чтобы фонды создавались только в форме некоммерческой организации и занимались исключительно пенсионной деятельностью: сбором пенсионных взносов, вложением собранных средств с целью их прироста, и главное - выплатой пенсий.

    Первые  НПФ возникли в России достаточно давно - еще в 1992 году, когда был  подписан первый президентский Указ «О негосударственных пенсионных фондах». В 1998 году был принят закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а в начале 2003 года в этот закон были внесены серьезные изменения. На данный момент насчитывается порядка 300 НПФ в России.

    Цели  создания негосударственных пенсионных фондов:

  • повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
  • повышение эффективности пенсионной системы.

    Негосударственные пенсионные фонды в России имеют право работать по двум направлениям:

  1. Негосударственное пенсионное обеспечение граждан. Это традиционная деятельность НПФ: предприятия и граждане заключают договоры с фондами, уплачивают взносы в добровольном режиме, а при достижении работником пенсионного возраста он начинает получать дополнительную пенсию. 
    Лицо, которое платит пенсионные взносы, называется в данном случае вкладчиком НПФ, а лицо, за которое платятся взносы и которое имеет право на получение пенсии - участником НПФ. Обычно вкладчиком выступает работодатель, а участниками - его работники. Но существует и относительно немногочисленная прослойка граждан (около 1 миллиона человек), платящих за себя взносы из собственного кармана («вкладчики в свою пользу»).
  2. Обязательное пенсионное страхование граждан. Новый вид деятельности, к которому НПФ допущены только с 2004 года. По сути дела, НПФ подключаются к государственной пенсионной системе: гражданин (в этой системе он будет называться «застрахованным лицом») сможет заключить договор с НПФ, по которому его пенсионные накопления из государственного Пенсионного фонда России будут передаваться в НПФ для формирования накопительной части трудовой пенсии. В данном случае работодатель не участвует в отношениях работника с НПФ.

    В перспективе НПФ предполагают участвовать также и в третьем виде пенсионного обеспечения - профессиональных пенсионных системах. Они должны быть созданы взамен системы льготных (досрочных) пенсий для работников предприятий с тяжелыми или опасными условиями труда.

    Деятельность  по обязательному пенсионному страхованию  негосударственные пенсионные фонды могут вести при соответствии следующим критериям:

  • наличие опыта работы не менее двух лет;
  • наличие опыта одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников;
  • величина денежной оценки имущества на обеспечение уставной деятельности и совокупный вклад учредителей не менее 30 миллионов рублей;
  • отсутствие актуарного дефицита (достаточность средств для выполнения обязательств) по результатам актуарного оценивания;
  • отсутствие фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

     В своей курсовой работе я хочу рассмотреть  деятельность НПФ, что бы сделать выводы об их надежности и надобности. В 1 главе, я рассмотрю основания, на которых они функционируют, их законодательную базу. Во второй главе я проанализирую деятельность некоторых НПФ. 
     
     
     
     

1. Законодательная база работы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

1.1 Пенсионная реформа и основные законодательные акты, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов

    В результате  пенсионной реформы, которая началась в 2002 году, в «распределительной» пенсионной системе Российской Федерации появились условно-накопительная (страховая часть трудовой пенсии) и накопительная части. Начиная с 2002 года страховые взносы работодателей, идущие на формирование накопительной части трудовой пенсии работников, накапливаются, приумножаются за счет инвестиционного дохода и, по достижению этими работниками пенсионного возраста, будут выплачиваться им в виде пожизненной пенсии. 

    Начиная с 2005 года, накопительная часть трудовой пенсии формируется только для лиц 1967 года рождения и моложе. Пенсионные накопления, сформированные в этот период, продолжают увеличиваться за счет дохода, получаемого от их инвестирования.  Главное отличие реформированной системы обязательного пенсионного страхования состоит в том, что у работников появилась возможность самим управлять накопительной частью своей трудовой пенсии. 

Деятельность  НПФ осуществляется на основании следующих законодательных актах:

    1. ФЗ № 75 «О Негосударственных пенсионных  фондах» от 7 мая 1998г. (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 18-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, т 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 06.12.2007 N 334-ФЗ)
    1. ФЗ № 55 «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых  взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30 апреля 2008г.
    1. ФЗ № 56 «О дополнительных  страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30 апреля 2008г.
 
    1. ФЗ № 111 «Об инвестировании средств для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. (в ред. Федеральных  законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 10.11.2003 N 135-ФЗ, от 28.07.2004 N 81-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
 
    1. ФЗ №156 «Об обязательном пенсионом страховании  в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. (в ред. Федеральных законов  от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 20.07.2004 N 70-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 02.12.2004 N 157-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, с изм., внесенными Определениями Конституционного Суда РФ, от 24.05.2005 N 223-О, от 11.05.2006 N 187-О, от 02.11.2006 N 492-О)
 
    1. Постановление Правительства Российской Федерации  N 63 «Об утверждение правил размещения средств негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» от 1 февраля 2007 г  (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.09.2007 N 583, от 16.04.2008 N 270)
 

1.2 Негосударственные пенсионные фонды и их деятельность

      Негосударственный  пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

      Деятельность фонда по негосударственному  пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

    Деятельность  фонда в качестве страховщика  по обязательному пенсионному страхованию  включает в себя аккумулирование  средств пенсионных накоплений, организацию  инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

    Деятельность  фонда в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию включает в себя аккумулирование  средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

    Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

    Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному  страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

    Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию.

    1.3 Создание фонда,  его государственная  регистрация и  лицензирование деятельности

      Создание фонда осуществляется  в порядке, предусмотренном Федеральным законом №75, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (учредитель), вкладчики, страхователи, участники, застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и государства. Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды