Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:52, доклад
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных стандартов).
Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий - около 50 млн. россиян - учится или повышает свою квалификацию.
Под основным общим образованием в настоящее время понимается девятиклассное образование.
Введение…………………………………………………….1-3
1. Общая структура системы образования РФ…………………..4-14
2. Управление системой образования……………………………15-18
3. Финансирование образования…………………………………19-24
4. Программы развития образования…………………………….25-27
Заключение…………………………………………………28-29
Список литературы………………………………………..30
- международным сотрудничеством.
- учреждения
высшего образования получили
широкие возможности
- сложилась
общественно-государственная
Государственные
гарантии реализации
права на образование
в Российской Федерации:
1. Государство
обеспечивает реализацию права
каждого на образование путем
создания системы образования
и соответствующих социально-
2. Никто не
может быть ограничен в праве
на образование или получать
какие-либо преимущества
3. В Российской
Федерации государством
4. Дошкольное
и общее образование, среднее
профессиональное образование
5. В целях
реализации права на
6. Государство
создает лицам с ограниченными
возможностями здоровья
7. Государство
оказывает содействие в
8. Государство
гарантирует гражданам
9. Государство
в пределах возможностей, предоставляемых
системой образования,
10. Право граждан
на получение образования на
родном языке из числа языков
народов России обеспечивается
созданием необходимого числа
соответствующих
11. Права на
получение образования могут
быть ограничены на основании
федерального закона и только
в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ
12. Качество образования
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, обеспечивается
посредством установления
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.
Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.
Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.
При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.
Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.
Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.
В настоящем подразделе приведены основные
полномочия всех трех уровней управления
системой образования в Российской Федерации,
а также те полномочия, которые законодательно
переданы от федерального центра субъектам
Российской Федерации. Передача полномочий
может осуществляться также от региональных
властей органам местного самоуправления.
Основная
нормативная база:
- Закон РФ "Об образовании"
- Постановление Правительства Российской Федерации N 142 от 24 февраля 2009 г.
- Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам
- Концепция
проекта федерального закона "Об образовании
в Российской Федерации"